К 10-летию со дня принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)»ныне стало подлинным резервом и боевым помощником армии и флота в деле начального военного обучения молодежи и военно-технической подготовки юношей. Как отметил в своем докладе на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций член Политбюро ЦК КПСС министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко, каждый третий призывник является специалистом, прошедшим подготовку в учебных организациях ДОСААФ или профтехучилищах. Молодые воины в короткие сроки овладевают военной технической специальностью и успешно несут службу. Одной из наиболее массовых профессий, которую получают юноши, готовясь к армейской службе, является профессия водителя автомобиля — специальность сложная, ответственная, почетная. И в какой бы воинской части вы ни побывали, вам скажут: питомцы ДОСААФ раньше других становятся отличниками боевой и политической подготовки, классными специалистами, умелыми воинами. Показательны учения, проведенные в канун XXV съезда КПСС на территории Краснознаменного Закавказского военного округа. На этих учениях наряду с опытными воинами умело и сноровисто действовали молодые солдаты, недавно призванные на военную службу. В зависимости от учебно-боевой обстановки и боевых задач, поставленных командирами, они стойко оборонялись, совершали в высоких темпах трудные переходы и марши, стремительно наступали до полного разгрома и уничтожения «противника». Особенно нелегко на учениях пришлось водителям различной боевой и транспортной техники. Через крутые перевалы, по заснеженным, обледенелым, труднопроходимым горным дорогам, а временами и бездорожью смело, уверенно вели танки, боевые машины пехоты, автомобили, гусеничные, колесные тягачи, бронетранспортеры и другую технику наши воины, показывая образцы высокой физической и моральной стойкости, хорошей технической подготовки при выполнении сложных учебно-боевых задач. Среди них — большинство выпускники автомобильных и технических школ оборонного Общества. Практические меры по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров, принимаемые со стороны Военных советов округов, флотов, командиров соединений и частей, военкоматов, политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота, содействовали усилению конкретной помощи ДОСААФ и средним учебным заведениям страны а подготовке молодежи к воинской службе, повышении качества всей проводимой ими учебной, оборонно-массовой, воспитательной и спортивной работы. Эта помощь ощущается повсеместно ив подготовке будущих воинов-водителей. За последние годы много сделано по созданию и укреплению материальнотехнической базы учебных организаций ДОСААФ, учебных пунктов на предприятиях, в колхозах, школах и профессионально-технических училищах. Каждый год военные округа и флоты передают учебным организациям ДОСААФ большое количество современных образцов учебной транспортной техники, а также необходимые учебные агрегаты и экспонаты. Много учебного стрелкового вооружения, различных учебных приборов и снаряжения передается школам и профессионально-техническим училищам для оборудования военных кабинетов, технических классов и других учебных мест. Офицеры штабов, родов войск и служб, отделов вузов и вневойсковой подготовки военных округов, воинских частей, военных учебных заведений, военкоматов оказывают большую шефсную помощь в методической подготовке инструкторско-преподавательского состава досаафовских учебных организаций, военруков средних учебных заведений ив налаживании учебного процесса, выступают с докладами, ленциями на военнопатриотические темы, о развитии отечественного вооружения, боевой техники и автотранспорта, использовании их в современном бою. Военные советы онругов и флотов регулярно совместно с партийными, совет1*скими и комсомольскими органами рассматривают вопросы улучшения деятельности учебных организаций ДОСААФ, органов народного и профессионально-технического образования по повышению качества подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах. В целях поощрения досаафовских комитетов, учебных организаций Министерство обороны, Военные советы округов ежегодно награждают победителей социалистического соревнования переходящими Красными знаменами. За выполнение плана и лучшую подготовку специалистов для Вооруженных Сил СССР в 1974/75 учебном году организации ДОСААФ Белорусской ССР и Ростовской области, ульяновский аэроклуб, третий московский городской аэроклуб и хабаровская морская школа ДОСААФ награждены переходящими Красными знаменами Министерства обороны СССР. За большое личное участие в работе по выполнению задания и повышению качества подготовки специалистов более чем 80 работникам ДОСААФ приказом министра обороны СССР объявлена благодарность с вручением почетных грамот. Переходящие Красные знамена, почетные грамоты и другие награды являются хорошим моральным стимулом для всех, кто отдает свои силы благородному делу обучения и воспитания достойного пополнения Вооруженных Сил. Такое внимание к технической, начальной военной подготовке, оборонно-массовой и военно-патриотической работе приносит ощутимые результаты. С каждым годом в армию и на флот прибывает молодежь лучше подготовленная Для успешного несения трудной и почетной воинской службы. Нам следует всегда помнить, что воинская служба с каждым годом усложняется, повышаются требования к общеобразовательной, физической, военно-технической, моральной, идейно-политической подготовке будущих воинов, поэтому наши общие усилия в новой пятилетке — пятилетне эффективности и качества — должны быть направлены на повышение уровня учебной работы, военно-патриотического воспитания призывников.ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫФ. ШТЫКАЛО, заместитель министра просвещения СССР < ..Создать необходимые условия в • средних школах,., обеспечивающие широкое вовлечение учащихся в работу технических кружков по моделизму, изучению стрелкового оружия, мотора, основ радиотехники и электроники; совместно с ЦК ДОСААФ оборудовать... классы военно-технической подготовки и модельные лаборатории...-» — эти строки постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года адресованы Министерству просвещения СССР. Позднее были определены сроки и порядок введения начальной военной подготовки. А в январе 19S9 года принято постановление об обучении старшеклассников автомобильному делу, а на селе — и другим • механизаторским специальностям. Эти решения открыли перед нами широкие возможности. В шнолы пришла техника. Обучение ребят военно-техническим специальностям, привлечение их к автомо' тоспорту и моделизму встало на твердые рельсы. Сейчас военно-техническая подготовка ведется не только в кружках, но и как раздел программы начальной военной подготовки. Наибольшей популярностью у ребят пользуются специальности водителя, тракториста, мотоциклиста, радиотелефониста. Мы можем назвать цифры, которые красноречивее слов покажут, что сделано за последние годы. Только по плану начальной военной подготовки в 11 тысячах средних школ старшеклас«ники изучают специальность водителя яитомоКияя, более чем в 18 тысячахшкол — тракториста; около 2500 школ дают своим питомцам возможность овладеть мотоциклом. Кроме того, более 2 тысяч школ готовят шоферов-профессионалов и автолюбителей на основании постановления об обучении старшеклассников автоделу. За всем этим — большой труд школьных коллективов, военкоматов, организаций ДОСААФ, шефов-автотранспортников, которые общими усилиями создали необходимую базу, решили вопрос о преподавательских кадрах. Удалось преодолеть и серьезную трудность юридического характера. Совместно с МВД СССР разработана и утверждена инструкция о порядке выдачи школьникам водительских удостоверений с правом допуска к управлению автомобилем по достижении 18 лет. Столь широкая «моторизация» общеобразовательных школ, совершенно естественно, дала толчок и развитию военнотехнических видов спорта, которые заметно расширили свои масштабы и географию. Автомобильные и мотоциклетные соревнования, картинг перестали быть привилегией крупных секций Дворцов пионеров, станций юных техников. Они входят в жизнь всех школ, имеющих автомобили и мотоциклы. В прошлом году в России, Белоруссии, Литве и Казахстане проведены республиканские соревнования школьников-автомобилистов. Мы уж не говорим о Москве и Ленинграде, где они стали традиционными. С 1969 года по инициативе журнала «За рулем» в летние каникулы проходят Всесоюзные соревнования юных водителей. Прошлым летом в Ижевсне они собрали 16 команд, привлекли школьников из таких республик, как Таджикистан и Латвия, которые прежде не присылали своих представителей. С 1974 года в их организации самое непосредственное участие принимает Министерство просвещения СССР. Обучение автомотоделу, развитие военно-технических видов спорта, начальная военная подготовка — это лишь часть оборонно-массовой работы, проводимой в школах. Не менее важно всемерно развивать военно-патриотическое воспитание, давать нынешним школьникам необходимые знания и умение по гражданской обороне. И тут у нас тоже есть определенные успехи. Только в ходе Всесоюзного смотра военно-патриотической работы, посвященного 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в нотором с мая 1973 по май 1975 года участвовало 20 тысяч школ, создано более 10 тысяч оборонно-массовых кружков, построено 12 тысяч стрелковых тиров. Созданы или значительно пополнились экспонатами 18 тысяч музеев, комнат и уголков боевой славы. На VII Всесоюзном слете победителей похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, состоявшемся в Волгограде, эта благородная работа школьников отмечалась особенно высоко. В числе лучших были названы никопольская средняя школа № 2, волгоградская школа-интернат № 1, 88-я средняя школа г. Тбилиси и многие другие. Особо следует отметить большую и разностороннюю работу, проводимую в средней школе № 1 г. Плавска Тульской области. Здесь прекрасные традиции военно-патриотического воспитания — она дала стране трех Героев Советского Союза, в том числе прославленного летчика Бориса Сафонова, кому это высокое звание было присвоено дважды. И нынешнее поколение педагогов, школьных работников бережно хранит эти традиции, воспитывает ребят активными, грамотными, преданными Родине. Здесь действуют кружки — автотракторный, авиаи ракетного моделирования, радиотехнический. Ребята сами конструируют и строят микроавтомобили, аэросани, мотоциклы. Имеют за это награды ВДНХ. Во всем этом — непосредственное влияние и участие школьной первичной организации ДОСААФ, выступившей с патриотическим почином за достойную встречу XXV съезда партии, за повышение эффективности и действенности военно-патриотической работы. Этот почин нашел широкую поддержку во многих средних школах страны.3