32
33
ПРИНТ ЗЧШНМШШ СОЯЕВНОВЯМЯЯ гет>ш№ii/5*; эда^г--*-м«*(р««*м;!-W"'MSBJW;-;*•v-:.".';"::.Ш »?!М1ш1^'Й'По количеству всесоюзных и международных соревнований раллисты уступают, п ожалуй , л ишь мотокроссменам и мастерам спидвея. В нашей ежегодной программе помимо выступлений в зимнем и летних чемпионатах страны значатся еще старты в розыгрыше Кубка дружбы социалистических стран , отдельных этапах личного первенства Европы и мира среди марок автомобилей (например, в Финляндии и Швеции), а также в популярном ралли-марафоне «Тур Европы». Что же принесли последние годы советским раллистам? Н аши команды, к ак правило, удачно выступали в Болгарии на «Золотых песках » , в «Рейде польском», в «Вартбурге» (ГДР) и, конечно, в «Русской зиме». По традиции хорошие результаты мы привозили с марафонс ких соревнований «Тур Европы». Отрадно, что большинство наших автомобильных заводов, и прежде всего АЗЛК , ВАЗ,и жевский , уделяют большое внимание подготовке техникиигонщиковк раллийным соревнованиям. Этот вид спорта не обходит молчанием пресса, радио, телевидение. И все-таки из-за организационных трудностей советские раллисты последние годы были лишены возможности занять в том жерозыгрышеКубкадружбы высокие командныеи личные места. Наш и выступления здесь носили эпизодичес кийхарактер . Мало того что мы стартовали не по полной программе , но ив отдельных этапах были представлены совершенно разные заводские команды, р азныегонщики . На мой взгляд, объяснялось это тем , что Федерация автомобильного спорта СССР участиемв Кубке дружбы стремилась заинтересовать все автозаводы, создавая для них как бы равные условия. Но, повторяю, главная цель — о бщая победа — не могла быть достигнута.Любители спорта, наверное, помнят отличный старт нашей сборной в прошлогоднем розыгрыше Кубка Дружбы социалистических стран по кольцевым автог онкам . На первом этапе, проходившем вМинске , советские гонщики одержали командную победу как на легковых, т аки на гоночных машинах . Во втором классе ( г руппе Ц9) блестящие результаты были показаны ив личном зачете — М. Лайв, В. Барковский и В. Греков заняли все призовые места. «Минское кольцо» стало как бы прологом к острейшей дуэли между опытными чехословацкими гонщиками , не знавшимипораженийв последние годы, и неожиданно (для соперников) окрепшей сборной командой нашей страны. В итоге всех этапов впервые за многолетнюю историю розыгрышаКубка победу в личном зачете на гоночных машинах одержал советский спортсмен Мадис Лаив на «Эстонии — 1 8 » с двигателем ВАЗ — 2 1011 . Второе место завоевал такж енашсборник Владислав Барковский. В общем командном зачете в группах гоночных и легковых машин мы уступи ­ ли лишь чехословацким друзьям, оставив позади сильных гонщиков ГДР, П НР , Венгрии. К этому успеху мы шли долго. Причем подготовка велась по разным направлениям. В 1971 году советсние автоспортсмены, п рименявшие до тех пор двигатели «Вартбург» из ГДР, п ерешли , на отечественные моторы ВАЗ. Т аллинский завод постоянно совершенствовал свои «Эстонии». В этом ему помогали исамигонщики . Т ак , в прошлом сезоне удалось облегчить «Эстонию — 1 8 » на 40 ки ­ лограммов. Появилась и новая машина — «Эстония — 1 9 » , на которой выступал Э. Гриффель. Более тщательно подготовил свои легковые автомобили ( г руп ­ па А2) В олжский автозавод. Удачным оказалось использование специальных покрышек типа «Сликс» с разным рисунком протектора, рассчитанных32 О достижениях авто- и мотоспортсменов в девятой тренеры и напитаны сборных команд Советского СоюзапятилеткеговорятВ преддверииXXV съезда КПСС мы подытоживаем то, что сделано за ми ­ нувшие годы, которые на языке советской экономики зовутся привычным словом «пятилетка». Пятилетка промышлен ­ ности, пятилетка транспорта, пятилетка ДОСААФ . . . О бобщаются данные плановиков, статистиков, выстраиваются вко ­ лонки цифры роста и достижений. Н о одни они не могут дать полной картины. С лишкоммногогранна наша жизнь, и лишь высветив каждуюиз этих граней, получишь полновесный ответ — что же сделано. На этих страницах речь пойдет о спортивной деятельности нашего Краснознам енногооборонного Общества, а точнее ободном из его направлений — участии советских авто- и мотоепортсме нов вмеждународных спортивных со ­ стязаниях за последние пять лет.Не секрет, что каждый успех, достигнутый в мировых чемпионатах или на больших международных встречах, ш и ­ рит у нас в стране армию поклонников автомотоспорта, агитирует за него. В этом смысле многое сделали за последний год мастера ледовых гонок, мотокросса и спидвея, мотоболисты, автомоделисты, раллисты, кольцевики-автомобилисты. В их активе — золотые медали чемпионов миравмотокроссе (класс 3 250 CM Jи мотогонках по льду, с ереб ­ ряные — в командных гонках по гаревой дорожке , золотые медали вмежду ­ народных шестидневных соревнованиях ФИМ 1972 года, победы в ралли «Тур Европы», в чемпионатах континента по автомодельному спорту, в розыгрыше Кубка Европы по мотоболу. Весьма успешным для советских гонщиков оказался 1975 год. Наши автоспортсмены принесли XXV съезду КПСС свои подарки . Впервые ими выигран Кубок социалистических стран по авторалли. Впервые же советский спортсмен одержал личную победу врозыгрыше Кубка соцстран по кольцевым автогонкам. У спешно выступили и картингисты вКубкедружбы . Н е подкачали и мотоциклисты. О ни завоевали все медали чем ­ пионата мира в мотогонках по льду. В пятый раз стали обладателями Кубка Европы по мотоболу, в пятый раз — вице-чемпионами вкомандном первенстве мира по спидвею. Все это обнадеж ивающие итоги, но онине могут за ­ слонить тех проблеми нерешенных за ­ дач, которые стоят перед советским аетомотоспортом. Так можно охарактеризовать тему бесед корреспондентов журнала с тренерами и капитанами сборных команд.<Советские спортсмены — ч лены сборной командыстраны перед началом личного чемпионата мира по мотогонкам нальду (справа налево): В. Московских, В. Р аспопин , А. Сухов, С. Тарабанько, В. Дубинин, В. Смирнов, В. Чапало, С. Каз аков , В. Цыбров. Фото В. ГорловаЗА МЕСТЬ ФЛАГАВ минувшем году был опробован иной подход кнашему выступлению в Кубке. Прежде всего, советские раллисты стартовали уже во всех шести этапах. И хотя на каждом из них сборная команда базировалась на разных заводах, ее кост як — т риэкипажа не претерпел изменений: это супруги Галина и Анатолий Козырчиковы (ВАЗ — 2103), Я. А гишев — М. Титов («Москвич—412», АЗЛК) и яс А. Брумом (ижевский «Москвич — 4 12 » ) . Каждый из трех заводов выделял и сервисную службу со своими механиками . Новшество себя полностью оправдало. Уже после третьего этапа — «Рейда польского», где нами была одержана победа, советская сборная вышла в лидеры. Жаль, двум экипажам из трех не пришлось стартовать в ГДР (в это время мы готовились к «Туру Европы»). Тогда, возможно, у же перед последним этапом — «Русской зимой» наша команда могла бы принимать поздравления с выигрышем Кубна дружбы. А так пришлось ждать до декабря. Но главное — почетный трофей завоеван. Это большой успех. Его полностью разделяют наши заводы, немало сделавшие для повышения ходовых качеств «москвичей» и «жигулей». А впереди нас ждут новые соревнования, е ще более трудная спортивная борьба. Мы, спортсмены, надеемся, что автомобильные предприятия продолжат работы по улучшению мощностных показателей моторов, увеличению надежности ходовой части автомобилей. Немаловажно обеспечить «боевые» машины необходимым количеством резины с различным рисунком протектора. Современное ралли очень насыщено скоростными участками с разнообразным профилем и покрытием дорог. На ралли в Чехословакии мы еще раз убедились, к акое огромное значение имеет установка шин , соответствующих тому или иному покрытию дороги. Частая смена резины требует от сервисной службы высокой квалификации, новейшего оборудования. Сейчас на замену колес у нас уходит 2,5 — 3 минуты. Это много, если учитывать, что некоторые зарубежные механики управляются за полторы минуты. А ведь в ралли каждая секунда на вес золота. Ну и, конечно, нам, спортсменам, необходимо повышать свое мастерство. Помогают в этом регулярно проводимые сборы, однако пользы от них было бы значительно больше, если бы существовала научно разработанная, проверенная на практике методика тренировок. К сожалению, ее пока нет. Если суммировать все, то можно сказать, что у нас еще есть немало неиспользованных резервов, которые могут помочь нам в достижении новых успехов на зарубежных трассах. Важно только привести их в действие.на сухие и на мокрые от дождя трассы. Н аша сборная пополнилась новыми способными спортсменами. Вместе с опытными Э. Гриффелем, М. Лайвом, В. Грековым ее цвета защищают сейчас В. Барковский, А. Замыслов, Ю. Терен ецкий , В. Богатырев. Пополнение хорошо зарекомендовало себя в ответственных стартах и немало сделало для общего успеха. Значительные изменения претерпел тренировочный процесс. До последнего времени у нас в кольцевых автогонках не было методики подготовки мастеров высокого класса. В составе группы советских спортсменов и тренеров я побывал в Англии и ознакомился с опытом работы школы гонщиков (об этом подробно рассказал заслуженный мастер спорта В. Щавелев в январском номере «За рулем» за 1976 год). Кое-что из увиденного применил на весенних сборах в Риге. Проехав с каждым сборником потрассе «Бикерниеки», я внимательно наблюдал действия моих подопечных. Оказалось, что почти все допускают ошибкив переключении передач, выборе оборотов двигателя, траектории прохождения поворотов. Вряд ли правомерно утверждать, что огрехи эти теперь устранены, но несомненно одно: у спортсменов появился творческий подход ик своей водительской подготовке, и к изучению дистанции, и к применению тех или иных технических новинок. Главное же , что достигнуто, — поверили в свои си ­ лы. Теперь у каждого появилось хорошее спортивное самолюбие, готовность постоять за честь команды. Эти качества не раз демонстрировали наши гонщики на этапах розыгрыша Кубка. В Чехословакии, после того как из-за поломки в коробке передач сошел с дистанции М. Лайв, его товарищ В. Барковсний практическив одиночку сражался с хозяевами трассы и буквально на последних метрах вышел на второе место. Тот же Лайв перед стартом последнего этапа в Польше серьезно повредил рукуи тем не менее всю дистанцию возглавлял гонку. Если бы не тряска автомобиля (соревнования проходили на аэродроме с выступающими швами между бетонными плитами), Мадис выиграл бы и этот этап. Но рука настолько опухла, что не держала руль, и наш гонщ ик финишировал вторым. Могли бы мы выиграть Кубон? В группе гоночных машин — безусловно. Нас подвели сходы из-за технических неисправностей. Чехословацкие жегонщики , к ак правило, к аждый этап заканчивали вчетвером и получали полноценный зачет. Отсюда вывод: нужно более тщательно готовить технику . В группе легковых автомобилей задача труднее — улучшенным, но все же серийным « ж и ­ гулям» тяжело спорить со специальными «шкодами». Но и здесь мы способны добиться более высоких результатов.33