ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАЗначительно улучшить... техническое обслуживание легкового транспорта, принадлежащего гражданам. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»Как завоевать довериеХотя ростовский автоцентр ВАЗа — новостройка, наверное, нет смысла рассказывать о его технической оснащенности и технологии производства. Эти опорные пункты сети автосервиса возводятся по типовому проекту для всей страны. Поэтому у него, как говорится, все в норме. Как и его многочисленные собратья в других городах, рассчитан он на 50 рабочих постов и может обслуживать за год около 13 тысяч автомобилей. Сегодня мало найдется людей, которые не верят в надежность и высокий класс «жигулей». Не так много времени потребовалось, чтобы доказать это. Куда сложнее поднять на такой же высокий уровень качество ремонта и технического обслуживания машин. А такую цель и поставил перед собой с первых же шагов молодой коллектив ростовского автоцентра ВАЗа. Пришел как-то ко мне один автолюбитель и говорит: «Вот сдал в ремонт машину, а домой уйти не могу, на душе неспокойно, все ли без меня хорошо сделают?» Выглядел он расстроенным, и никакие мои заверения в том, что автомобиль отремонтируют добротно, не помогали. Тогда, в порядке исключения, я выписал ему пропуск и разрешил присутствовать при работах, поставив одно условие — зайти напоследок и откровенно рассказать о своих впечатлениях. На другой день он разыскал меня и, смущаясь, признался, что был неправ в своих сомнениях, что его машина оказалась в руках опытных специалистов, не меньше владельца заинтересованных в качестве ремонта, в чем он сам убедился. В общем-то ничего странного в его поведении не было. Горького опыта прежних лет у наших клиентов предостаточно, и надо еще много приложить сил, чтобы завоевать их доверие. Дальнейшее развитие сети станций технического обслуживания — одна из задач новой пятилетки в области автомобилизации. Мы, работники автосервиса, понимаем ее не только как строительство новых станций, но ив первую очередь как совершенствование нашего производственного процесса, поиск такой организации труда, при которой брак в работе был бы полностью исключен. У нас разработана и внедрена комплексно-звеньевая система ремонта. Что это значит? Раньше автомобиль, поступающий в автоцентр, переходил с участка на участок, как на конвейере. У машины не было одного «хозяина», и в случае брака трудно оказывалось найти и виновника. К тому же сложно было контролировать время и ход самого ремонта. При новой системе звено из четырех-пяти человек выполняет комплексно весь объем работ по ремонту и техническому обслуживанию. Оно оснащено всем необходимым оборудованием, инструментом, приспособлениями, имеет постоянный производственный участок и «ведет» машину до самого конца. Мы убедились, что при такой системе повышается личная и коллективная ответственность за качество работы и появляются более широкие возможности для применения материальных и моральных стимулов. При высоких результатах труда, когда все сделано добротно ив положенный срок, коллективу выплачивается премия до 20% тарифной ставки. Если жев ремонте обнаружен брак или звено не выполнило заказ в срок, оно проигрывает материально да еще устраняет недоделки за свой счет. Уже первые месяцы применения комплексно-звеньевого метода показали, что мы на правильном пути. Резко сократились претензии к качеству ремонта, слесари овладели смежными профессиями, стали следить за сроками работ, возросла культура обслуживания. Затем мы начали внедрять систему бездефектного труда. Перед этим побывали у наших соседей на ростовском подшипниковом заводе, изучили их опыт и, внеся коррективы, продиктованные нашей спецификой, применили у себя. У каждого звена теперь своя анкета, в которую заносятся все основные показатели его работы. Главное внимание обращаем на качество. Набравшим определенное количество баллов выплачивается дополнительная премия. Поначалу существовали в автоцентре как самостоятельные единицы бюро приемки и отдел технического контроля. Как водится, один отдел принимал машину, другой — сдавал ее заказчику. Подобная расстановка сил, организация труда не удовлетворили нас. Обычно машины поступают на ремонт в первой половине дня, а выдаются во второй. Получалось, что работник ОТК полдня почти не загружен, а потом не успевает выдать машины заказчикам. У мастера на приемке все наоборот. Мы убедились, что оба отдела с их функциями лучше объединить — в бюро диагностики и контроля. И дело не только в использовании времени. Тому, кто определяет неисправность, легче вести и контроль за ее устранением, качеством ремонта. Для работы нового бюро создали необходимые условия. Организовали диспетчерский пункт «Табло поиска», куда поступает информация о ходе ремонта любого автомобиля, о возникающих в процессе производства трудностях, неувязках. Улучшилось обслуживание машин, появилась ритмичность во всей работе. Из последних новшеств упомяну о недавно созданном участке срочного ремонта, где мелкие неисправности автомобиля устраняются в присутствии заказчика в течение 1,5—2 часов. В ближайшее время откроем и участок самообслуживания. Здесь автолюбитель сможет сам выполнить несложный ремонт или регулировку машины под руководством наших консультантов. Планируем и организацию технической помощи владельцам «жигулей» за пределами автоцентра — прямо на трассе или на месте стоянки автомобиля. Все эти мероприятия позволят поднять общий уровень производства, улучшить обслуживание автолюбителей. Но проблему повышения качества работ следует решать комплексно. Мы же к этому еще не совсем подготовлены. Пока у нас нет всей нормативно-технической документации, определяющей взаимоотношения с заказчиком. А они должны быть четко и юридически определены. Скажем, нередко владелец автомобиля по каким-то соображениям отказывается от ремонта или замены того или иного узла, когда мы видим в том необходимость, от выполнения какихто видов работ по техобслуживанию, и мы должны с ним соглашаться. А ведь автоцентр несет ответственность за каждый выпущенный из ремонта автомобиль, его полную исправность и соответствие требованиям безопасности. Все эти вопросы надо решить как можно быстрее, поскольку жизнь идет вперед. Сегодня в Ростовской области кроме спецавтоцентра работает шесть станций технического обслуживания автомобилей, а десятая пятилетка предусматривает дальнейшее расширение фирменной сети автосервиса. Значит, впереди новые проблемы, новые задачи. М. МАГДАСЕЕВ, директор спецавтоцентра ВАЗ г. Ростов-на-Дону19