Цена секундыВ 70 авариях из 100 автомобилю до полной остановки не хватило одного метраКак и всякие чрезвычайные происшествия, трагедии на дорогах глубоко индивидуальны. Требуется исключительное порой стечение обстоятельств, чтобы судьба свела конкретного водителя с конкретным пешеходом именно в данной точке проезжей части, оставив тому и другому на поиски выхода считанные мгновенья. Любое «чуть-чуть» в такой цепи событий в корне изменило бы конечный результат. Но... взвизгнули тормоза, и машина, клюнув носом, застыла возле распростертого на асфальте человека. Круг случайностей замкнулся, маловероятное стало фактом. А факты тщательно учитываются, исследуются, обобщаются. И тут выясняется, что у всех случайностей есть и общие закономерности. Вот одна из них. Исследования множества наездов на пешеходов показали, что в 70 случаях из 100 автомобилю до полной остановки не хватило всего лишь одного метра. Иными словами, отреагируй водитель на опасность на долю секунды быстрее — несчастья бы не произошло. Вот какова цена реакции водителя. Что же он знает о ней? Как достичь здесь желаемой быстроты? Об этом и пойдет у нас речь. Для каждого человека реакция — закономерный ответ организма на внешнее воздействие. У водителей эти «ответы» вполне определенны: он нажимает на педали тормоза или «газа», поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, подает сигналы, выполняя одно или несколько действий сразу. Впрочем, здесь правильнее было бы сказать «одновременно», ибо в том-то и дело, что при возникновении опасности способность действовать приходит к водителю не сразу. От момента появления препятствия или опасности до начала ответного действия проходит определенное время — так называемый скрытый (латентный) период реакции, период полученияинформации (восприятия препятствия) водителем, ее переработки и принятия решения. Время это колеблется от 0,2 до 2,0 секунды. Потому что в скрытом периоде реакция может быть простой и сложной. Простая — это стандартное, что ли, ответное действие на заранее известный одиночный раздражитель (сигнал). Скажем, зажегся красный сигнал светофора — тормози! Здесь, если к тому же водитель в ожидании запрещающего сигнала уже подготовился к торможению, реакция займет всего 0,2—0,4 секунды. Сложная реакция протекает медленнее, она предполагает выбор нужного ответа из целого ряда возможных с учетом всей дорожной обстановки. Пусть это будет все то же быстрое нажатие на педаль тормоза. Но в ряду других ответов — поворот руля, изменение скорости, подача звукового сигнала — надо отыскать его как наиболее рациональный для данной ситуации. Ответных действий в сложной реакции может быть и несколько. Например, торможение и одновременный поворот руля. Время сложной реакции во многом зависит от особенностей дорожной обстановки. Так, исследования, проведенные НИИ автомобильного транспорта, показали, что среднее время оценки ситуации при помощи зеркала заднего вида составляет 1,91 секунды, а на нерегулируемых перекрестках доходит до 2,5 секунды. Или возьмем такой фактор, как внимание водителя. Езда по безлюдной равнинной дороге не требует большого напряжения — время реакции возрастает. В противоположность этому в условиях интенсивного городского движения мы постоянно начеку и поэтому быстрее реагируем на изменения дорожной ситуации. Если водитель располагает временем для спокойной подготовки маневра, скажем обгона, и внимателен, средняя продолжительность реакции при торможении обычно составляет 0,75 секунды. Но стоит препятствию появиться неожиданно, застать нас врасплох, и она возрастает вдвое — до 1,5 секунды. В нашей стране при расследовании дорожно-транспортных происшествий среднее время реакции для экстренного торможения принято считать 0,8 секунды. Это суммарное время с момента возникновения препятствия (опасности) до начала срабатывания тормозной системы, то есть в него входит и продолжительность моторного периода реакциипереноса ноги с одной педали на другую и приведения в действие тормозов.Эти движения у всех водителей, надо сказать, отработаны в совершенстве, так что моторный период занимает около 0,25 секунды и практически «несжимаем». Стало быть, для сокращения остановочного пути автомобиля при экстренном торможении остается только одно — пытаться уменьшить время скрытого периода реакции. Упомянутые 0,8 секунды, как и всякий средний показатель, могут не отражать истинного положения дела. Отсюда наш первый совет водителям: надо знать свое время реакции и, если оно заметно расходится с нормой, вносить кор ­ рективы в стиль ирежим езды — не развивать высоких скоростей, увеличивать интервалы и дистанцию. Но это лишь первый шаг. Следующий — постараться улучшить время реакции. Измерять и тренировать ее можно, конечно, только на специальных стендах и тренажерах. Промышленность уже начинает выпускать их, а простейшие можно изготовить собственными силами в автотранспортных предприятиях и учебных заведениях. Внедрение их в практику стало необходимым. Но пока, разумеется, тренажеры доступны лишь узкому кругу водителей, широкого применения они еще не нашли. А потому каждый водитель должен знать все «домашние» способы достижения поставленной цели. Первый из них — быть за рулем всегда собранным, предельно внимательным, не отвлекаться от наблюдения за дорогой ни на миг. Если водитель держит себя в постоянной готовности отреагировать на опасность, время реакции будет минимальным. Большое значение имеет и умение предвидеть, прогнозировать развитие событий на дороге. Этот опыт приходит с годами, но развивать наблюдательность надо с первых же дней работы за рулем. Важнейшее условие ускорения реакции — правильный режим труда и отдыха водителя. Если вы устали или нездоровы, лучше не садиться за руль. В состоянии утомления время реакции возрастает, и готовность к ответным действиям, естественно, снижается. Например, через 6—8 часов работы реакция может замедляться на 0,1—0,2 секунды, а это значит, что на несколько метров увеличится остановочный путь вашего автомобиля, понятно, при прочих равных условиях. Усталость может возникать внезапно, особенно при длительной езде в интенсивном потоке транспорта. Почувствовав ее, не надо стараться пересилить себя. Лучше остановиться на 3—5Н ААОРОГАХ ВСЕГОВЕНГРИЯ. Фабрика в Пече начала производство новых светоотражающих перчаток, курток и плащей. Такая одежда делает человека достаточно заметным ночью, в туман и служит предотвращению несчастных случаев с пешеходами. ГДР. В новых жилищных комплексах столицы республики будут строиться пятиэтажные гаражи. Проект предусматривает варианты для 604 и 636 автомобилей. В каждом комплексе закладывается столько гаражей, сколько по прогнозам их понадобится в следующие пять лет, а часть площади резервируется на будущее. Уже сейчас в новых жилых районах на три семьи приходится один легковой автомобиль. Ожидают, что в 1980 году это соотношение будет один к двум. 26 ПОЛЬША. Одним из факторов, влияющих на количество дорожных происшествий, являются атмосферные условия, которые не только ухудшают обстановку движения, но исказываются на биологическом состоянии водителей (недомогание, сонливость, снижение внимания, замедление реакции и т. д.). В Лодзи в течение четырех лет проводилось исследование, имевшее целью установить взаимозависимость между атмосферными условиями и числом дорожных происшествий. Анализ статистики и синоптических сводок показал, что при циклональных ситуациях над городом среднесуточное число дорожных происшествий на 16 процентов больше, чем при антициклоне. АВСТРАЛИЯ. В последние годы возросло внимание к исследованию личных качеств водителя какпричиныдорожных происшествий. В новыхработах проводится идея, что припомощи психологических тестов иклинических обследований можно выявитьпотенциально склонных кдорожнымпроисшествиям . Считается, что наблюдения за отдельными группами водителей втечение длительного времени позволят довольно точно определить вероятностьпопаданияв аварию каждого из них. АНГЛИЯ. С прошлого года значительно увеличены денежныештрафы за различ ­ ные нарушенияправил дорожного движения. Небольшие проступки, скажем нарушение правил стоянки, влекут теперь штраф до 100 фунтов стерлингов, неосторожная, о пасная езда — 200.