Без языкаКак не заблудиться в большом городеЧетыре года назад, еще не будучи москвичом, я приобрел автомобиль, получать который нужно было на подмосковной базе. Помочь перегнать машину попросил одного из сослуживцев, водителя с пятнадцатилетним стажем. Тот охотно согласился, но с одним условием: не ехать через Москву! Я был удивлен и ради любопытства опросил еще нескольких опытных водителей. Почти все они ответили так же. В то время я не представлял себе истинную причину боязни большого города, но когда через год сам перебрался в Москву и начал ездить, понял в чем дело. На первых порах мне казалось, что самое сложное — ориентироваться в интенсивном потоке машин, перестраиваться в нем из ряда в ряд. Но с этим освоился довольно быстро. Главная же трудность выявилась, когда осмелился отправиться в незнакомый район столицы. Москва — огромный город. Организовать движение в нем при все возрастающем парке автомобилей дело весьма сложное. И, надо отдать должное Госавтоинспекции, эта задача решается неплохо. Однако те, кто занимается ею, в центре внимания держат вопросы «чистой» безопасности, забывая нередко о других интересах участников движения, в частности как кратчайшим путем или в кратчайшее время попасть из однойточки города в другую. А ведь заплутавший водитель в определенных условиях может стать и источником серьезной опасности. Вот картина, типичная для многих • крупных городов. Водитель после долгих поисков выехал наконец на нужную ему улицу. Затем (не будем пока говорить, как) узнал место, где надо повернуть налево. Подъехал к перекрестку — а поворот здесь запрещен. Он едет дальше, надеясь, что где-то неподалеку развернется, но разворота нет и нет. Идет время, которого, может быть, в обрез, а он все удаляется от места назначения. Водитель начинает нервничать, все внимание сосредоточилось на одном — найти место разворота. Скорость его все уменьшается, он мешает движению, потому что едет-то в левом ряду, и вот в какой-то момент, махнув на все рукой, разворачивается в неположенном, а следовательно, опасном месте. В описанном случае водитель приблизительно знал нужную улицу и пересечение, где ему надо повернуть. Но как это сделать, если вы едете по дороге первый раз? Как проехать в нужное место в большом городе, если едешь туда впервые? Единственным источником информации при предварительном выборе маршрута является план города. Предположим, что нам повезло и на плане обозначены пункты отправления и назначения. Выбираем наиболее короткий или (надежнее!) наиболее простой путь к заветной точке, намечаем улицы, по ко ­ торым должны проследовать, и перекрестки, где будем поворачивать с одной на другую. Но сразу возникает вопрос: а всюду ли, где намечены повороты, их можно сделать, нет ли на выбранных улицах одностороннего движения? Выяснить это по плану невозмож-но. Он составлен не для водителя, а для пешехода. Отправляемся в путь. Но не можем найти первого же поворота. И в самом деле: а по каким признакам можно узнать, что мы приближаемся к той улице, на которую нужно повернуть? Ведь «в лицо» мы ее себе не представляем. Единственный метод восстановления ориентировки — опрос пешеходов. Но, как показала практика, половина из них не ведает, на какой улице они находятся. Остается искать таблички с названиями улиц..Но их, даже если посчастливится найти, прочесть из машины можно только на узких улицах, где нет широких тротуаров и деревьев. В новых же районах, при свободной планировке кварталов все улицы для водителя безымянны! Видимо, недостаточно в городах иметь только знаки, регламентирующие движение, нужны еще и средства информации водителя о том, где он сейчас находится, что его ожидает впереди. Указательные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения, предназначены только для загородных дорог. Возможно, поэтому на них значительно легче ориентироваться. Для города такие знаки не очень годятся. Здесь в первую очередь необходимо четко выделить названия улиц, по которым едет транспорт. Проще всего (дешевле и нагляднее) написать их крупными буквами на стенах домов и на такой высоте, чтобы их не загораживали деревья. Так же крупно должны быть обозначены номера домов. Чтобы проинформировать водителя о том, к какой улице он приближается, неплохо было бы перед каждым перекрестком метров за 50, посреди проезжей части повесить таблицу с названием пересекающей улицы. Хотя бы крупных магистралей, указанных на плане города (как это делается в ряде стран — ред.).Так гласит законЮрист отвечает на вопрос читателяЯ автолюбитель. Нередко в конце рабочего дня мои коллеги просят: «Ты на машине? Подвези по пути!» Я, конечно, не отказываю и смеюсь в ответ: «Попадем в аварию, — отвечать не буду». Но шутки шутками, а как будет в действительности? Допустим, по дороге автомобиль столкнулся со встречным, и один из моих попутчиков получил увечье или погиб. Какова по отношению к нему моя ответственность? Когда мы говорим с сотрудниками на эту тему, они успокаивают меня: «Брось, никто тебя не привлечет. Ты ведь не виноват, я сам напросился». Дальше начинаются рассказы о том, что кто-то с кем-то ехал, случилась ава24 рия, и водителю, мол, ничего не было, хотя пассажиры пострадали. Но это все разговоры, а что гласит закон? Какую меру ответственности я несу, если авария произошла не по моей вине, но люди в автомобиле пострадали? А как поступит суд, если я виновен, но.пострадавший отказывается от материальных претензий ко мне? Наконец, если пострадавшие являются моими родственниками, могут ли они ходатайствовать перед судом о моей невиновности? Очень прошу дать мне разъяснения по этим вопросам. Б. г. Иваново ГРИШИЧЕВОтветственность владельца источника повышенной опасности (а им является лицо, которому принадлежит автомобиль, или тот, кто управляет машиной по доверенности) регулируется уголовным и гражданским законодательством. Уголовная ответственность водителя наступает в том случае, когда он нарушает правила безопасности движения и это влечет за собой вредные последствия. В зависимости от тяжести этих последствий законом определена и мера наказания. Когда кому-либо причинено менее тяжкое или легкое телесное повреждение или существенный материальный ущерб, водитель может быть лишен свободы на срок до трех лет. Те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет, а если погибло два или более человек — от трех до пятнадцати лет. Подчеркиваю, при вредных последствиях аварии к уголовной ответственности водитель привлекается только тогда, когда происшествие случилось по его вине. Если указанные последствия наступили не по вине водителя, то нет и речи об уголовной ответственности.