fМаленькая рюмкабольшая бедаи промчалась мимо. Как ни высока была скорость, я сумела разглядеть водителя. Он был пьян. Так вот откуда дурная слава о дороге. За четыре месяца в Туве подобных встреч, к сожалению, было немало. Многие тувинские машины имеют нерабочий вид — помятые капоты, разболтанные кузова. До такого состояния их доводят пьяные водители. «Вот бы сюда, — думала я не раз, — нашу московскую ГАИ!» У винно-водочного магазина в Кызыл-Мажалыке — очередь автомобилей. Через какое-то время в них сядут нетрезвые шоферы, и никто их не остановит! На Чербинской дороге я стала свидетелем такого зрелища. Трактор кренило от одной обочины к другой, а тракторист вцепился в штурвал, чтобы не упасть. Пьяными садятся за руль даже водители рейсовых автобусов. Что уж говорить о любителях. Во второй половине дня редкий мотоцикл неПисьмо водителя Лаймы Волдемаровны Шишовой комментирует кандидат медицинских наук Александр Александрович БАЖИН. То, что увидела автор письма на горных дорогах Тувы, — вопиющее нарушение дисциплины и этики шоферской профессии. Здесь, конечно, необходимы решительные меры по наведению порядка. С этим согласится любой водитель. И все-таки каждое третье дорожно-транспортное происшествие, как показывает статистика, совершается водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Трудно поверить, но это факт: человек, знакомый со сложной, требующей нервного напряжения работой на транспорте, рискует садиться за руль нетрезвым. И в основном речь идет не о тяжелом хроническом заболевании — алкоголизме, при котором вождение автомобиля вообще немыслимо. Виновниками большей части таких происшествий оказываются водители в состоянии совсем легкого опьянения. Вот почему приходится снова и снова напоминать о том, что даже и после маленькой рюмки у человека исчезает осторожность, предусмотрительность, чувство меры и ответственности. Насколько нарушается внимание при опьянении, показывает такой, например, эксперимент. Опытному наборщику дали перед началом смены 50 граммов водки. Оказалось, что скорость набора снизилась на 16—20 процентов, а число ошибок увеличилось на 30 процентов. В другом опыте участвовала группа стрелков. Все они, стреляя из малокалиберной винтовки по мишеням на расстоянии 50 метров, выбивали от 90 до 96 очков из 100. После того, как стрелки выпили по 100 граммов водки, их результат снизился до 26—30 очков. Я не случайно привел данные именно этих экспериментов. Разве профессия шофера не требует той же точности движений и сосредоточенности внимания? Не удивительно: наблюдения за шоферами, выполнявшими определенные упражнения на тренажере, показали, что при легком опьянении в среднем 16 процентов совершаемых ими движений ошибочны, а скоростьДорогая редакция! Хочу поделиться далеко не радостными впечатлениями об одной командировке. Я работаю шофером в проектно-изыскательском институте «Союзгипролесхоз». В прошлом году меня командировали в Тувинскую АССР. Едва я съехала с железнодорожной платформы в Абазе, как меня стали устрашать дорогой в Кызыл-Мажалык. Мол, и опасна она, и тяжела даже для водителей-рейсовиков. Однако все эти страхи были преувеличенными. Дорога широка и совсем не загружена транспортом. Ждала, когда же начнется узкая дорога с крутыми поворотами, но так и не дождалась. Ехала спокойно, любуясь дремучей тайгой и яркими сибирскими цветами на склонах сопок, окаймляющих дорогу. За 240 километров пути всего несколько интересных поворотов, отдаленно напоминающих горные дороги Кавказа. Но кое-где попадаются остатки разбитых автомобилей. Это удивило меня. Впрочем, скоро появилась и разгадка. Неподалеку от Кызыл-Мажалыка на повороте по левой стороне несется навстречу мне автоцистерна с недопустимо высокой скоростью. Я свернула на обочину и прижалась к самому обрыву. А цистерна передо мной резко вильнула вправо, чуть не влетев в канаву, 26выписывает на дороге замысловатые иероглифы. Пьяные мотоциклисты везут в колясках женщин, детей. Вероятно, никто не задумывается о последствиях. За четыре месяца я не видела, чтобы на дороге задерживали пьяных водителей. А ведь здесь нужны самые строгие меры наказания. Одиннадцать лет работаю я за рулем, исколесила немало дорог. Много хорошего могу рассказать о коллегах-водителях, которые дорожат званием своей профессии. Горжусь, что тоже принадлежу к беспокойной шоферской семье. И считаю, что закоренелым пьяницам нет места среди нас. Их нужно строго судить, чтобы навсегда изжить пьянство в шоферской среде. Садясь за руль, мы берем на себя ответственность за чужие жизни. Пьяный водитель — это преступник, потенциальный убийца. Как он обращается с дорогостоящей техникой, видно по этим двум фотографиям. Я их сделала в один день на Усинском тракте. Представляете, сколько жизней может быть загублено по вине таких водителей! Я не думаю, что в Туве все шоферы плохие. Но положение с пьянством за рулем там очень серьезное. И с этим невозможно мириться! С уважением Л. ШИШОВА, водитель