ЗА СТРОНОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАОсуществлять дальнейшую концентрацию автотранспортных средств в крупных автомобильных хозяйствах. Расширить централизованные перевозки грузов транспортом общего пользования. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»— В уборочную страду автомобили работают почти круглосуточно. Как вы обходитесь кадрами водителей! — Проблема водительских кадров вообще у нас не снята, а летом и осенью потребность в них особенно возрастает. Это мы учитываем. Учебные автокомбинаты министерства ежегодно готовят до 25 тысяч водителей, которые пополняют автотранспортные предприятия. Большую помощь оказывают нам учебные организации ДОСААФ — автошколы, спорттехклубы, выпускающие для народного хозяйства республики тысячи шоферов. Вот ик нынешнему уборочному сезону — первому после XXV партийного съезда пришли во всеоружии: автотранс-темпы поступления сельскохозяйственных продуктов на приемные пункты и резко сокращает простои автомобилей в ожидании выгрузки. — В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 19761980 годы», утвержденных XXV съездом, предусмотрен рост грузооборота автотранспорта страны на 45% и пасеажирооборота на 28 % . Какими резервами располагает автотранспорт общего пользования вашей республики для успешного решения этой задачи! — Десятую пятилетку мы начали на хорошей основе, созданной в последние годы, Все лучшее взяли на вооружение сегодня. В девятом пятилетии, например, широкое распространение по-АВТОТРАНСПОРТНа вопросы редакции отвечает министр автотранспорта Казахской ССР А. ЖАКУПОВ— Ануар Камзинович, наши читатели знают, что после XXV съезда КПСС у автотранспортников страны и, конечно, вашей республики прибавилось забот. Расскажите, пожалуйста, о самых насущных из них сегодня, в эту летнюю пору. — Выполнение заданий десятой пятилетки, поставленных перед автотранспортом XXV партийным съездом, потребует напряженной работы и людей и exHHKn круглый год, в любой сезон, в юбую погоду. И все же лето и осеньособое время. Это страдная пора не только для тружеников села. Забота о хлебе насущном, об уборке, вывозке, сохранности урожая, продукции сельского хозяйства — всенародное дело. И для нас, автотранспортников, сегодня нет более актуальной заботы, чем по ­ мочь хлеборобам республики в сжатые сроки обеспечить уборку и вывозку с полей продукции сельского хозяйства. Казахстанская целина, как известно, стала важной житницей страны. В девятой пятилетке, при крайне неблагоприятных климатических условиях в республике было произведено 108 миллионов тонн зерна. Для его вывозки мобилизовали транспорт своих колхозов и совхозов, тысячи водителей и автомобилей прибывали из других краев и областей страны. Немалый вклад внес автотранспорт общего пользования республики. Д о 35 тысяч грузовых автомобилей и 15 тысяч прицепов мы направляли для перевозки сельхозпродуктов только в 1972 и 1973 гг., когда Казахстан сдавал государству по миллиарду пудов хлеба. Могут спросить: что ж , в период уборочных работ сокращается доставка грузов на объекты промышленности, строительства? Нет. Министерство строит работу таким образом, чтобы заблаговременно обеспечить завоз предприятиям и организациям сырья, строительных материалов, создать их необходимые запасы.портные управления, автопредприятия надлежащим образом подготовили технику и людей. Проведена большая разъяснительная работа среди водителей, развернулось широкое социалистическое соревнование за быструю и без потерь вывозку сельхозпродуктов. — Какие, товарищ министр, прогрессивные методы уборочно-транспортных работ предполагается использовать в этом году! — Казахстан можно считать родиной применяемой сейчас повсюду бригадной комбитрейлерной системы отвозки зерна от комбайнов на тока. В чем ее существо? За группой комбайнов закрепляются двухосные прицепы, трактор «Беларусь» и автомобиль-тягач. Зерно из комбайнов выгружается в прицепы, буксируемые по полю трактором, который по мере наполнения доставляет их до ближайшей межклеточной до ­ роги или прокоса. Прибывающий на поле автомобиль-тягач оставляет на краю загона порожние прицепы, загружается у комбайна зерном, берет на межклеточной дороге загруженные трактористом прицепы и доставляет их на ток. При такой организации производительность автомобилей-тягачей увеличивается в пять раз, достигается снижение себестоимости перевозок на 30% и затрат труда больше чем в три раза. Наши автопредприятия совместно с совхозами и колхозами намечают в этом году организовать работу 650—700 бригад с применением комбитрейлерной системы при перевозках зерна, силосной массы и сахарной свеклы. Широкое применение получат часовые графики при доставке зерна и сахарной свеклы на приемные пункты централизованными автоотрядами. Главным нашим вычислительным центром разработана программа и ведутся расчеты часовых графиков на ЭВМ «Минск-32». Это значительно повышаетJлучила бригадная форма труда водителей, организация транспортного обслуживания предприятий по методу бригадного подряда. Заслуживают внимания результаты работы бригады водителей тельманского автопредприятия карагандинского производственного автотреста, которую возглавляет Д . А. Петри. Бригада обеспечивает перевозки известняка, глинозема, сланца и гипса на карагандинский цементный завод с годовым объемом 2,5 миллиона тонн. С заводом заключен договор бригадного подряда. Организационная основа подрядной бригады — водительское самоуправление и хозяйственный расчет. С переходом на бригадный подряд количество автомобилей, занятых об ­ служиванием завода, сократилось с 24 до 17 при одновременном увеличении объема перевозок на 18,5%. Сейчас на автотранспортных предприятиях нашего министерства действует 3680 бригад, 250 из них комплексные, в состав которых входят водители и машинисты погрузочно-разгрузочных ме ­ ханизмов, и более 100 работают по методу бригадного подряда. Это лишь один из резервов. Есть и другие. Достижение эффективности и качества в этой пятилетке будет обеспечено в первую очередь более широким применением прицепов. Производство их налажено на наших предприятиях. За последние годы автохозяйства получили свыше 10 тысяч 5-тонных прицепов, что создало условия для широко ­ го применения тяжеловесных автопоездов из двух, трех и более звеньев. Теперь уже не отдельные передовики, а тысячи водителей, целые бригады ико ­ лонны добиваются высоких пбкаэателей в использовании транспортных средств. Сегодня половина всего объема транспортной работы выполняется автопоездами. На более высоком уровне будем проводить эту работу в новой пятилетке.6 Сейчас в алма-атинском авторемонтном объединении освоен выпуск 10-тонных самосвальных прицепов, которые позволят довести грузоподъемность автопоездов до 25—30 и более тонн и значительно повысить удельный вес выполняемых ими перевозок. — Автотранспорт называют мостом, перекинутым от промышленных предприятий к колхозам и совхозам, от заводов к заводам, от комплексов строительной индустрии к строительным площадкам. Опорами «моста», вероятно, можно считать централизованные перевозки. Расскажите, пожалуйста, о перспективах их развития. — Правильно, централизованное обслуживание промышленных предприятий,строек, торговых организаций, колхозов, совхозов — дело взаимовыгодное и перспективное. В прошлой пятилетке удельный вес централизованных перевозок в общем объеме транспортной работы увеличился на 10,8% и составил в 1975 году 76,3%• На централизованное обслуживание дополнительно переведено свыше 450 промышленных предприятий, Обеспечен также рост централизованного завоза и вывоза грузов со станций железных дорог. Сейчас специализированные транспортно-экспедиционные предприятия министерства связаны таким методом с 79 железнодорожными станциями. Количество обслуживаемых предприятий за годы пятилетки возросло на 42%. При этом, имея прямые хозяйственные договоры с совхозами, колхозами, заводами, строительными и другими организациями на выполнение полного комплекса транспортно-экспедиционных операций, автопредприятия оформляют получение и принимают грузы от железной дороги, при необходимости организуют краткосрочное хранение, погруппировку их по направлениям и обеспечивают доставку в пункт назначения с использованием в радиусе ряда станций оборотных прицепов и полуприцепов. Такая постановка работы позволила полностью освободить грузополучателей от необходимости содержать на станциях многочисленный штат экспедиторов, грузчиков, ликвидировать мелкие склады и высвободить рабочих для основного производства. Важным резервом эффективности является перевозка грузов в автомобильных контейнерах, в пакетах и на поддонах, объем которой за прошлое пятилетие увеличился более чем в четыре раза. Контейнерные перевозки намечено развивать и совершенствовать. Не так давно мы построили и реконструировали 27 контейнерных площадок и обменных пунктов. На своих промышленных предприятиях изготовили и передали автохозяйствам 2,5 тысячи универсальных контейнеров грузоподъемностью 3 тонны. В контейнеризации должны быть заинтересованы не только автотранспортники. Для ее широкого распространения нужны усилия других министерств и ведомств, Необходимо наладить централизованный выпуск самих контейнеров, притом разнообразных, побеспокоиться о сооружении специальных, должным образом оборудованных площадок. Наш автотранспортный «мост» связывает не только отдельные предприятия, но и целые области Казахстана, перекинут в другие республики. Это междугородные перевозки, которые в новой пятилетке получат дальнейшее развитие. Причем основное внимание будет уделено повышению качества транспортного обслуживания, и прежде всего — с о ­ кращению сроков доставки грузов, созданию лучших условий труда и отдыха водителям. Для координации междугородных перевозок в Алма-Ате образовано специализированное управление автомобильных дорог; в Караганде, Усть-Каменогорске, Кокчетаве — транспортно-экспедиционные предприятия. На трассах южных областей республики протяженностью более 2 тысяч километров налажены междугородные перевозки по системе тяговых плеч и маятника. Здесь создано 19 грузовых дворов и перецепочных площадок, осуществляется маневровая работа, движение автомобилей-тягачей организовано строго по графику с круглосуточным их использованием. Всего на этих перевозках занято свыше 1,2 тысячи оборотных полуприцепов и 1,5 тысячи универсальных автомобильных контейнеров. Диспетчерское руководство и контроль за работой тягачей на междугородных трассах осуществляется с применением современных средств связи и электронно-вычислительной техники. Для водителей, занятых на междугородных перевозках в республике, организованы пункты отдыха на 1640 мест. Условия труда шоферов приближены к условиям труда машинистов локомотивов на железнодор ожном транспорте. — Расскажите, пожалуйста, о развитии, о перспективах пассажирского транспорта. — Из каждых 100 пассажиров более 80 пользуются автотранспортом. Железнодорожная сеть в Казахстане, как известно, менее густа, чем, например, на Украине, а территория у нас большая, поэтому автобус в особом почете. И мы стараемся полнее удовлетворить потребности городского и сельского населения. 280 тысяч километров — такова общая протяженность автобусных маршрутов. На них вы увидите львовские, ликинские машины, венгерские «икарусы». В прошлом пятилетии пассажирский парк республики получил 17 тысяч комфортабельных автобусов и таксомоторов. Во всех областных, большинстве промышленных и районных центров построены современные автовокзалы и автостанции. За прошедшие годы открыто 386 новых маршрутов, что дало возможность дополнительно охватить автобусным сообщением 700 населенных пунктов. Теперь ежедневно автобусами перевозится свыше 6,5 миллиона человек —почти в четыре раза больше, чем в 1965 году, то есть к началу восьмой пятилетки. Автобус ныне — неотъемлемая часть сельского быта. Практически все центральные усадьбы совхозов и колхозов связаны регулярным сообщением с районными центрами, ближайшими городами и железнодорожными станциями. Главное направление в работе пассажирских предприятий сегодня — дальнейший, более полный охват регулярным автобусным сообщением городов, промышленных центров и сельских населенных пунктов с одновременным резким повышением качества, культуры обслуживания. Сейчас у нас на основных магистралях широкое применение нашла радио- и телетайпная связь. Во всех областных ,центрах действуют центральные диспетчерские службы, которые при помощи технических средств обеспечивают контроль за регулярностью движения. В Алма-Ате завершается создание автоматизированной системы диспетчерского управления работой пассажирского транспорта. Скажу о людях, о тех, кто успешно справился с заданиями девятой пятилетки и самоотверженно трудится над осуществлением решений XXV съезда партии. В наших коллективах выросли замечательные новаторы, передовики производства. Среди них депутат Верховного Совета СССР делегат XIV съезда Компартии Казахстана Герой Социалистического Труда бригадир водителей Джам шит Джунусович Кожантаев, Герои Социалистического Труда Захар Сулейменович Беспаев, Павел Игнатьевич Рассохин, Куйшубай Мукушев, Тайшик Казбеков, лауреаты Государственной премии Казахской ССР Николай Павлович Мирчев, Алексей Федорович Яворик, делегат XXV съезда КПСС Григорий Андреевич Иванов, водители тяжеловесных автопоездов Акшибай Хакимшиков, Павел Коржов, Менгали Кадырбаев, Александр Денк, Валентин Щербаков, Николай Киреев, Ауесхан Наурызбаев, многие, многие замечательные труженики. Поистине трудовой подвиг совершил водитель усть-каменогорского автобусного парка № 2 Петр Николаевич Агапов, который, работая на автобусе в течение шести лет, добился пробега без капитального ремонта более полутора миллионов километров. С трудовым достижением тов. Агапова тепло поздравил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев. В прошлом пятилетии в развитие автотранспорта общего пользования вложено более полумиллиарда рублей, что превышает объем капитальных вложений за предыдущие десять лет. Введены в эксплуатацию десятки современных автотранспортных предприятий, авторемонтных заводов, цехов и других производственных объектов. Это дало возможность практически осуществить перевооружение отрасли, основу которой в настоящее время составляют крупные автотранспортные предприятия, имеющие по 800—1000 и более единиц подвижного состава, необходимая производственно-техническая база, оснащенная современным оборудованием. Это еще одна гарантия того, что задания десятой пятилетки будут автотранспортом Казахстана успешно решены. 7