XXVсъезду КПССПод знаком изучения опыта работы прошли очередные сборы руководителей автошкол, которые провел ЦК ДОСААФ на базе таганрогской образцовой перед началом 1975—1976 учебного года. Заботой о завтрашнем дне, и прежде всего — о повышении качества подготовки водителей для армии были проникнуты выступления участников сборов. Наш корреспондент встретился там с некоторыми руководителями автошкол. Предлагаемый материал не претендует на исчерпывающее решение всех проблем, поставленных жизнью перед учебными организациями оборонного Общества. Это — запись размышлений, сделанная во время беседы, в которой затрагивался лишь один аспект работы — подготовка специалистов для Советских Вооруженных Сил. Корреспондент. К обоюдному удовлетворению, здесь собрался довольно представительный отряд начальников автошкол, коллективы которых хорошо потрудились в девятой пятилетке. Вижу Василия Михайловича Денисова из Свердловска, Евгения Григорьевича Шелуханова из Ташкента, Александра Яковлевича Сульдина из Читы, Ефима Ивановича Приймака из Чернигова, Василия Дор жиевича Цыбикова из Улан-Удэ. Большинство из них являются обладателями Красных переходящих знамен Военных советов округов. Высоко несут факел социалистического соревнования тбилисская, тираспольская, ереванская, камчатская автошколы. Эти коллективы представляют сегодня Отарий Петрович Гачава, Леонид Леонтьевич Ройзен, Аветик Гургенович Миракян, Виктор Иванович Дагаев из Петропавловска-на-Камчатке. Автошколы, которыми они руководят, тоже успешно закончили учебный год и теперь, как и все здесь собравшиеся, достойно встречают XXV партийный съезд. Первый вопрос, который хотел бы предложить для обсуждения, сформулируем так:соли, все равно в образцовые не выберемся...» Что бы ответил на это, например, товарищ Сульдин? Так ли уж тернист этот путь? А. Я. Сульдин. Зачем же столько соли есть. Обопьешься. Работать надо так, чтоб соль на спине выступала — другое дело. Но если серьезно говорить, «выбиться в люди» нелегко. Существует положение об образцовых автошколах, утвержденное ЦК ДОСААФ СССР. В нем и впрямь столько условий, что, читая их по первому разу, думаешь: да разве все это выполнимо? А выходит — выполнимо. Рядом сидит мой друг и соперник по соревнованию — начальник улан-удэнской автошколы Василий Дор жиевич Цыбиков. Он тоже когда-то сомневался. Но труд, упорство сделали свое дело. В девятой пятилетке наши соседи особенно много поработали. Да и помощь солидную получили от обкома партии, облисполкома, ЦК ДОСААФ . Недавно в новое трехэтажное здание переехали, расширяют гаражное хозяйство, закладывают общежитие. Когда-торода построено трехэтажное здание. Просторные классы, спортивный, актовый залы, ленинская комната, методический кабинет и многое другое получили преподаватели и курсанты для плодотворных занятий, политического, воинского воспитания. Сейчас сооружаем гараж, оборудуем автодром, одним словом, оснащаемся по-современному. Д о совершенства еще, правда, далеко, но то, что сделано, здорово всколыхнуло коллектив, положительно сказалось на успеваемости курсантов, их технической, моральной и физической подготовке. Разумеется, сделаны лишь первые шаги. В новой пятилетке — пятилетке эффективности и качества — будем добиваться, чтобы каждый наш выпускник назубок знал технику, обладал хорошими практическими навыками, был морально и физически подготовлен к несению армейской службы. Е. Г. Шелуханов. Вижу, энергичные дальневосточники завладели разговором. Молодцы. Чувствуется, болеют за дело. Их моральный подъем я личноСоревнование—залогв отстающих ходили, а теперь в первые ряды вышли, даже обогнали нас. О том, чтобы солью питаться, не помышляют. Но здесь я должен оговориться, что имею в виду истинно образцовые школы, каких немало. Но чего греха таить — можно найти и такие учебные организации, у которых на вывеске — образцовая, а приглядишься — ничего показательного там-то и нет. Порой за средним баллом да за внешним оформлением классов и коридоров самая что ни на есть посредственная псдготовка курсантов к сложной работе военного водителя. В. Д. Цыбиков. Стремились успевать за читинцами, Александр Яковлевич, да нелегко было угнаться! Кажется, шестой год вы в образцовых? И, почитай, семь лет переходящее Красное знамя Военного совета округа держали. Теперь его нам передали. К сказанному Сульдиным добавлю. Совершенно ясно, что в новой пятилетке — пятилетке эффективности и качества требования к автошколам возрастут и главным мерилом образцовости, наряду с существующими требованиями, станет как раз высокий уровень умений и знаний каждого из выпускников школ. А это зиждется на пяти китах: современная материальная база, новейшие технические и другие средства обучения, высококвалифицированные кадры преподавателей и инструкторов, требовательность в сочетании с контролем и, конечно, действенное социалистическое соревнование. В. И. Дагаев. Если воспользоваться формулировкой товарища Сульдина, то можно сказать, что наш коллектив не выбился пока в люди, то есть не образцовый еще. Верно, трудное это дело, но, уверен, достижимое. В новой пятилетке обязательно добьемся этого высокого звания. Корреспондент. Раньше не задавались подобной целью? В. И. Дагаев. Не объявляли громогласно, знали, что не вытянем. Теперь есть уверенность. В чем она? Как иу товарищей из Улан-Удэ, у нас в центре гообъясняю во многом тем, что они очень обрадованы новостройками, новыми автомобилями, оборудованием. И верно: как не радоваться такому богатству. Скоро настанет, наверное, момент, когда ни одной досаафовской учебной организации не увидишь в старых помещениях с бедными аудиториями. А это, как видите, зависит от нас самих, от инициативы, настойчивости руководителей комитетов, школ. Широкая дорога должна быть техническим средствам обучения — автодромам, тренажерам, программированным устройствам, действующим макетам. А то я слышал, что есть целые области, даже республики, где в автошколах Общества нет ни одного действующего макета. Рационализаторов нужно поддерживать. Здесь правильно говорилось: одним из путей к тому, чтобы в нашем оборонном Обществе было больше хороших автошкол, является обмен опытом. Но нужно сделать его более оперативным. Вот, казалось бы, мелочь: в свое время группа наших рационализаторов предложила схему двойного управления с рулевой колонкой на автомобиле ГАЗ—66. Инструктора вождения буквально мучались без нее. Предложение было поддержано в школе и быстро внедрено. Потом оно появилось в журнале «За рулем». Сколько мы благодарственных писем получили из автошкол.Труден ли путь в передовики!Дело в том, что в нашей редакционной почте есть письма, авторы которых просят чаще рассказывать об опыте правофланговых. Есть прямые вопросы: как стать в ряды образцовых? Было и такое письмо: «Если мы в нашей школе, говорилось в нем, съедим даже тоннуПроблемы, которые надо решатьКорреспондент. Не секрет, что некоторые автошколы, добившись звания образцовых, потом сдают свои позиции, получают при проверках низкие оценки и, как говорят, сходят с пьедестала почета. Как это объяснить? В. М. Денисов. Звание образцовой ведь не присваивается пожизненно. Надо постоянно быть на уровне современных требований, не скрываться за средним баллом, строже оценивать результаты своего труда. Тогда дела пойдут лучше. Порой некоторые коллективы успокаиваются на достигнутом, лишаются зва-За нашу Советскую Родину!Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 года 2