10
11
ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАУвеличить выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости для сельской местности. «Из Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ВАЗ-2121комфортаоельныйИнтервью с техническим директором — Марат Нагуманович, чем на ваш взгляд объяснить, что появившаяся в прессе и на телевидении информация о вашей новой машине вызвала столь активный интерес у автомобилистов! — Очевидно, тем, что рождение ВАЗ—2121 связано с жизненными потребностями, нашим социальным развитием, если хотите. Основное назначение нового автомобиля Волжского автозавода — служить сельскому населению. Городскому жителю уже предлагается достаточный ассортимент: «жигули», «москвичи», «запорожцы», седаны, универсалы, комби. А сельскому? Ни для кого не секрет, что рост парка машин опережает у нас развитие дорожной сети. Механизатору же , агроному, сельскому врачу уже сегодня крайне нужен такой личный транспорт, которому не страшны грунтовые дороги в любое время года. И у него, очевидно, достаточно возможностей, сбережений, чтобы приобрести автомобиль. Вот почему, мне кажется, машина, еще не став на кон ­ вейер, встретила столь радушный прием.объединения «АвтоВАЗ»М. Н. ФАРШАТОВЫМДо начала серийного производства автомобиля ВАЗ—2121 больше года. Но наши подписчики настойчиво просят рассказать о новой вазовской модели. Чаще всего такие просьбы приходят в письмах, на обратных адресах которых названия сел, деревень, райцентров. Что ж, нетерпение их авторов можно понять: автомобиль повышенной проходимости «2121» — младший в семействе ВАЗ — предназначен прежде всего для тех, кто живет в стороне от шоссейных дорог. Ему отведена особая роль в планах автомобилизации на десятую пятилетку. Учитывая все это, мы решили отступить от принятой в журнале традиции представлять новую модель ко времени постановки ее на конвейер и начнем рассказ о ней уже в этом номере. В социалистических обязательствах вазовцев на 1976 год есть такие строки: «Ускорить проведение работ по модернизации выпускаемых автомобилей ик открытию XXV съезда КПСС: — изготовить опытно-промышленную партию автомобилей повышенной проходимости ВАЗ—2121 для работников сельского хозяйства и осуществить в течение года подготовительные работы по организации их серийного выпуска...» В самые горячие, предсъездовские дни, когда заканчивалась сборка пятидесяти первых машин опытной партии, корреспондент журнала встретился с техническим директором ВАЗа М. Н. Фаршатовым и попросил ответить на наши вопросы. 10ва и распространения джипов, рассчитанных на продажу населению. Ныне, не говоря о нас, и в Москве на АЗЛКив Ижевске созданы опытные образцы таких автомобилей, а в Луцке ежегодно выпускается по несколько тысяч машин на базе агрегатов «запорожцев». Утвержденный жек массовому производству ВАЗ—2121, мы надеемся, сыграет свою роль в решении задач, поставленных XXV съездом партии. Я имею в виду удовлетворение возросших материальных и духовных потребностей сельского населения, дальнейшее сближение уровня благосостояния и культуры жителей города и деревни. — Вы коснулись назначения нового автомобиля. Хотелось бы знать, пусть в общих чертах, в чем его отличие от других моделей. — М ожет быть это покажется нескромным, но беру на себя смелость утверждать: нашим конструкторам удалось создать отечественный автомобиль с принципиально новыми качествами универсального (я особо подчеркиваю это) характера. «2121» сочетает способность преодолевать глинистые и песчаные участки, снежную целину, работать при сорокаградусном морозеив пятидесятиградусную жару, причем с высоким уровнем комфорта, присущим «жигулям». К тому же при движении по хорошим шоссейным дорогам он ведет себя как обычный легковой автомобиль и развивает скорость до 130 километров в час. Вопросы безопасности, эргономики, эстетики решены в конструкции автомобиля на самом высоком техническом уровне. Короче говоря, «2121» (пусть пока мы ведем речь об опытном образце) соединяет в себе достоинства современных легковых моделей и преимущества джипов. Придет время, и сельские автомобилисты убедятся в этом на собственном опыте.— Все это так. Но вспомните: задолго до строительства ВАЗа были созданы конструкции, рассчитанные на сельских автомобилистов. И это тогда не вызывало такой реакции. — Мы вовсе не считаем себя пионерами в этом деле. Назову хотя бы «Москвич—41 ОН» (о ГАЗ—69 и его преемнике УАЗ—469 я не говорю, поскольку они, как правило, не предназначены для индивидуального пользования). Жизнь «четыреста десятой» модели оказалась недолгой не только потому, что она представляла собой компромиссное ре ­ шение с неизбежными в этом случае минусами. Просто тогда еще не созрели условия для массового производст половины салона. Для удобства пользования им предусмотрена задняя дверь, откидывающаяся кверху. Конструкторы сумели рационально использовать объем автомобиля. Запасное колесо помещено под капотом, бензобак ушел в пространство под заднее сиденье. Это основное. — Извините, Марат Нагуманович, что прерываем вас. Мы попросили бы учесть одно обстоятельство: в письмах читателей больше всего вопросов о проходимости, устойчивости, безопасности ВАЗ—2121. — Я как раз собираюсь к этому перейти. Наряду с постоянным приводом на все колеса, о котором мы уже говорили, следует назвать независимую переднюю подвеску. Применение ее позволило сделать автомобиль относительно невысоким, а следовательно, и более устойчивым, улучшить проходимость на бездорожье. Кроме того, ВАЗ—2121 снабжен широкопрофильными шинами (5,95—16) с универсальным рисунком протектора — они дают немалый эффект в смысле проходимости и управляемости. Применение больших колес, легко перекатывающихся через неровности дороги, и другие конструктивные меры позволили довести дорож ­ ный просвет ВАЗ—2121 до 220 мм . — как на ГАЗ—69 (напомним, у «Жигулей» он равен 170 мм). Перзостепенное внимание было уделено безопасности — активной и пассивной. Здесь прежде всего надо отметить тормозную систему с раздельным приводом, который снабжен вакуумным усилителем. Новшеством, и не только в отечественной практике, стало применение на автомобиле такого типа передних дисковых тормозов. Опасения, что они в условиях плохих дорог будут недолговечны, оказались напрасными. Разработанные в Тольятти новые дисковые тормоза при сравнительных испытаниях на ВАЗ—2121 показали большую надежность, чем барабанные. Ну и, конечно, надо отметить, что джип располагает всем тем же, чем и «Жигули» (включая ремни), — в соответствии с нормами безопасности Европейской экономической комиссии ООН. — Скажите, пожалуйста, каков объем испытаний, которые прошел автомобиль до выпуска опытно-промышленной партии'— Как иу всякой новой модели, агрегаты ВАЗ—2121 прошли проверку по сложной программе на стендах, в лабораторных и различных дорожных условиях: на полигоне НАМИ, в европейской части страны, в Средней Азии, в условиях пустыни. Результаты этой работы отражены в акте межведомственной комиссии, которая и рекомендовала автомобиль к выпуску. Д о начала его у. нас еще год, и мы постараемся использовать это время для дальнейших разносторонних испытаний и доводки конструкции. Большая часть джипов из опытной партии отправится на полигон, на испытания в разные районы страны. — И наш 'последний вопрос. Каким образом планируется организовать серийный выпуск ВАЗ—2121 ив каких масштабах! — За отведенное нам короткое время предстоит выполнить большой объем работ. Во-первых, расширить возможности действующего производства с тем, чтобы оно могло увеличить выпуск агрегатов и узлов, унифицированных с «Жигулями». Это связано смо ­ дернизацией оборудования, совершенствованием технологии, иными словами, с использованием внутренних резервов. И во-вторых, создать новые производственные мощности по изготовлению и сборке кузовов «2121», а также выпуску раздаточных коробок, передних подвесок. Сейчас для этих целей возводится корпус площадью 60 тысяч квадратных метров, заказаны автоматические линии, специальные станки, оснастка. Здесь мы очень рассчитываем на Ми ­ нистерство станкоинструментальной промышленности, которое взялось изготовить на своих предприятиях основное металлорежущее оборудование в первой половине будущего года. В 1977 году намечено дать первые 15 тысяч автомобилей ВАЗ—2121, а в 1980 году мы должны выйти на уровень 50 тысяч. Сроки, как видите, предельно сжатые. Но мы верим в энтузиазм наших строителей и монтажников, верим в действенную силу социалистического соревнования и убеждены, что решение XXV съезда партии об увеличении выпуска автомобилей для села будет выполнено повазовски — высококачественно и своевременно.$*****-'• т>№ •. В дни работы XXV съезда КПСС в Москву* • прибыла колонна первых автомобилей ВАЗ —2121. Фото В. Ширшова— В таком случае не могли бы вы подробнее, как это просят наши читатели, охарактеризовать конструктивные особенности ВАЗ—21211 — Надеюсь, уже в этом году создатели машины, ее испытатели получат возможность рассказать на страницах «За рулем» об устройстве автомобиля. Поэтому ограничусь тем, что назову самое основное. Машина, например, оснащена постоянным приводом на все колеса, так сказать, располовинены нагрузки на детали трансмиссии. В двухступенчатую раздаточную коробку встроен межосевой дифференциал. В тяжелых дорож ­ ных условиях водитель может его блокировать и таким образом в нужный мо ­ мент предотвратить буксование колес. ВАЗ—2121 снабжен 80-сильным двигателем, таким же , как и наша новая мо ­ дель ВАЗ—2106. М ы вообще стремились по возможности шире использовать узлы и агрегаты «Жигулей». Коробка передач, сцепление, электрооборудование, рулевое управление, задняя подвеска «2121» почти не отличаются от принятых на моделях «2103» и «2106». А вот кузов не имеет аналогов среди наших машин. Цельнометаллический, несущий, оригинальной формы, он избавлен от недостатков кузовов с тентом, где зимой холодно, а летом — жарко. Эффективные «жигулевские» отопление и вентиляция, герметизация дверных проемов, как на всех ВАЗах, создают необходимый комфорт. «2121» — очень компактный автомобиль, он даже короче «Запорожца», правда, шире «Жигулей». В салоне просторно, и пассажирам не тесно, даже если на них полушубки. У машины только две боковые двери, но при откидывании передних сидений пассажиры садятся и выходят достаточно свободно. Задние сиденья складываются, и тогда багажное отделение занимает больше2»11