Володька убежал в школу, а мы остались ждать каждый своей очереди. Ко мне она подошла не скоро, в самом конце. Успел изрядно продрогнуть. И потому, когда наконец кабина освободилась, я плюхнулся на теплое сиденье с радостью. Привычно уже окинул взглядом приборы, сжал руль, тронул рычаги и педали — все в порядке. Скосил глаза в зеркало — улица пустынна... И тут же услышал голос Громова: «Пожалуйста, трогайте иу светофора повернем налево». Перед экзаменами я все время боялся что-нибудь забыть или перепутать. Скажем, тронусь при затянутом стояночном тормозе, или включу не ту передачу, или «заглохну» на перекрестке — об этих ошибках у нас ходили самые зловещие слухи. Говорили, за одну такую сразу высаживают без разговоров. Но тут то ли и впрямь успокоился, то ли навык уже сказался — все получилось чисто, даже Иван Георгиевич, наверное, похвалил бы. Перед следующим перекрестком Громов попросил повернуть направо. Сделали еще несколько поворотов и вернулись «а то же место, откуда выехали. Лейтенант не задавал никаких задач с подвохом, не требовал ехать под «кирпич» или останавливаться на переходе. Он действительно, как и предупреждал наш мастер, только внимательно наблюдал, как я веду себя, следил за моими действиями и за поведением машины. И когда я после остановки повернулся к нему, он без всяких моих вопросов улыбнулся и протянул руку : Поздравляю! Ездите вы грамотно, чувствуется хорошая школа. Спасибо вашему наставнику! Наверное, за то время, что мы ездили, погода ничуть не стала лучше. Но после слов инспектора я не замечал ни холодного ветра, ни редких снежинок и летел в школу как на крыльях. Все! Учеба позади! Прощай, наш верный «газик»! Прощай, школа! Скоро мы получим заветные удостоверения. А там, гляди, поезда развезут нас в разные края, навстречу новым трудностям, новой жизни — армейской, в которой, конечно, будет всякое. Но в нее мы войдем уже не как мальчишки, а как квалифицированные люди, как шоферы. И за то, что мы стали такими, огромное спасибо тебе, школа! И сердечная благодарность вам, наш учитель Иван Георгиевич, наш «дядя Ваня». Спасибо за все. - и лплвл Б. ФЕДОРОВ ПОСЛЕСЛОВИЕ. Это заключительный репортаж из цикла «Двое в кабине» [см. «За рулем», 1975, № 10, 11, 12 и 1976, № 1, 2J. Но, прежде чем поставить точку, мы считаем нужным дать пояснение. Рассказ от лица курсанта автошколы Б. Федорова вел наш корреспондент — сотрудник редакции мастер спорта по мототуризму Борис Демченко. Все остальное изложено так, как было в жизни. Корреспондент не пропустил ни одного занятия, прошел полный курс обучения по программе подготовки шоферов-профессионалов в Пролетарской автошколе ДОСААФ г. Москвы. Практическому вождению он обучался у мастера Суворова Ивана Георгиевича, одного из лучших наставников этой школы Сохранены без изменений фамилии и всех других должностных лиц, упоминавшихся в репортажах.СПРАВОЧНАЯ«ЛАДЫ» И «МОСКВИЧИ» НА ВЫСТАВКАХВоеннослужащий Ю. Нестеров просит сообщить, на каких выставках 1976 года намечено экспонировать автомобили «Лада» и «Москвич». В нынешнем году советские легковые автомобили будут широкопредставлены на международных автомобильных выс тавкахв Женеве, Белграде. Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Лондоне. Среди ихэкспонатов займут место «лады» («жигули»), в том числе и последней модели «2106», .а также « м осквичи — 1500».л ичение хода поршняс 66 до 80 мм. Таким образом, двигатель ВАЗ — 2103 получился длинноходным. В ыходящийиз ряда вон случай? Нет. Между прочим, в 1975 году появилось шесть новых моделей (СИМКА-1308, «Остин-1800», «Остин-2200», «Ягуар-ИксЖЗ,4», «Феррари-208ГТ», «Лянча-бета-Монте-Карло») с длинноходными двигателями . При этом надо отметить, что у моделей СИМ3 КА-1307 3 (1294 см ) и СИМКА-1308 (1442 см ) одинаков диаметрцилиндра (76,7 мм), а прирост рабочего объема получен увеличением хода поршняс 66 До 78 мм, то есть налицо случай, аналогичный с ВАЗ—2101 и ВАЗ—2103. Если же говорить о средней скорости поршня, то у ВАЗ—2101 она составляет 12,4 м/сек, у ВАЗ —2103 — 15 м/сек, у СИМКА-1308 — 14,4 м/сек, у «Феррари-208ГТ» — 18,3 м/сек, у «ЯгуараИксЖЗ,4» — 18,5 м/сек. Столь высокие средние скорости поршня (по сравнениюс хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом величиной 10—12 м/сек), однако, не означают, что они обязательно повлекут сильный, износ цилиндров. Подбор материалов поршняи цилиндра, сов ременные сорта смазок позволяют ныне конструкторамувеличивать ход поршня без рискаперешагнуть по старым понят иям опасную всмысле износа границу.РЕМОНТИРУЯ АМОРТИЗАТОРЫМожно ли отремонтировать в домашних условиях амортизаторы «жигулей»? поступают ли в продажу запчасти для амортизаторов, сколько жидкости в них заливают? Эти вопросы задают В. Беляев из Казани и П. Сурис из Свердловска.С БЕНЗИНА НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ«Каковы перспективы перевода автомобилей индивидуального пользования на сжиженный газ?», — интересуется автолюбитель из г. Кишинева А. Сабо. Использование сжиженного газа в качестве топлива целесообразно для легкоНа Волжском автомобильном заводе вых автомобилей, п ринадлежащих госунам сообщили, что «жигули» комплектуд арственным предприятиям, прежде всеются японскими, п ольскимии советскиго таксомоторнымпаркам . Их централими телескопическиим амортизаторами . зованную заправкуорганизовать сравниЯпонские — неразборной конструкцииительно просто. В отношении жемашин ремонту не подлежат. Амортизаторы тииндивидуального пользования есть много па «Армстронг» производства ПНР явтрудностей. Для них нужна развитаясетьляются полуразборными и на ремонт вгазонаполнительных станций. Нельзя доГаражных условиях не рассчитаны . Пов ерить владельцам машинпроверку гаэтому длянихзапасные части в продазовой аппаратуры на безопасность и ее жу не поставляются . обслуживание, а возложитьэту обязанОтечественные гидравлические аморность на СТО, сеть которых у нас ещетизаторы скопинского автоагрегатного недостаточно развитаи перегружена осзавода — полностью разборные , и для их новной работой, п рактически нереально. ремонта вспециализированные магазины поступает в продажу комплект запчастей (2101-2905401), который состоит из уплотнительного кольца резервуара (деталь 2101-2905613) и сальника штока «Мне поназалось, — пишет нам (2101-2905616). В. Андреев из г. Николаева, — что Для заполненияамортизаторов (отечемоя идея двигателя, где в одном циственного производства) можно примелиндре движутся навстречу один друн ятьспециальнуюжидкость МГП-10 ТУ гому двапоршня , с вязанные каждый 38-101-137-71 или же веретенное масло со своим коленчатым валом, нигде «АУ» ГОСТ 1642 — 50. Емкость резервуа3 еще не применялась . А может быть ров: передних — 120±5 см , задних — т акие конструкции ужедавно суще195+5 смЗ. ствуют?» Более подробно о конструкции амортиДвигатели со встречно движущимисязатороввы можете прочитать в книге поршнямиизвестны более 50 лет. Сегод«Автомобили ВАЗ» группы авторов, изд. ня их можно встретить на судах, тепло«Транспорт», Москва; 1975. возах, грузовиках. Для примера назовем советский дизель тепловоза ТЭ10. английские автомобильные дизели «Лейланд» и «Коммер», двигатель советского гоночного мотоцикла ГК-1 1948 года. С конструкцией их можно познакомиться по книгам «Устройство и работа поршневыхикомбинированных двигателей»в а А. С._ Орм си «Насколько мне известно, — пишет М. Горбушин из Воронежа, — для сол ина («Машиностроение», ° " ь } ° ™ > «Гоночные мотоциклы» В. В. ь екмана временных автомобильных двигате(«Машиностроение», Ленинград, 1969). лей характерна короткоходность. Ход поршня, меньший чем диаметр цилиндра, обеспечивает малую скорость поршня и, следовательно, малый износ цилиндров. Почему же на ВАЗ — 2103 рабочий объем двигателя стал большим по сравнению с ВАЗ —2101 за счет увеличения хода А. Ж иляев из Свердловской области поршня, а не диаметра цилиндра?» просит ответить, можно ли на ЗАЗ — 965А установить шины совреПоднять рабочий объем двигателя ВАЗ 3 менных «запорожцев» размером с 1198 до 1452 смувеличением диамет6,15 — 13 (155 — 330). ра цилиндра невозможно: п еремычкиС автозавода «Коммунар», куда мы обмежду цилиндрами в блоке иу прор атились . сообщили, что на ЗАЗ—9Ь5А кладки головки цилиндров получаются можно устанавливать вместо шин разменедопустимо малыми. Б езопасный предел увеличения диаметра цилиндра — 79 мм. ром 520 - 1 3 ( 1 30 - 3 30 ) более широкие . По такого размера вырос диаметр циразмером 6,15-13 (155-330). При этом линдрову модели ВАЗ—21011, имеющей, давление воздуха вшинахП , ? Г Р / ^ " Н Хзад ;лк известно, рабочий объем 1294 см . лес должно быть 1,1 — 1.3 кг/см , з ад Поэтому, чтобы сохранить одни и те жех — 1,4 —1,6 кг/см 2 , где верхние преНИ торшни и кольца (диаметр 76 мм) для делы соответствуют полностью нагруженобоих двигателей — ВАЗ—J101 и ному автомобилю. ЗАЗ —2103, к онструкторы пошли на уве19ВДОЛГОВЕЧНЫЕ «ДЛИННОХОДНЫЕ»ШИНЫ 6,15-13 НА СТАРЫЙ «ЗАПОРОЖЕЦ»