Уроки КупцоваДавно прозвенел звонок. Утих в коридорах шум, разошлись курсанты. В дверь заглянул последний преподаватель, укоризненно покачал головой: — Вы опять задерживаетесь, Валерий Агафонович? Купцов развел руками: — Что делать! Никак свой «двигатель» до ума не доведу. Вот заработает — тогда буду уходить вовремя. Николай Иванович Фесун рассмеялся: — Так я вам и поверил! Начнет действовать этот макет — станете колдовать над следующим... Он ушел, а Купцов снова склонился над столом. Задумал он сделать эту действующую модель двигателя из органического стекла уже давно. Хотелось, чтобы ребята, может быть никогда прежде не видевшие «живого» мотора, могли разглядеть все его внутренности, понять взаимосвязь деталей, работу систем. Дело долго не клеилось. Но вот сейчас все самое трудное позади. Пройдет еще несколько дней, и в прозрачном блоке «оживут» поршеньки, придет в движение коленчатый вал. Одним макетом станет больше в автошколе. Значит, учеба у ребят пойдет лучше. В том, что это так, начальник школы Купцов уверен твердо. По себе знает: еще когда учился в мокшанском техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства, а позже — в пензенском сельскохозяйственном институте на факультете механизации, с особым удовольствием посещал занятия, на которых преподаватели могли что-то показать «настоящее», не ограничивались объяснением на словах. Такие уроки запоминались, материал усваивался легко, оседал глубже. «Вот так должно быть и здесь, в автошколе», — думал Валерий Агафонович, когда в 1974 году пришел на должность начальника. В школе сразу почувствовали: новый начальник поощряет рационализаторство, болеет за живое, творческое отношение к делу, требует от преподавателей, мастеров производственного обучения активнее подключать к рационализаторской работе курсантов. «Пусть ребята сами мастерят, вникают,даже самое маленькое наглядное пособие приобретает ценность, если оно сделано руками курсантов», — нередко напоминает Купцов. Он и личный пример показывает. После того, как макет двигателя был отлажен, Купцов взялся за изготовление действующего макета электрооборудования автомобиля ГАЗ—66. И сразу вокруг образовалась группа юных умельцев. Особенно тогда отличились курсанты Власов, Гостев, Бердников. Теперь они уже солдаты и, наверное, с благодарностью вспоминают о тех днях в автошколе, когда сумели как следует разобраться в самом, пожалуй, трудном предмете, каким является электрооборудование автомобиля. Умеют увлечь своих питомцев преподаватель Николай Иванович Фесун, мастер производственного обучения Вениамин Антонович Дорош кевич, которые немало вложили труда, умения, рационализаторской смекалки в создание действующих стендов и разрезных агрегатов. Когда проходишь по учебным классам, знакомишься с их оборудованием, видишь, с каким мастерством, любовью сделаны электрифицированные стенды в классах по изучению правил дорож ­ ного движения, устройства и эксплуатации автомобиля, наглядно убеждаешься: пункт социалистических обязательств автошколы о развертывании рационализаторской работы, вовлечении в нее курсантов обретает конкретные, осязаемые черты. И делается это в интересах главного — повышения качества обучения будущих воинов-водителей, углубления их технических знаний. Прочитав эти строки, возможно, ктото возразит: зачем-де заниматься самодеятельностью, не лучше ли разрезные агрегаты, механизмы автомобилей и другое учебное оборудование изготовить, скажем, на авторемонтном предприятии? Некоторые учебные организации, находящиеся в крупных промышленных центрах, так и поступают. Но, во-первых, коллектив нижнеломовской автошколы таких возможностей не имеет, а во-вторых, как уже было сказано, здесь справедливо считают, что надо иу преподавателей иу курсантов будить инициативу, поддерживать творческое начало. Наконец, далеко не последнее дело — экономия денежных средств. На состоявшемся недавно VI пленуме ЦК ДОСААФ отмечалось: уровень подготовки водительских кадров в немалой степени зависит от того, как размещена та или иная учебная организация, каким располагает оборудованием. Факты показывают, что качество обучения хуже в тех автошколах, которые еще ютятся в тесных, неприспособленных помещениях, На пленуме поставлен вопрос о необходимости шире использовать дляучебно-материальной базы местные резервы, применять метод народной стройки. Опыт коллектива нижнеломовской автошколы в этом деле также поучителен. Раньше школа занимала небольшое старое здание. Потребности же в водителях неуклонно росли. Без расширения «жилплощади» нечего было и помышлять о создании новых групп, не говоря о повышении качества обучения. И тогда было решено строить новое здание хозяйственным способом, без большой затраты денежных средств. Местные специалисты, знающие возможности района, утверждали, что осуществить такую стройку можно не раньше конца 1976 года. Однако коллектив обязался завершить работы к XXV съезду партии. И обязательство выполнил. С вводом в строй нового двухэтажного корпуса школа получила дополнительные учебные классы, методический кабинет, ленинскую комнату, склады и другие подсобные помещения. Незадолго до этого, также хозспособом, был сооружен гараж на двенадцать автомобилей. Сомнения некоторых скептиков относительно того, что стройка будет отвлекать людей от учебы, снизит ее результаты, опровергнуты жизнью. Участие в строительстве еще больше сплотило, дисциплинировало коллектив, мобилизовало на поиски резервов. Когда подводили итоги соревнования среди учебных групп, выяснилось, что лучшими по успеваемости оказались как раз те кур ­ санты, которые показывали пример на строительстве. Программа за все время выполнялась четко. Прошлый учебный год был закончен успешно. Одновременно коллектив школы подготовил для народного хозяйства 90 водителей третьего класса, 300 шоферов повысили здесь квалификацию, 140 владельцев автомобилей и мотоциклов получили водительские удостоверения. Школа прочно занимает первое место среди учебных организаций ДОСААФ области. ...Валерий Агафонович Купцов спохватывается: опять засиделся допоздна, вон куда увели раздумья. Пора домой. Завтра новый учебный день. Он привычно бросает взгляд на «поминальник» — что предстоит сделать? Комсомольское собрание, встреча с работниками военкомата, переоборудование еще одного класса для программированного обучения, вопрос о тренажерной подготовке... К тому же, наверняка, в течение дня всплывет еще десяток каких-то дел... Что ж, других дней он не помнит. И. СУМСКОЙ, старший инструктор областного комитета ДОСААФ Пензенская область, г. Нижний ЛомовРАЙКОМ ДОСААФ И ЛОТЕРЕЯИз года в год калининскийрайонный комитет оборонного Общества г. Таллина успешно проводит распространение билетов лотереи ДОСААФ. Рабочие, служащие, у чащиеся , п роявляя заботу об укреплении обороноспособности страны , покупают билеты на сумму 4045 тысяч рублей каждого выпуска лотереи. Немал оважную роль играет здесь продуманная, ц еленаправленная работа райкома Общества, его многочисленного актива. Получив контрольное задание, райком8р азрабатывает план мероприятий по реа лизации билетов, у тверждает его на споем президиуме ирассылает во все 106 первичныхорганизаций . При райкоме активно действуют лекторские группы, к оторые разъясняют людям, куда направляются денежные средства, получаемые от лотереи. Уже в этом году проведено более пятидесяти лекций . Пользуются успехом выступления Г. Ф. Р омашова . А. С. Лощилина, П. П. Войдина, Б. И. Мещерикова. На многих заводах, ф абриках Таллина оформленыяркие стенды, р ассказываю ­ щие одеятельности ДОСААФ по военноп атриотическому воспитанию населения ,подготовке молодежи к службе вармии , о строительстве домов технический учебы, создании спортивныхсооружений , обо всем, на что направляются денежные средства, п оступающие от лотереи . К алининский райком ДОСААФ Таллина идет по распространениюлотереи впереди не случайно . На высоком уровне ведется здесь вел оборонно-массовая работа, к аждый год на курсахвпервичныхорганизацияхиврайонном спортивнотехническом клубе обучаются сотни водителей автомобилей имотоциклов . А. АКОПОВ, старший инструктор ЦК ДОСААФ СССР