32
33
ПОБЕДНЫЙ «AKKOPAРУССКОЕ ЗИМЫ"Полгода отделяли последний, шестой этап Кубка дружбы социалистических стран от первого. Участники этого марафона стартовали в мае по дорогам Венгрии под ливнем весенней грозы, а закончили борьбу за почетный трофей на заснеженном московском ипподроме, преодолев многие сотни километров по зимним трассам нашей страны. Вспомним о том, как прошла наша сборная долгий путь Кубка. Раунд первый — ралли «Волан» в Венгрии. Здесь у нас третье место, после чехословацкой и болгарской команд. Следующий этап — «Золотые пески» в Болгарии, и снова третье место, а впереди польские и чехословацкие автомобилисты. Но тем не менее в общем зачете наша сборная уже вторая. «Рейд польский» принес советской команде первую победу и вывел ее в лидеры. «Татры» в Чехословакии, хотя и завершились успехом польских раллистов, второе место, занятое нашей командой, сохранило ей лидирующее положение. И наконец, «Вартбург» (ГДР) — пятый этап. Здесь советская сборная выступала в ослабленном составе: занятые участием в других международных соревнованиях, не стартовали экипажи С. Врундзы и А. Козырчикова, вынужден был переквалифицироваться из штурмана в водителя А. Брум. Итог — третье место, после команд ГДР и ЧССР, но все то же положение лидера. Любопытная деталь: ни одной из команд, кроме ГДР, на первых пятиэтапах не удалось выиграть ралли в родных стенах. Две победы было на счету польских гонщиков, по одной — у автомобилистов СССР, Чехословакии и ГДР. О чем это свидетельствует? Прежде всего о равенстве сил соискателей почетного трофея, о необычайно остром соперничестве в борьбе за общую командную победу. А самой твердой, самой стабильной была поступь нашей сборной. Ей, единственной, удалось на всех пяти этапах неизменно держаться в призовой тройке. Не обладая специальными, сверхмощными раллийными автомобилями типа «Рено-17-гордини», «ФИАТ-124спайдер-абарт», двигатели которых развивают 150—180 л. с , советские гонщики на «москвичах» и «жигулях» проявляли завидную волю к победе, высокую ответственность за командный результат. Основная нагрузка легла на три основных, так называемых сквозных экипажа: С. Брундза — А. Врум («Москвич—412-ИЖ»), А. Козырчиков — Г. Козырчикова (ВАЗ) и Я. Агишев — М. Титов («Москвич—412» АЗЛК). И пусть ни разу не удалось им потеснить с первых личных мест в абсолютном зачете болгарина И. Чубрикова, поляков А. Ярошевича и В. Крупу, их вклад в командную копилку, в общий успех был неизменно самым весомым. И вот заключительный, шестой этап Кубка — ралли «Русская зима». Во Львов и Черновцы, где давался старт, прибыли все команды — ВНР, ГДР,Колонна автомобилей на дорожке московского ипподрома, где проходило торжественное открытие ралли «Русская зима».Фото В. Ш иршоваНРБ, ПНР, СССР и ЧССР. Составы самые боевые, в том числе экипажи A. Ярошевича, И. Чубрикова, Б. Крупы — наиболее реальные претенденты на победу в личном абсолютном зачете по итогам всех этапов. Советскую сборную представляли С. Брундза — B. Бородин, А. Козырчиков — Г. Козырчикова, К. Гирдаускас — В. Рожукас, Я. Агишев — М. Титов и Е. Безногое — В. Иевлев. Всего на старт вышло 55 экипажей. Для значительной их части — советских — соревнования предстали как бы в двух лицах: в рамках «Русской зимы», на той же трассе и по той же программе разыгрывалось первенство страны (автомобили группы 2). Сразу отметим, что положение о соревнованиях включало ряд условий, редко встречающихся сейчас в мировой практике. Так, трасса протяженностью более 2000 километров не была открыта для тренировок, и участники при прохождении ее пользовались лишь подробной схемой маршрута. В связи с этим режимы дорожного движения не представляли особых трудностей. Скажем, на весь 232-километровый путь от Львова до Ровно отводилось около 5 часов. Таким образом, опоздания на пункты контроля времени практически исключались. Они могли возникнутьРедакция «За рулем» учредила на ралли «Русская зима» два приза — лучшим зарубежному и советскому спортсменам. Кубки журнала были вручены Блажею Крупе и Каститису Гирдаускасу. По традиции — короткие интервью с ними.Б. К РУПА . Мне 29 лет, работаю руководителем авторемонтной станции в Варшаве. Автоспортом занимаюсь с 1969 года, сначала был водителем, а затем четыре года — штурманом. Уверен, чтобы стать хорошим гонщином, н ужно обязательно пройти штурманскую школу. Место рядом с водителем самое удобное для изучения и анализа способов скоростного вождения автомобиля. Прежде всего этим я объясняю успехи советского гонщика Анатолия Брума, долгое вре-Б. Крупа. 32К. Гирдаускас. Нубон дружбы у советских раллистовСборная команда Советского Союза («сквозные» экипажи) — слева направо: М. Титов, С. Брундза, Я. Агишев, тренеры В. Щавелев и Э. Альбощин, А. Козырчнков. Г. Козырчикова, В. Бородин.После короткого отдыха гонщики вышли на старт второго, основного этапа «Русской зимы» — более чем 800километрового маршрута знаменитого «Золотого кольца» М осква — З агорск — ' лександров — Владимир — СуздальИваново — Ярославль — Ростов — Переславль-Залесский — Нагорье — Талдом — Дмитров — Москва. Здесь поджидали спортсменов десять из одиннадцати скоростных испытаний, а первым среди них была гонка на заснеженном столичном ипподроме. Чубри-только из-за технических неисправностей или аварий, что, кстати, и произошло с несколькими автомобилями, в том числе и сервисными. Эти особенности ралли переносили акцент борьбы за личные и командные результаты на одиннадцать специальных испытаний — кольцевых и ипподромных гонок, слаломов и других скоростных состязаний. Все они и составляли изюминку «Русской зимы » : такого разнообразного (хотя и небольшого количественно) ассортимента спецучастков не было ни на одном из предыдущих этапов Кубка. Самым примечательным на всем пути из Львова и Черновцов в Москву оказалась ночная гонка на малом кольце киевской трассы. Здесь чистый асфальт перемежался с обледенелыми участками, и в темноте, на большой скорости спортсменам нелегко было приноровиться к постоянно меняющемуся дорожному покрытию. Но лидеры, в том числе и все наши экипажи из сборной, достигли на трех кругах кольца примерно одинаковых секунд. Исключение составил И. Чубриков: он выиграл больше минуты у Б. Крупы, показавшего второе время. Этот результат, учитывая, что соперники примерно равны по мастерству и выступают на одинаковых машинах «Рено-17гординн», вызвал у некоторых участников даже недоверие. Но так или иначе Чубриков прибыл в Москву лидером, а наши раллисты — первыми в, командном зачете.кову вновь удалось (правда, лишь на 4,8 секунды) опередить Крупу. А. Ярошевич из-за поломки коробки передач не закончил дистанцию и выбыл из соревнований. Советская команда и здесь оказалась на высоте: Гирдаускас, Брундза, Козырчиков и Агишев показали очень хорошие, хотя и не лучшие секунды и упрочили лидирующее положение. Но Чубриков все же не стал победителем ипподромной гонки: его результат превзошла шедшая в последних заездах целая группа советских спортсменов, участников первенства СССР. А затем кавалькада автомобилей на сутки покинула Москву. И на всем протяжении маршрута тысячи любителей спорта из городов, окрестных сел и поселков встречали и провожали участников «Русской зимы». В плотном кольце зрителей проходили гонка по ночным улицам Суздаля, слалом в Иванове, другие скоростные соревнования. И почти каждое из них выиграл В. Крупа. Разрыв между ним и Чубриковым таял буквально на глазах. Но это уже не была дуэль. В спор между ними смело вмешались К. Гирдаускас и С. Брундза. Более того, первый опередил Крупу на трех скоростных участках и вплотную приблизился к лидерам. Справедливости ради нужно сказать, что ив нашей команде случались неприятности, последствия которых могли повлиять на ее турнирное положение. Только оперативность сервисной службы АЗЛК позволила быстро сменить вышедшую из строя коробку передач у ижевского «Москвича» Брундзы. Но в одном случае и «технички» оказались бессильны: вылетев на скоростном участке с трассы, Е. Безногов выбыл из соревнования. Сборная СССР продолжила борьбу четырьмя экипажами. И вот наконец снова Москва, снова ипподром—последнее испытание. Победа нашей команды уже не вызывала сомнений. Иное дело лидеры в личном зачете: заключительная гонка еще могла внести коррективы в их окончательную расстановку. Чубрикову, чтобы занять первое место, нужно было на трех кругах ипподрома отыграть у Крупы почти 12 секунд, но все, что он мог сделать, это пройти дистанцию на 1,4 секунды быстрее соперника. Абсолютно же лучший результат здесь показал Гирдаускас: выиграв четвертое скоростное испытание, он вышел в итоге на третье место среди участников «Русской зимы». Четвертым был экипаж С. Брундза — В. Бородин, пятым — А. и Г. Козырчиковы, шестым — А. Брум — В. Куковякин, седьмым — Я. Агишев — М. Титов. Сборная СССР, почти на триста очков опередив ближайших конкурентов — польских автомобилистов, уверенно одержала победу в ралли «Русская зима» и впервые выиграла Кубок дружбы социалистических стран (результаты опубликованы в разделе «Спортивный глобус», «За рулем», 1976, № 2). Это большой успех советских спортсменов. Его с полным основанием разделяют три наших завода — АЗЛК, волжский и ижевский, готовившие машины ко всем шести этапам, и их сервисная служба. И еще один немаловажный итог. Четвертое место в розыгрыше Кубка занял С. Брундза на ижевском «Москвиче». Впереди оказалась лишь тройка гонщиков на специальных раллийных «Рено-17-гордини» и «ФИАТ-124-спайдер-абарт», подготовленных, кстати, по группе 4. Таким образом, советский спортсмен на советском автомобиле опередил многих, кто выступал на машинах известнейших европейских фирм. Б. ЛОГИНОВ Результаты чемпионата СССР (группа 2) Личный зачет (абсолютный): 1. К. Гирдаускас — В. Рожукас (Литовская ССР), ВАЗ —2103; 2. С. Брундза — В. Бородин (Литовская ССР). «Москвич — 412-ИЖ»: 3. А. Козырчиков — Г. Козырчикова (РСФСР). ВАЗ —21011: 4. В. Тоурат — X. Oxv (Эстонская ССР). ВАЗ —2101: 5. А. Брум — В. Куковякин (РСФСР), «Москвич—412-ИЖ»: 6. Я. Агишев — М. Титов (Москва), «Москвич412». Командный зачет. Среди союзных республик: 1. РСФСР; 2. Эстонская ССР; 3. Москва. Первенство заводсной марки: 1. ИЖ: 2. ГАЗ; Я. АЗЛК.мя бывшего напарнином Брундзы. В 1974 году «Рено» предложила мне свой фирменный раллийный автомобиль. В тот год л стал чемпионом Польши. Основная моя спортивная специальность — ралли, на кольце выступаю эпизодически: просто не хватает времени. С «Русской зимой—75» связан мой первый приезд в Советсний Союз. Впечатлений много, но главное то, что мне удалось выиграть этап и стать победителем розыгрыша Кубка в личном зачете. Далось это с огромным трудом, чувствую даже, что похудел на несколько килограммов.К. ГИРДАУСКАС. Не так уж часто пришлось выступать в минувшем сезоне: был занят учебой. Год оказался во многом счастливым. Прежде всего, получил высшее образование — закончил политехнический институт. С огромной радостью узнал, что мне присвоено высокое звание «Заслуженный мастер спорта СССР». Главным событием было участие в финале VI летней Спартакиады народов СССР по авторалли на машинах группы 1. Здесь я выиграл первое место в классе и абсолютном зачете и стал чемпионом страны. И вот в концесезона, выступая в составе национальной команды на «Русской зиме», вместе с товарищами сделал последний шаг к победе в Кубке дружбы, а самому мне еще удалось завоевать вторую золотую медаль чемпиона СССР, — стартуя в группе 2. Кажется, есть все основания быть довольным прошедшим годом. Вот только не могу понять, почему международные ралли «Русская зима» понадобилось совмещать.с всесоюзным первенством. Нам, «сборнинам», не так-то легко было бороться на двух фронтах. 33