ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАПостроить и реконструировать за пятилетие не менее 65 тыс. километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе примерно 15 тыс. километров дорог общегосударственного и республиканского значения. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ДОРОГИ ЗАВТРАШ НИИ ДЕНЬвТранспортные связи имеют решающее значение в экономике, в выполнении народнохозяйственных планов страны. Особое положение среди всех видов транспорта занимает автомобильный. Железные дороги к каждому колхозу не проложишь, теплоходы доставят грузы только туда, где есть судоходные реки, и то лишь в период летней навигации, а автомобиль вездесущ. Он связывает колхозные поля, заводы, новостройки с железнодорожными станциями, пристанями, аэропортами. И все чаще минует их, беря на себя доставку грузов и пассажиров «от двери до двери». Недаром территории, куда невозможно добраться на автомобиле, считаются необжитыми, неосвоенными. И вполне закономерно с каждым годом у нас растет производство автомобилей, растет грузооборот автотранспорта. Автомобиль может пройти и по целине, он успешно трудится на полевых проселочных дорогах, но для того, чтобы он работал с большой отдачей, надежно, долго, ему нужны хорошие дороги. На них себестоимость перевозок грузов снижается в несколько раз. Чем лучше дороги, тем быстрее и дешевле перевозки. Поэтому развитие дорожной сети всегда было одной из важных задач наших пятилетних планов. А в десятой пятилетке она сформулирована поновому: предстоит обеспечить преимущественное развитие сети лучших по качеству магистральных дорог общегосударственного и республиканского значения. На них падает значительная доля всего грузооборота. Их покрытие должно быть особо прочным и долговечным, рассчитанным на тяжелые грузовики и автопоезда, занимающие все большее место в автомобилестроении и на транспорте. Таких дорог за пятилетие должно быть построено и реконструировано 15 тысяч километров. Конечно, к созданию усовершенствованных дорог с капитальным покрытием мы приступили не сегодня. В минувшей пятилетке была, например, завершена постройка дороги общегосударственного значения Куйбышев — Уфа — Челябинск протяжением 800 километров. Она обеспечила кратчайший выход с промышленного Урала в европейскую часть страны. Введен в эксплуатацию первый участок реконструируемой дороги Сочи — Адлер. Продолжалось строительство магистралей общегосударственного значения Москва — Волгоград, М оск ­ ва — Киев и других. Реконструируются дороги московского транспортного уз ­ ла. Сооружены первоклассные дороги на важнейших стройках девятой пятилетки — волжском и камском автозаводах, михайловском горнообогатительном комбинате в Курской области и оренбургском газоконденсатном месторождении. Более 500 километров дорог с цементобетонным покрытием получили нефтяники Западной Сибири, что активно способствовало перевыполнению заданий по наращиванию добычи нефти. Сдана в эксплуатацию автомобильная дорога от Абакана к саянскому промышленному комплексу. Большие работы проведены в Якутии. Свыше тысячи километров дорог построено за эти го ­ ды для сельского хозяйства страны. Это — коротко о наших законченных объектах. А сколько еще начато! Развернуто строительство автомагистралей Казань — Набережные Челны, Тамбов — Грязи — Воронеж, Ташкент — Самарканд, Чарджоу — Мары, Тюмень — Тобольск, Куйбышев — Тольятти, Оренбург — Абдулино — Уфа... Обычно, говоря о дорогах, имеют в виду трассы общего пользования. Но мы занимаемся не только ими. Читатели журнала имеют представление о дмитровском полигоне НАМИ . Так вот, это целая сеть дорог, и в минувшей пятилетке дорожники сдали там дополнительные сооружения. А кроме того, построен большой трек для испытаний на Волжском автозаводе, аналогичные работы ведутся на горьковском. Всего же за прошедшее пятилетие подразделениями Министерства транспортного строительства СССР было проложено свыше 7 тысяч километров капитальных магистралей. Их экономический эффект трудно переоценить. М ожно , например, привести цифры из статьи группы ученых и специалистов в газете «Правда»: на все дорожное строительство в Советском Союзе за девятую пятилетку было затрачено около 10 миллиардов рублей, и в результате народное хозяйство получило свыше 35 миллиардов рублей прибыли. Авангардная роль отведена коллективам Главдорстроя ив развитии сети магистральных дорог общегосударственного и республиканского значения, предусмотренном десятым пятилетним планом. Из 15 тысяч километров таких магистралей нами будет сооружена наибольшая и самая ответственная часть. Где пролягут, куда поведут новые до ­ роги? Прежде всего, у жев нынешнем году будет открыто сквозное движение по новой 900-километровой магистрали от Москвы до Волгограда. Будет также завершено строительство дорогиМоск ­ ва — Брянск — Севск общей протяженностью 500 километров. С первого же года пятилетки началась реконструкция дорог Москва — Симферополь и Свердловск — Челябинск. Начато строительство основной магистрали общегосударственного значения на территории Белоруссии. Продолжается полным ходом сооружение начатых в минувшей пятилетке названных выше дорогв европейской части страны, в Сибири ив среднеазиатских республиках. В ближайшем будущем начнется прокладка новых автомобильных путей сообщения для газодобывающей промышленности на севере Тюменской области, в Коми АССР, магистрали Кисловодск — Минеральные Воды и ряда других. Везде, где пятилетним планом намечено возведение круп ­ ных промышленных комплексов, на всех главных стройках страны одними из первых появятся дорожники Минтрансстроя. Нам предстоит много сделать не только по общему километражу. Строящиеся дороги будут удобнее и безопаснее, Они проектируются по новым строительным нормам и правилам. Чем отличаются эти нормы от действовавших ранее? Д ля дорог высших категорий, рассчитанных на интенсивные транспортные потоки, на движение скоростных автобусов, тяжелых грузовиков и автопоездов, повышены требования к капитальности и долговечности дорожнойодеждыи земляного полотна. Их покрытие длительное время должно оставаться ровным и шероховатым, не требуя восстановительных. работ при повышенной допустимой нагрузке — 10 тонн на ось. Уменьшена крутизна откосов земляного полотна и выемок. Обочины таких до ­ рог будут с твердым покрытием, образ ующим остановочные полосы. Увеличивается ширина разделительных и краевых полос, п роезжей части мостов и путепроводов. На затяжных подъемах стали обязательными дополнительные полосы движения для обгонов. Увеличены размеры переходно-скоростных полос и ответвлений на пересечениях в разных уровнях. Изменения коснулись проектирования всех элементов инженерных обустройств дорог, ограждений, разметки. М ожет возникнуть вопрос, почему в десятом пятилетнем плане одной строкой, как равнозначные понятия, записаны и строительство и реконструкция автомобильных дорог. Сделано это не случайно. Реконструкции подвергаются до ­ роги, проложенные в давние годы, не рассчитанные на интенсивное движение, не приспособленные для тяжелых грузовиков. Чтобы привести их в соответствие с новыми требованиями, нужно порой больше затрат, ч ем было когдато вложено в первоначальное их строительство. Примером тому является ре ­ конструкция автомагистрали общегосударственного значения Москва — Симферополь. Сейчас эта узкая, с однополосным движением вкаждом направлении дорога буквально захлестывается8