10
11
ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИИ СЪЕЗДАУвеличить производство автобусов для общественного транспорта... Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ся с загрязнением атмосферы. Меньшее количество вредных компонентов по сравнению с бензиновыми двигателями выбрасывают в воздух, как известно, моторы, работающие на газе. Учитывая это, ликинский завод начал испытания ЛиАЗ—677Г, автобуса с двигателем ЗИЛ—375, приспособленным для газового топлива. Его мощность составляет 170 л. с. Львовский завод, в свою очередь, разработал «газовую» разновидность пригородного автобусав десятом автобусном парке столицы. ЗИУ—5250 рассчитан на 27 мест для сидения, а всего он вмещает 126 пассажиров. Быструю посадку и высадку их обеспечивают три двери. На этой машине применен чехословацкий шестицилиндровый горизонтальный дизель «Шкода» МЛ-634, который находится под полом, благодаря чему удалось максимально использовать площадь кузова. Двигатель развивает мощность 210 л. с. при 2000 об/мин, доста-ЧЕТЫРНАДЦАТЬ С НОМЕРАМИ99ftмногосторонней, обширной программе улучшения обслуживания населения, принятой на десятую пятилетку, важное место отведено развитию общественного транспорта, в частности пассажирских автобусных перевозок. Сегодня Советский Союз вышел на первое место в мире по производству автобусов, оставив позади Японию и Соединенные Штаты Америки. Ежегодно семь наших заводов — в Кургане, Ликино-Дулево, Львове, Павлове, Риге, Ульяновске, Энгельсе выпускают почти семьдесят тысяч автобусов разного назначения и троллейбусов. В десятой пятилетке автомобильной промышленности предстоит подняться на качественно новый уровень. Планы заводов предусматривают работу над более совершенными машинами, освоение выпуска новых моделей автобусов, расширение их производства. Сейчас предприятия отрасли заняты испытаниями и доводкой опытных образцов, многим из которых предстоит стать на конвейер уже в наступившем пятилетии. Мы расскажем здесь о некоторых из них, о тех, которые ужеможно порой встретить на городских маршрутах, в опытной эксплуатации, на дорогах, прилегающих к испытательному полигону, на выставках. Их отличает не только незнакомая большинству читателей журнала внешность, но и бросающаяся в глаза табличка «Испытания» и номер со словом «проба». Итак, идут испытания новых моделей. Среди многообразия автобусов наиболее распространены городские модели большой и Средней вместимости. И, конечно, именно их модернизации уделяется первостепенное внимание, в частности в связи с необходимостью бороть10ВЛАЗ—695П, на котором стоит 150-сильный двигатель ЗИЛ—138Я2, питаемый сжиженным газом. Проходит испытания и другая машина с эмблемой ЛАЗ, совершенно новый городской автобус с современным кузовом, трехрядным (2 + 1) расположением сидений, широким проходом в салоне, просторными накопительными площадками и низким (778 мм над землей) уровнем пола в кузове. Новым машинам присвоены индексы «698» (с карбюраторным двигателем) и «698Д» (с дизелем). Размеры и планировка свободной площади пола у этих автобусов обеспечивают быстрое и беспрепятственное продвижение пассажиров. Кабина водителя отделена от салона застекленной перегородкой со скользящей дверью. Пневматическая подвеска ко ­ лес обеспечивает постоянство высоты пола и подножек от поверхности дороги независимо от нагрузки. Число мест для сидения — 26, а максимальная вместимость — 105 человек. На автобусе ЛАЗ—968 установлен карбюраторный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ—375 мощностью 180 л. с. при 3200 об/мин. ЛАЗ—698Д предполагается оснащать V-образным восьмицилиндровым дизелем ЯМЗ—7401 (из семейства, разработанного для КамАЗа) мощностью 180 л. с. при 2930 об /мин. ЛАЗ—698 развивает скорость 78 км/час, ЛАЗ—698Д — 71 км/час. Представляет интерес и другой городской автобус, также оснащенный дизелем. Это машина особо большой вместимости — ЗИУ—5250 (ЗИУ—8), созданная заводом имени Урицкого («За рулем», 1974, № 11) на базе троллейбуса. Два ее образца успешно прошли испытанияточную, чтобы обеспечить автобусу хорошую приемистость и максимальную скорость 70 км/час. Автоматическая гидромеханическая коробка передач «Прага» 2М-70 существенно облегчает управление машиной. Подвеска ЗИУ—5250 — зависимая, обеспечивает максимальную плавность хода. Если ЛАЗ—698Д и ЗИУ—5250 предназначены для крупных городов с большими потоками пассажиров, то средний городской автобус КАвЗ—3100 курганского завода рассчитан для городов меньшего масштаба с не столь нагруженными маршрутами. Внешне КАвЗ—3100 напоминает автобусы ликинского завода, и неудивительно: он по многим узлам и агрегатам унифицирован с ними. В салоне 21 место для сидения, а максимальная вместимость — 95 пассажиров. КАвЗ—3100 оснащен карбюраторным двигателем•. — • •-• Ш" _ - а щЩ^п ЩшГяЯtmnt «•1i'£5^1ж»ЙШН\Я 'fifl пг ^^пН^ш"IfflHSeаир ЩЦЗИУ—5250.Ш ^*- ЗИЛ—130Я7 мощностью 150 л. с , гидромеханической автоматической трансмиссией, усилителем рулевого управления, электропневматическим управлением дверями, раздельным приводом тормо. зов, эффективным аварийным тормозом, пневматической подвеской колес, Читатели, посетившие выставку, посвященную 50-летию автомобильной промышленности, которая проходила на ВДНХ в ноябре 1974 года, наверное, обратили внимание на новые об-сов с их частыми остановками существенна хорошая динамика разгона, то для междугородных и туристских на первый план выдвигается высокая максимальная скорость. За последние годы отечественная промышленность создала ряд машин этого класса, стоящих на уровне лучших зарубежных образцов. Автобус «ЛАЗ—699-Украина» рассчитан на дальние расстояния. В нем наибольшие удобства для пассажиров. Мягкость хода обеспечена пневматическойлюкс», рассчитан на 24 места и оснащен 140-сильным восьмицилиндровым V-образным карбюраторным двигателем, который обеспечивает скорость 110 км/час. Для служебных и туристско-экскурсионных поездок, а также в качестве маршрутных такси используются автобусы малой вместимости, или, как их еще называют, микроавтобусы. Выпуск модели РАФ—2203 уже начат на рижском опытном автобусном заводе (ей мы посвятим отдельную статью в одном из последующих номеров —ред-).Автобус ЗИЛ—119, который демонстрировался не раз на выставке («За рулем», 1974, № 2), создан на базе агрегатов легкового автомобиля ЗИЛ—114 и унаследовал от него комфортабельность. Это 15-местная машина с V-образным восьмицилиндровым 150-сильным двигателем ЗИЛ—130, развивающая скорость 120 км/час. Оригинальной конструкцией отличается опытный образец 11-местного автобуса ЕрАЗ—763В. У него раздвижные боковые двери, и пассажиры могут свободно садиться и выходить, если совсем рядом стоит другой автомобиль. Длина автобуса — 4400 мм, ширина — 2332 мм , высота — 2285 мм . Благодаря достаточно большой высоте салона пассажиры могут быстро и удобно разместиться в машине. На ЕрАЗ—763В «москвичовский» двигатель УМЗ—412 мощностью 75 л. с. Максимальная скорость — 105 км/час. В целом, если рассматривать новые отечественные автобусы, нетрудно заметить, что они получают более мощные двигатели, расширяется применение автоматических коробок передач. Кузова становятся менее металлоемкими, более прочными и «безопасными». Возрастает удельный вес алюминиевых и пластмассовых элементов. Повышается комфортабельность автобусов всех классов. Из рассмотренных в этом кратком об ­ зоре одни автобусы уже созрели настолько, что в ближайшее время перейдут с небольшими изменениями из категории прототипов в серийные образцы, другим в ходе испытаний и доводки предстоит претерпеть немало усовершенствований. И неудивительно, что мо ­ дели, которые станут сходить с конвейеров наших заводов в десятой пятилетке, будут несколько отличаться от представленных здесь (каждой из них, после начала серийного производства, журнал посвятит статью — ред.). А пока — идут испытания... Е. МАТВЕЕВразцы павловского завода: городской ПАЗ—3203 и автобус местного сообщения ПАЗ—3204. Они сразу привлекают оригинальностью, новизной, современностью кузовов. Машины отличаются хорошей планировкой салона, мягкой подвеской, эффективной системой вентиляции и отопления. У них карбюраторный V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ—3203 мощностью 140 л. с. при 3200 об/мин, позволяющей развивать скорость 80 км/час. К туристским имеждугородным автобусам предъявляются несколько иные требования, чем к городским и пригородным. Для них, например, весьма важно разместить под полом емкие сквозные багажные отсеки. Серьезная забота — оформление интерьера. Для новых моделей этого класса характерны большие площади окон, прежде всего боковых. Если для городских автобу-подвескои, а кондиционирование воздуха и большая площадь остекления делают путешествие неутомительным и приятным. Число мест для сидения — 34. У автобуса восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель ЗИЛ — 375Я5 мощностью 180 л. с. при 3200 об /мин, двухдисковое сухое с пневмоусилителем сцепление ЗИЛ—375, механическая пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ—204У. Емкость багажника — 5,5 м3 . Скорость — 96 км/час. Другой междугородный автобус, ЛАЗ—699Д, отличается от своего базового 41-местного ЛАЗ—699 двигателем. Вместо карбюраторного ЗИЛ—375Я5 на нем стоит «камазовский» дизель ЯМЗ—740 мощностью 210 л. с. В результате максимальная скорость возросла с 96 до 110 км/час. Оригинальную конструкцию туристского автобуса разработал павловский завод. Он называется «ПАЗ—Турист-