На двух колесахПришло лето, и мы вновь ощутили, что мотоцикл — массовое транспортное средство индивидуального пользования. Особенно в сельской местности. Вместе с тем приобретение двухколесной машины рождает у родных и друзей мотовладельца зачастую самые пессимистические прогнозы. Некоторые даже окрестили ее орудием для самоубийства. Это, конечно, крайность. Миллионы мотоциклистов долгие годы ездят без аварий. Все зависит от благоразумия и умения водителя. Но не совсем лишено оснований и настороженное отношение к двухколесной машине. Она легка, приемиста, маневренна, и в то же время ей присущи недостатки — прежде всего малая устойчивость, отсутствие надежной защиты водителя от травм. Поэтому и самонадеянность, просчеты мотоциклиста чаще ведут к авариям, к тому же с более тяжелыми последствиями, чем для экипажа автомобиля. Подсчитано, что шан-сов стать участником происшествия у мотоциклиста в четыре раза больше, чем у водителя легкового автомобиля. А по мнению английских специалистов, риск погибнуть в аварии у мотоциклиста в 12 раз больше, чем у шофера. Наш анализ свидетельствует, что из общего количества дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом 27% приходится на долю мототранспортных средств. Это очень много, если учесть, что мотоциклы, в общемто, по полгода стоят на приколе. Печально и другое: показатели аварийности по вине водителей -мотоциклов и мотороллеров продолжают расти. В чем же причины и как с этой опасностью бороться? В поисках ответа два года назад были тщательно изучены происшествия с мотоциклистами в Белоруссии и Эстонии, в Ставропольском и Краснодарском краях, в Ростовской, Свердловской и Пермской областях. Исследовались аварии со смертельным исходом и закончившиеся ранениями мотоциклиста при разных дорожных и климатических условиях. Результаты и выводы этого анализа и легли в основу предлагаемого материала. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что больше всего гибнет мотоциклистов в малых населенных пунктах и на дорогах районного значения — 37%. Объясняется это, понятно, не какими-то особыми сложностями езды в сельской местности. Интенсивность движения здесь невелика, но нет, как известно, присущего большим городам и автомагистралям жесткого контроля ГАИ за дисциплиной водителей. Не потому ли «в глубинке» чаще за руль садятся нетрезвые люди, а мотоциклы по-долгу не регистрируются в ГАИ и эксплуатируются лицами, не знающими правил движения, не имеющими водительских прав? Отсюда и печальные последствия. Ведь на автомагистралях общегосударственного значения мототранспортные происшествия со смертельным исходом составляют только 11,2%, а в крупных городах и того меньше — 5,5%. Не ясно ли, что повышение дисциплины мотолюбителей сейчас задача первостепенной важности. Подтверждает сказанное и такое наблюдение. Почти половина столкновений мотоциклистов с другими* транспортными средствами случается на нерегулируемых перекрестках при нарушении очередности проезда. Думаете, из-за неуступчивости водителей автомобилей? Ничего подобного. Почти в 2/3 таких аварий виноваты сами мотоциклисты. Они часто переоценивают свои возможности, надеясь проскочить или сманеврировать на своей юркой машине, не считаясь с опасностью и реальной обстановкой. Наконец, около 40% мотоциклистов, совершивших аварии, вообще не имели водительских прав и почти 2/3 из них находились в состоянии опьянения. Комментарии, согласитесь, излишни. Самые губительные для мотоциклистов столкновения — с движущимися или стоящими транспортными средствами, препятствиями. В таких происшествиях они погибают в 65 случаях из 100. Причем 64% столкновений со смертельным исходом происходит вне населенных пунктов, где скорости, конечно, выше. Кстати, почти все происшествия при скоростях свыше 80 км/час заканчиваются гибелью мотоциклистов. В связи;шМоральный климат дорогиидущие позади заливали лучами своих «прожекторов» салон нашей машины, мешая рассмотреть обстановку на дороге. Наконец, прикрываясь рукой от слепящего света очередного автомобиля, друг вздохнул: «Да, здесь ночью ездить потруднее, чем в Москве!» Не скрою, мне было неловко за наших водителей, стыдно от их неумения или нежелания соблюдать на дороге элементарную этику. В последние годы республиканская печать с тревогой отмечает непрекращающийся рост дорожно-транспортных происшествий в вечернее и ночное время. Конечно, это беда не только наших грузинских водителей. Как свидетельствует статистика, повсюду на темное время суток приходится добрая половина дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения ночью, как известно, составляет всего 10—15 процентов дневной. Ездить ночью у нас действительно очень трудно, поскольку многие водители совершенно игнорируют правила пользования осветительными приборами. Простой заповеди «увидел впереди свет фар — переходи на ближний» следуют лишь единицы. Большинство же беспорядочно переключает свет с дальнего на подфарники и обратно, хотя чередование сильного света со столь слабым лишь усиливает эффект ослепления. Наиболее упорные не выклю-IНичто не ценится так дорого...Эти заметки — плод длительных наблюдений, но той каплей, что переполнила чашу и заставила взяться за перо, явились несколько недавних вечерних поездок по Грузии с моим другом — автолюбителем из Москвы. Увы, они доставили мне много неприятных минут. Встречные машины безжалостно «таранили» нас дальним светом фар,26чают дальний свет даже при вполне достаточном искусственном освещении дороги. А всякое действие рождает противодействие : ослепленный водитель тоже торопится включить дальний... Как долго может продлиться подобное состязание? Пока у кого-то не выдержат нервы или заговорит осторожность? ...Ночью под окна жилого дома подъезжает автомобиль. Вдруг в глубокую тишину улицы врывается мощный звуковой сигнал. По-видимому, водителю понадобилось вызвать кого-то из жильцов. Но, увы, проснулся весь дом. Сон прерван, предстоящий трудовой день может быть непродуктивным. Наверно, водитель об этом не задумывался. И если ему не указать, не осудить такое поведение, подобные случаи будут повторяться. Невежливость проявляется в разных формах. Кому, например, не приходилось видеть, как, не снижая скорости, проносится иной лихач по лужам, обрызгивая грязью стоящих на остановке или идущих по тротуару пешеходов. Кто не возмущался, когда почти посреди дороги, загораживая всю проезжую часть, останавливаются встречные машины, водители которых начинают долгую беседу, нисколько не заботясь о том, что они заодно остановили и все остальное движение. А разве вы не встречали водителя, который норовит без очереди запра-