._•• : • . - . • • •-••- .>• ':•- ..:'Занятие второеВероятно, все, кто «присутствовал» на нашем первом занятии и освоил правильную посадку за рулем, приемы уп ­ равления им, ждут, что сегодня мыуже «поедем». Но сначала немного теории. Увы, доступность автомобиля и массовость профессии водителя породили у некоторых представление, будто хорошим водителем можно стать, не зная об автомобиле ничего, кроме его органов управления. Что ж , когда-то ив авиации пилотаж был чуть ли не единственным предметом в.обучении летчика. А сегодня вместе с удостоверением пилота ему выдается и диплом инженера. М ожно утверждать, что такая всесторонняя подготовка — одно из основных условий, обеспечивающих относительно низкий уровень аварийности в воздухе. Она в несколько раз ниже, чем на автомобильном транспорте. Нравится нам или нет, но необходимо признать как факт, что повышение водительского мастерства невозможно без освоения основ теории управления автомобилем. Не стоит пугаться слова теория, ибо никто не собирается утомлять читателя математическими выкладками. Выводы, полученные при помощи математики, м ожно попытаться изложить так, что при минимальном же ­ лании и настойчивости каждый водитель поймет их и усвоит. Здесь нам придется столкнуться с некоторыми новыми понятиями — «информация», система «водитель—автомобиль» и др. Если в этот миг у кого-нибудь возникнет желание оставить «класс», прошу еще немного терпения. Итак, человек и машина образуют в нашем предмете систему «водитель—автомобиль». Что скрывается за этим названием и зачем нам надо это знать? Длительное время автомобили, как и другие виды техники, проектировали, не задаваясь этим вопросом. Пока уровень техники был невысок, проблем не возникало, Но наступил момент, когда машины стали настолько сложны, что человек оказался неспособным управлять ими. Вот тогдато и пришлось рассмотреть систему «человек—машина», чтобы объяснить возникшие трудности, найти пути их преодоления. Оказалось, все дело в той самой информации, которую мы постоянно воспринимаем, перерабатываем и переда-или как действовать водителю в критических ситуацияхем, не задумываясь над этим, как известный литературный персонаж, не подозревавший, что говорит прозой. Попробуем разобраться в том, что составляет информацию для системы «водитель—автомобиль» и какую роль процесс ее переработки играет в действии всех звеньев этой системы. Д о ­ рожная ситуация, наблюдаемая водителем, является основной информацией,из которой он определяет траекторию и скорость движения автомобиля. При этом он учитывает информацию о действии внешних сил и состоянии дорожного полотна. Обработав эти данные, водитель поворачивает руль, нажимает на педали, переключает передачи и тем самым передает автомобилю управляющую ин ­ формацию. Реакцию автомобиля на эти действия водителя и внешние силы мож -НА АОРОГАХ ВСЕГОБОЛГАРИЯ. Дальность света фар не позволяет ночью двигаться со скоростью более 80 км/час, поэтому автомагистрали все чаще оборудуются искусственным освещением. Раньше на разделительных полосах светильники устанавливали на высоких мачтах и сравнительно далеко один от другого. Сейчас считают целесообразным вместо 20-метровых применять низкие мачты освещения высотой до 7,5 метра. Это обеспечивает лучшую концентрацию светового потока на проезжей части, а также удешевляет строительство. ПОЛЬША. В центре Варшавы возле гостиницы «Форум» построен самый высокий в стране гараж для легковых автомобилей. На его девяти этажах размещается до 720 машин. 30 ЮГОСЛАВИЯ. В целях более четкой организации дорожного движения предполагается унифицировать цвета указательных знаков. Для указателей направлений на автомагистралях будет принят зеленый фон, на остальных дорогах — белый, в городах и населенных пунктах — желтый. АНГЛИЯ. В связи с экономическими трудностями, переживаемыми страной, в частности ростом цен на бензин, за последнее время возрос спрос на велосипеды: их продается сейчас до миллиона в год. Однако на пути использования двухколесных машин большие трудности — отсутствие велодорожек, стоянок, запрещение поворотов и т. д. Анализ данных за один только год показал, что в расчете на 100 миллионов миль число несчастных случаев среди велосипедистов составило 908, тогда как у водителей автомобилей только 73. Движение на мопедах еще в два раза опаснее. Поэтому приходят к выводу, что в крупных городах наиболее приемлемым видом передвижения является общественный транспорт. БЕЛЬГИЯ. Со второй половины 1975 года стало обязательным использование ремней безопасности на передних сиденьях легковых автомобилей. ПАКИСТАН. Начато строительство новой автомобильной магистрали, которая свяжет города Карачи и Пешавар. Для автомобильного транспорта расстояние между ними сократится сразу на 400 километров.