Не надо давить никого! Эта мысль содержится в письмах многих водителей. Вот отрывки только из двух. Г. Д О СТАЛЬ из Котовска, шофер первого класса: «Много мне приходилось за мою работу предотвращать наезды на животных. Были такие случаи, что избежать их было очень трудно, и все же ни одного животного за свою долгую шоферскую жизнь я не задавил». А. ЗМОЙРО из Москвы: «Вспоминаю случай на дороге недалеко от Запорожья. Остановившись на короткий отдых, я увидел маленького беленького щенка, перебегавшего автостраду перед быстро приближающимся груженым КрАЗом. Все видели, какое невероятное усилие сделал шофер, чтобы затормозить. Щенок остался жив. Сколько радости было в глазах его хозяев!» Мне понятна горячность, с какой вступаются за животных многие авторы писем. Но этого, видимо, мало. Надо создать такую атмосферу на дорогах, когда бы живодерство получало дружный отпор. Начинать можно хотя бы с того, что сообщать номер машины автохулигана в ГАИ и добиваться, чтобы по этому поводу были приняты меры. В заключение хочется сказать о самом главном, о том, ради чего, собственно, я и взялся за перо. Товарищ Богдан пишет, что, мол, заботясь о животных, я забыл о человеке. Отвечу на это, что именно с думой о человеке, о его достоинстве, нравственном облике и приступил як теме. Чтобы быть полностью понятым, скажу так: в конце концов, дело не в собаке. Водитель, проявивший жестокость по отношению к животному, потенциально опасен и для людей. И читатели журнала, судя по откликам, прекрасно разобрались, о чем речь. Вот что написала по этому поводу 3 . БУЛАНОВА из Клина Московской области: «Совесть не мучает таких людей. И это говорит о том, что перед нами ограниченный, неполноценный человек. А неполноценный человек, не отвечающий за свои поступки, опасен не только для животных, случайно оказавшихся на дороге, но еще более опасен для людей. Такой человек не считается ни с чем, если чувствует свое превосходство. Такому ничего не стоит загнать в кювет машину, если эта машина меньше той, на которой он едет сам». Как видите, проблема, затронутая в статье, отнюдь не «собачья», а чисто человеческая. Мне хотелось показать, что сухой рационализм может быть возведен до абсурда, а утилитарный подход к окружающему миру способен превратиться в слепую воинствующую жестокость. И ей должен быть поставлен такой же прочный заслон на дорогах страны, как пьянице и хулигану эа рулем.СТАТИСТИКА ДОРОЖНЫХ ТРОИСШЕСТВИЙЗимой водитель, может быть, как никогда ценит надежную, поддерживаемую в хорошем состоянии дорогу. К сожалению, определенный разрыв между техническими возможностями современных автомобилей и качеством наших дорог ощущается все острее, все заметнее сказывается на безопасности движения. Неудивительно: ведь дорожные условия определяют скорость транспортных средств, величину их тормозного пути, устойчивость при маневрах. Если в городах в этом смысле дела обстоят более или менее благополучно, то на дорогах вне населенных пунктов рост дорожных происшествий по этой причине в ряде республик, краев и областей очень значительный. Так, например, из-за неудовлетворительных дорожных условий количество происшествий в 1974 году по сравнению с 1973 годом в Киргизской ССРИнформирует ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРувеличилось на 59,5%, в Украинской ССР — на 45,7%, в Таджикской ССР — на 40,5%, в Азербайджанской ССР — на 39,1%. Более того, такие дорожные происшествия сопровождаются, как правило, очень тяжелыми последствиями. Особенно высока их тяжесть в Азербайджанской ССР, где на каждые 100 происшествий приходится 48 погибших, в Грузинской ССР — 45, в Киргизской ССР — 39, в Казахской ССР — 37. Для сравнения укажем, что в среднем в 100 дорожных происшествиях по любым причинам погибает лишь 19 человек. Каковы же основные причины этих дорожных происшествий? Мы рассмотрим этот вопрос на примере только четырех союзных республик, представляющих географически почти все наши климатические зоны, — на примере Латвии, Армении, Украины, Таджикистана (см. таблицу).Происшествия на дорогах общегосударственного и республиканского значения в 1974 году по основным видам неудовлетворительных дорожных условий (в % от общего количества ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий) Скользкое покрытие 54,0 51,2 61,2 75,8 Плохое состояние обочин 8,6 4,7 9,5 3,0 Плохое содержание зимой 5,8 2,3 1,1 0 Отсутствие инженерных обустройств 1,4 0 1.9 6,1 Отсутствие знаков в необходимых местах 8,6 2,3 2,6 0Союзная республика Латвийская ССР Армянская ССР Украинская ССР Таджикская ССРНеровности10,8 16,3 7,6 6,1меньше, чем без этих остановок. А у миллиона курящих шоферов это составит астрономическую цифру недопробега из-за перекуров. Тоже внушительная статистика. По-видимому, каждому курящему водителю полезно знать то, о чем пишет автор заметки «Брось сигарету!», но от категорических выводов тут следует воздержаться. Хотя бы потому, что ни один истинный водитель не потянется за сигаретой, если обстановка на дороге не абсолютно спокойна. А если по курсу все ясно, почему бы и не покурить? Тем более, что опытного шофера-курильщика это практически нисколько не отвлекает от наблюдения за дорогой. 0В СМИРН г. МоскваКак видите, из общего числа факторов, оказывающих влияние на возникновение таких дорожных происшествий, почти 80% связаны с неудовлетворительной работой дорожно-эксплуатационной службы (скользкое покрытие, неровности проезжей части, плохое содержание дорог в зимнее время и т. д.) и только около 4% вызваны недостатками в организации движения (отсутствие в необходимых местах линий разметки и дорожных знаков). Наибольшее число происшествий вызывается скользким покрытием и неровностями проезжей части. Причем последнее обстоятельство особенно дает знать о себе на областных и местных дорогах. Скажем, в Азербайджане, Армении и Литве количество происшествий по этой причине в два—четыре раза больше, чем на дорогах общегосударственного и республиканского значения. Заметное влияние на безопасность движения оказывает и плохое содержание обочин. Особенно на Украине, в Азербайджане, Молдавии и Латвии, где из-за этого случается от 10 до 20% происшествий. Плохо поставлен в ряде мест и уход за дорогами в зимнее время, очистка их от снега, борьба с гололедом. Например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии даже на дорогах общегосударственного и республиканского значения с этим фактором связано до 10% дорожных происшествий из-за неблагоприятных дорожных условий. Понятно, что плохое содержание дорог существенно ухудшает обстановку и режимы движения, держит водите-. лей в постоянном напряжении. При езде по неровным дорогам водитель быстрее утомляется, у него снижается внимательность, замедляется реакция. Скользкое покрытие при гололеде, битумных пятнах, листопаде, а также съезд на неукрепленную, раскисшую обочину нарушает контакт колес автомобиля с дорогой и может привести к аварийной ситуации. Все сказанное говорит за то, что дорожно-эксплуатационная служба обязана уделить больше внимания состоянию наших автомагистралей, своевременному проведению всех работ по уходу за ними. Неослабный в прямом смысле слова дорожный надзор требуется и со стороны органов Госавтоинспекции. И конечно, выводы из приведенной здесь статистики должны сделать для себя сами водители. Им надо быть еще более внимательными и осторожными. Внимательными — в оценке обстановки, осторожными — в выборе скорости движения. И помнить всегда, что она, в конечном счете, диктуется не мощностью двигателя, а дорожными условиями. 25