28
29
Автомобиль, цвет и безопасностьКогда подошла очередь и наступило время получать ключи от новой машины, выбор цвета оказался небогатым: темно-зеленый да «белая ночь». И все же мнения разделились. М уж считал, что более эффектно выглядит светлый автомобиль. Его практичная жена придерживалась иной точки зрения: — С белой эмали надоест пыль вытирать, вся грязь будет заметна! Не правда ли, споры при покупке автомобиля зачастую идут именно в такой плоскости, а позиции «сторон» определяются соображениями эстетического характера, зависят от индивидуальности вкусов: нравится, не нравится, скромно или эффектно. Мало кто из покупателей знает, что цвет их машины имеет не только декоративное значение, что от него в немалой степени зависит безопасность движения, условия работы водителя. На эту тему и хочется поговорить. Однажды участникам эксперимента предложили определить на глаз расстояние до машины, находившейся в 100 метрах от наблюдателя, а также ее скорость (она составляла 70 км/час). В опыте участвовало несколько автомобилей, окрашенных в разные цвета. Когда были выведены средние цифры, выяснилось, что черный автомобиль казался удаленным на 108 метров, а его скорость оценили в 62 км/час, у синего автомобиля эти показатели равнялись 104 метрам и 64 км/час, у белого — 98 и 72; у желтого — 96 и 74; у красного — 92 и 78. Таким образом, машины светлых цветов, и особенно красного, хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются нами как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле. Эти обстоятельства, конечно, повышают безопасность езды, заставляют водителей встречных автомобилей быстрее принимать меры предосторожности. Если кто-либо склонен отнестись к сказанному только как к эксперименту, сообщим, что полученные в ходе его соотношения полностью подтверждаются статистикой дорожно-транспортных происшествий. Швейцарские исследователи, например, считают самой безопасной ярко-красную машину, сотрудники английской транспортной полиции — белую, в Америке наиболее безопасным признан оранжево-красный цвет. А датские эксперты вывели более общую закономерность: 61,3 процента столкновений случается между автомобилями тем28ных цветов, 32,6 процента — темных со светлыми и лишь 6,1 процента — светлых со светлыми. Реже всех попадают в аварии желтые автомобили. Во всяком случае, зарубежные специалисты вынесли единодушный приговор темно-серому цвету, признав его виновником аварий. Какой же цвет можно рекомендовать покупателю автомобиля? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от того, где и как будет эксплуатироваться машина. Например, на заснеженных дорогах Севера белый кузов будет сливаться сокружающим фоном и перестанет быть безопасным. В таких условиях лучше иметь автомобиль, окрашенный в яркие, насыщенные цвета — красный, оранжевый, алый, коралловый, синий. Предпочтительнее такая окраска ив горных районах с частыми туманами: сквозь туман яркое цветное пятно машины замечается раньше. На юге страны наиболее желательны светлые и белые машины. Здесь они будут контрастно выделяться среди зелени да и меньше станут нагреваться под жаркими солнечными лучами. И все-таки рассматриваемый вопрос не так прост. Мы изложили общее требование к цвету машины — сделать .ее максимально заметной в тех условиях, в которых на ней будут ездить. Но представьте себе на минуту, что поток автомобилей, заполнивший улицы и дороги, состоит сплошь из машин белого или красного цвета. Вряд ли это пойдет на пользу безопасности. Такая монотонность будет утомлять водителей, помешает вовремя замечать идущие с большой скоростью спецмашины, которым Правила движения предоставили ряд преимуществ перед остальными. Вот мы и подошли к тому, что в определенных случаях цвет и цветосочетания отделки машин должны играть и сигнально-предупреждающую роль. Назначение сигнально-предупреждающих цветов — выделить определенного вида автомобили для максимально быстрого восприятия. Тут уже недостаточно взять интенсивный и контрастный к неподвижной среде цвет, важно обеспечить отличие и контраст машины к цвету всех остальных средств транспорта, которые не выполняют аналогичных функций, но в процессе эксплуатации работают или могут работать рядом. С учетом этого фактора для автомобилей специальных (оперативных) служб, которые в транспортном потоке должны быть заметны в первую очередь (пожарные, милицейские, скорой помощи, аварийные и т. д.), специалисты ВНИИ технической эстетики предложили использовать наиболее интенсивные и активные цвета (яркокрасный, желтый, лимонный, сине-голубой, белый) в их контрастных сочетаниях. Эти рекомендации легли в основу недавно утвержденного Государственного стандарта цветографических схем транспортных средств оперативных служб. ГОСТ этот вводится в действие с января будущего года. Для милицейских машин сохранены традиционные цвета — лимонный с синим, для пожарных — красный с белым, для скорой помощи — белый с красным. Все автомобили газовой службы, горноспасательных частей и аварийной службы электросети будут окрашиваться в желтый с красным цвета. В сигнально-опознавательной окраске нуждаются не только машины оперативных служб, большое значение имеет она и для общественного пассажирского транспорта. Автобусы, троллейбусы, трамваи движутся с частыми остановками, требуют повышенного внимания других водителей и поэтому должны выделяться в транспортном потоке. Требуется и цветовое кодирование их окраски по маршрутам, чтобы пассажиры издалека могли узнать ожидаемую машину. Яркая, выделяющаяся на окружающем фоне окраска нужна автомобилям, работающим в карьерах, в песках. А у автокранов, экскаваторов и других специальных машин яркими и полосатыми, привлекающими внимание должны быть стрелы кранов и другие движущиеся части. Это предупредит об опасности работающих поблизости людей. Светлая и серебристая окраска цистерн сгорючи ­ ми жидкостями убережет их от перегрева солнечными лучами, уменьшит взрывоопасность. Такая же окраска необходима для кузовов рефрижераторов. Дополнительным средством выделения ведомственной принадлежности машин службы быта, торговли и др. могут служить их фирменные знаки, эмблемы, красочная реклама. Все это разнообразие в цветовых гаммах специальных и обычных машин достижимо при помощи двух- и трехцветной окраски с применением контрастирующих продольных и вертикальных полос. Конечно, предприятия автосервиса и автохозяйства, ремонтирующие машины сами, должны умело использовать сочетания цветов и полос, не портя внешний вид современного автомобиля, весьма совершенного по форме произведения конструкторской мысли. Поэтому эстетические требования к цветовым сочетаниям в окраске автомобиля должны быть очень строгими. Их гармония является непреложным условием. Окраска должна учитывать особенности формы машины, подчеркивать ее красоту; границы цвета и контрастирующих полос должны совпадать с членениями формы. Нельзя забывать и об условиях труда водителя, проводящего многие часы за рулем. Для капота и других частей машины, находящихся постоянно перед его глазами, нужны эмали спокойных цветов, не утомляющих зрение. Сегодня совершенно очевидно, что понятие об окраске автомобиля лишь как о средстве защиты кузова от механических и химических воздействий устарело. Цвет машины имеет немалое значение в обеспечении безопасности движения, а цветовая систематизация транспортного потока помогает более четкому его восприятию, делает его более понятным и упорядоченным. Отход от традиционной однотонной окраски автомобилей несколько усложняет их производство, вызывает некоторые трудности на ремонтных предприятиях, но эти шаги необходимы, они диктуются временем. Т. ПЕЧКОВА, заведующая отделом декоративных свойств новых материалов и покрытий ВНИИ технической эстетики Рисунок И. Зайцева•. • . . ";Я .,.:?•>.•••••*.• Л? --'., 5.