АВТОТУРИЗМРАДОСТЬ ИЛИ ОГОРЧЕНИЯ?Статистика, «которой известно все», пона но в состоянии ответить на вопрос, сколько у нас моторизованных туристов. Динамика продажи насе лению автомобилей и мотоциклов L данном случае может служить ориентиром, но не точным показателем. Во-первых, потому что не каждый владелец машины использует ее для дальних поездок, а во-вторых, в одном автомобиле, как правило, путешествуют двое-трое, а то и четверо. Автотуризм нак объект социологического исследования все настойчивее стучится в двери научных учреждений. Количественный и другой состав путешествующих На нолесах, направления туристсних потоков, их пиковые периоды — все это необходимо изучать, анализировать, чтобы прапильно планировать дорожный и туристский сервис, чтобы миллионы людей (а именно о таких количествах идет речь, если принять во внимание число, владельцев личных машин сегодня и особенно завтра) могли с пользой, без волнений и огорчений провести отпуск на колесах. Туризму, как активной форме отдыха, познания Родины, ее героического прошлого и настоящего, придается у нас большое значение. Об этом говорят строки из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 —1980 годы», где сказано. о развитии туризма, о строительстве туристических комплексов и баз, мотелей и немпингов. На ближайшее пятилетие намечена большая программа сооружения туристских объектов, в том числе с учетом нужд автомобилистов и мотоциклистов. Об этом будет рассказано iв одном из ближайших Номеров журнала. Здесь же речь пойдет о другом — о необходимости коренным образом улучшить условия на действующих турбазах ив кемпингах, на стоянках, отведенных для авто- и мототуристов в местах их массового притона. Журнал по этим вопросам выступает не первый раз. Были приняты на этот счет и соответствующие постановления Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, но, как свидетельствует редакционная почта, не везде сделано то. что должно быть сделано. Об этом говорят и помещаемые ниже путевые заметки наших корреспондентов, проехавших . с заданием редакции по обжитым автотуристским маршрутам прошлым летом.На птичьих правахВ это путешествие я отправлялся, можно сказать, не выпуская из рук седьмого номера журнала «За рулем», в котором опубликован список кэмпингов и турбаз. п ринимающих автотуристов. План поездки, к акив прошлые годы, был разработан в редакции и охватывал наезженные туристские маршруты : Москва — Орел — Курск — Белгород — З апорожье — Донецк — Жданов — Мелитополь — , Херсон — Николаев — Одесса — Кишинев — Винница — Киев — Минск — Смоленск — Москва. На этот раз, правда, задание было ограничено одной узкой темой: отдых и ночлег туриста в пути. Начну, как принято, с того, что обрадовало. Кемпинг «Ваду-луй-Водэ», километрах в тридцати от столицы Молдавии. Домики покрашены, участок ухожен, машины стоят в тени деревьев. А главное милости просим, товарищи туристы! Директор кемпинга С. П. Сергеев на мои вопросы о взаимоотношениях с «дикими» автотуристами отвечает: — Ограничений для них нет, с тараемся принять каждую машину. Если заняты места в корпусе и домиках, то предлагаем размещатьсяв палатках — своих или наших, по желанию гостей. Единственно чего мы требуем — это поддерживать чистоту, заботиться о сохранении природы. Хороший прием автотуристов в «Ваду-луй-Водэ» отмечен многими благодарпутешествующих на колесах. В Крыму это ощущается особенно остро: всех манит прелесть моря и свежее дыхание гор, а возможностей у людей с каждым годом все больше. Заметил яи другое (а может быть, р аньше просто это не бросалось в глаза) — все чащесталкиваешьсяс запретами. Да, в Крыму не так, к ак везде. Нельзя заезжатьв лес, хотя дорога есть. Нельзя подъехать к морю. Трудно найти, где остановиться для отдыха или ночлега. Не всегда просто с питьевой водой. Все следует делать в определенных местах. Учитывая особенности всесоюзной здравницы, против этого возражать трудно. Сотни тысяч людей, п риезжающих сюда лечиться и отдыхать, не должны испытывать неудобств от соседства с автомобилями. А леса, которые здесь только в горах (такова уж природа, и не надо обижаться на кого-то, если вы во многих местах не сможете найти уголка под сенью деревьев), вполне естественно. оберегаются очень строго. Но другое дело, когда за этими особенностями скрывается прохладное отношение к автотуристам, к их нуждам и интересам. Возьмем тот же курортный сбор, который полагается платить в каждом районе заново. Таким образом автотуриста как бы призываютк оседлости, тишая и приставки «авто» и самого существа «туриста». И все-таки вертятся колеса автомобилей, мотоциклов и даже инвалидных колясок. А вот люди, котор ые при желании могли бы извлекать из этого движения общую пользу, и немалую, — не вертятся. Владелец автомобиля в состоянии уплатить за ночлег, за чашку чаяи вкусный обед. Но ночует он чаще всего под стогом соломы возле дороги (если повезет) или просто так — в степи, ест всухомятку. Он бы, конечно, не возражал уплатить за какие-то дополнительные удобства, даже за тень. Но ни на одной из крымских стоянок вы не найдете ее. Хотя это, на мой взгляд, как раз тот случай, когда природу нетрудно подправить — достаточно сделать простейшие навесы. В Симферополе мне довелось познакомиться с Александром Ивановичем Барзовым, который по роду своей работы располагает кое-какими сведениями. Так вот, по этим самым сведениям, поток неорганизованных туристов растет катастрофически: если в 1972 году в Крыму их побывало 270 тысяч, то в 1974 — уже 420 тысяч. Общая же емкость автостоянок — около восьми тысяч мест, и, следовательно, только от 10 до 15% моторизованных туристов единовременно могут рассчитывать на ночлег. не опасаясь, что их прогонят, да еще и оштрафуют за нарушение порядка...ностями. Вот что пишут киевлянин Г. Шевченко и М. Калюс из Геническа в книге отзывов: «После длительной дороги нет ничего важнее теплого, внимательного приема и приятного отдыха. Мы получили все это здесь». С добрым чувством вспоминаю я кемпинги в Смоленске и Харькове. Здесь тож е сделано немало, чтобы человек, путеш ествующий за рулем, смог хорошо отдохнуть после дальней дороги. Я с поевеликим удовольствием продолжал бы перечисление тех мест, где автомототуристы чувствуют себя как дома. Увы, гораздо чащев поисках ночлега приходилось встречать турбазы и кэмпинги, где только плакат «Добро пожаловать!» говорил о том, что здесь предполагались сдвиги в обслуживании автотуристов. Администрация этих учреждений не знает. а точнее делает вид. что не знаето реш ениях Центрального совета по туризму. Из многих примеров назову лишь некоторые. Кемпинг в Запорожье. Первый разя побывал здесь в 1973 году. То, что увидел тогда, произвело удручающее впечатление. Территория открыта всем ветрам, захламлена, неудобна (да ко всему еще не разрешали ставить палатки). О том, чтобы получить место в стационарном помещении или летнем домике, не могло быть и речи. Книга жалоб пестрела «криками flvuiH». Критическое выступление в печати не состоялось тогда по одной причине: за развал работы и злоупотребления был снят директор кемпинга, и облсовет по туризму и экскурсиям наметил коренным образом улучшить дело.У самого синего моряГде только Крым не воспет! Теплое море, горы, ф рукты — не плод воображения. Как говорится, объективная реальность. Вот уже двадцать с лишним лет периодически езжу в Крым. И, возвращаясь, берусь за работу с еще большим желанием. В минувшем году после значительного перерыва я снова отправился к «самому синему» морю, на этот раз с редакционным заданием. Шире стала дорога, больше автомобилей, но, что ощутил сразу, — меньше информации, чем прежде. Меньше шансов спокойно перекусить, передохнуть, наконец, переночевать в мотеле или кемпинге. И уж совсем невозможно рассчитывать на ночлег (как когда-то) в гостинице. Да, невооруженным Глазом видно — в десятки раз уплотнился потокУ Барзова имеются и другие данные : из тысячи автомототуристов, опрошенных в 1974 году, ни один невыразилжелания путешествовать впредь <-диким» образом. Все они предпочитают отдыхать организованно. Ведь та же статистика утверждает, что в каждом автомобиле заезжаетв Крым в среднем по 3,6 человека, а это значит, что спать в машине тесно. Есть у Александра Ивановича предварительные расчеты, показывающие, что без серьезныхзатрат сеть автостоянок можно увеличить дополнительно на 25 тысяч мест, причем обеспеченных площадями, водой, общественным питанием, электроэнергией ирасположенныхк тому жев удобных и живописных уголках полуострова. Ну а пока сезон семьдесят пятого в Крыму начался отсутствием информациио том, где можно остановиться, где поесть, где искупаться . Зато на въезде всех останавливают заботливые нештатные инспекторы и вручают памятку, в которой перечисляются все «нельзя». Но если учесть, что 75% водителей, п осещающих ежегодно Крым, п риезжают впервые, то это, пожалуй, не совсем то, что нужно. Главный их интерес после моря и солнца связанс автостоянкой. Что же это такое — автостоянка, к ак она выглядит? Р ешаем объехать их все, полагая, что сможем найти без затруднений. К вечер у добираемся до ближайшей. На выезде из Солнечногорска, на косогоре неподалеку от моря плотно установлено несколько десятков автомобилей. Ни тени, ни буфета или столовой. Выбрав местечко поровнее, раскидываем палатку. В сумерках разводим примус и, простояв 15 — 20 минут в очереди за водой, к ипятим чай. В полутьме возле автомобилей жужжат примуса, горят паяльные лампы, бензиновые плитки. Даже не верится, что три четверти этих людей в Крыму впервые: с лишком все приспособлены к автомобильному существованию. Напившись чаю, снова проводим полчаса в приятной беседе — на сей раз очередь в туалет... Наутро, и скупавшисьв море, — в путь. Н амереваемся посмо треть дорогу от Алушты до Феодосии. Нет слов, места изумительные. Правда, съездов к морю маловато, и почти все они закрыты для автомобилей. Р ыбачье . Рядом с дорогой и близко от моря — стоянка. Здесь приятнее, чем в Солнечногорске, хотя тени тоже нет. Зато есть столовая, душ, магазин и рынок. Между прочим, за сезон 1974 года эта стоянка дала алуштинскому горкомхоэу 68 тысяч рублей прибыли. Снова живописная дорога, и в четырех километрах от Морского — автостоянка