БЫВАЛЫХКАК НУЖНО ОФОРМЛЯТЬ «СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ»Дорогие товарищи «бывалые»! Редакция получает ежедневно десятки ваших предложений: по усовершенствованию автомобилей и мотоциклов, по конструкции специальных ремонтных и эксплуатационных приспособлений, по приемам обслуживания — по всему, что важно для авто- и мотолюбителей. Ваш опыт — единственный источник, питающий эту нашу популярную рубрику. К акже улучшить «советы бывалых», ускорить и облегчить подготовку их и печати? Дело за вами. Просим вас, правильно и разборчиво пишите свой полный (с шестизначным индексом) почтовый адрес, обязательно указывайте имя, отчество и фамилию полностью. Это первое. Второе. Просим писать текст «совета» на отдельном листе, не объединяя его с другими вопросами и просьбами. И, конечно, чернилами, шариковой ручкой или на пишущеймашинке . Третье. Необходимые рисунки, эскизы, чертежи не обязательно оформлять по всем чертежным канонам. Но постарайтесь нарисовать их так , чтобы взаимодействие частей и конструкция были понятны, все необходимые для изготовления размеры были на месте, указан материал и, если нужно, обработка деталей. Весь рисунок или чертеж лучше сделать также на отдельном листе. Четвертое. Предложения по ремонту и обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов печатаются в отраслевом жур ­ нале «Автомобильный транспорт» (103092, Москва, ул. Сретенка, 27/29). Не публикуем мы советы, для выполнения которых требуются какие-либо детали от грузовиков, тракторов и т. п., то есть не поступающие в открытую продажу населению. Это же относится к некоторым химическим веществам, металлам и радиодеталям. И, наконец, последнее. Мы не имеем возможности ни разрабатывать конструкции «по заказу» читателей, ни консультировать изобретателей, ни проверять на практике умозрительные предложения. И ответом на присланный «совет бывалого» будет не разбор материала, а лишь уведомление о его получении. Поэтому присылайте нам описания только осуществленных вами на практике усовершенствований, проверенных длительной эксплуатацией на автомобиле или мотоцикле. Мы благодарны вам за те полезные и важные советы, которыми вы щедро делитесь через наш журнал с авто- и мотолюбителями. Ждем новых!ПОЛЗУН РАБОТАЕТ ЧЕТКОСо временем на моем «Запорожце» ЗАЗ —966 сильно выработалось посадочное место ползуна переключения передач в задней крышке коробки. Люфт достиг 2 мм. Начала подтекать смазка, включение сделалось нечетким. Я расточил вкрышке коробки отверстие для ползуна до 18 мм и проточил сам ползун до диаметра 15 мм. легкое и надежное, м асло , не подтекает. Кроме того, теперь узел стал разборным, и при износе втулки или сальника нужно лишь заменить детали. Б. ПАВЛОВ 391721, Рязанская область, Михайловский район, пос. Октябрьский, Строительная, 23, кв. 23Ремонт узла переключения передач: 1 — к рышка коробки передач: 2 — втулка; 3 — сальник; 4 — гайка; 5 — ползун; 6 — гайка; 7 — болт; 8 — тяга; 9 — стопорный кронштейн. Две детали, втулку 2и гайку 4 (см. рисунок), выточил из латуни. И еще нужен сальник. Я сделал его из отрезка маслостойкого резинового шланга. Теперь узел выглядит следующим образом: в крышку1 запрессована втулка 2, в которой ходит проточенный до диаметра 15 мм ползун 5. Затем установлен сальник 3и поджат гайкой 4. Эта гайка застопорена против отворачивания кронштейном 9, который закрепляется на шпильках подвески. После такой реконструкции прошло уже больше года —- включение передачПРОВЕРЯЕМ ЗАЖИГАНИЕВ январском номере «За рулем» в разделе «Советы бывалых» меня особо заинтересовали предложения С. Шпигуна «Возможная причина стука» и И. Покровского «Для точной установки вала». Автор первого совета называет причину детонационного стука в двигателе «Запорожца», но не рассказывает , к ак ее найти. Поскольку та же причина — биение кулачка распределителя, вызывающее несвоевременное зажигание в цилиндрах, — встречается на любом автомобиле, ее можно определить, проверяя зажиганиев каждом цилиндре одновременно с регулировкой клапанов. На «жигулях» для этого удобно воспользов аться разметкой на звездочке распределительного вала, которую рекомендует сделать И. Покровский. Проводим проверку и регулировку в следующем порядке. Снимаем крышку головки цилиндров и подсоединяем контрольную лампочку параллельно конт актампрерывателя , к акуказанов инструкции. Рукояткой поворачиваем коленчатый вал до тех пор. пока первая метка на звездочке (их после разметки стало четыре — к аждая через 19 зубьев) не приблизится к метке на корпусе распределительного вала на два-три зуба. Включаем зажиганиеи продолжаем поворачивать вал, пока не загорится контрольная лампа. Это должно произойти, когда метка на звездочке не дойдет до метки на корпусе на половину шага зубьев, что соответствует опережению зажигания около 5". При необходимости регулируем зажигание поворотом распределителя, к акуказанов инструкции. Выключаем зажигание и поворачиваем вал до совмещения меток. Поршень четвертого цилиндра достиг верхней мертвой точки, и теперь можно регулировать зазор у восьмого и шестого клапанов. Далее поступаем так же, останавлив аясьу каждой метки, которые соответствуют последовательно второму цилиндру (регулируем зазор у четвертого и седьмого клапанов), первому цилиндру (регулируем первый и третий клапаны) и, наконец, третьему цилиндру (регулируем пятый и второй клапаны). При проверке зажиганияв первом цилиндре первая метка, и меющаяся на шкиве коленчатого вала, должна совпасть со средней меткой на крышке привода механизма газораспределения (по этим меткам рекомендует устанавливать заж игание инструкция). Если момент заж игания во всех цилиндрах одинаков относительно меток на звездочке, значит кулачок не имеет существенного биения. Причиной чрезмерного биения может быть износ граней на кулачке приводного валика или подшипников. Иногда удается устранить биение кулачка поворотом его на 180°. Точное обеспечение углов опережения зажиганияв каждом цилиндре — залог равномерной работы двигателя, наименьш их расхода топлива и содержания СО в отработавших газах. А. СЛИЖОВ 184150, Мурманская область, п/о Зашеек, Станционная, 7, кв. 11 Справка. To4iryio проверку момента зажиганияв каждом цилиндре проводят на участках диагностики СТОА, располагающих специальными стендами. Совет А. Слижова поможет, если нет возможности обратиться на станцию. 37ТАК НАДЕЖНЕЕСо временем на моем «Москвиче—403» появился слабый, но явственный стук в передней подвеске. Проверка показала, что виной тому были. несколько «ослабевшие» болты, которыми крепятсяк нижнему рычагу подвески кронштейны амортизаторов. Подтяжка помогла лишь на короткое время. А еще более детальный осмотр определил причину: за годы эксплуатации слегка разработалась резьба в местах крепления кронштейнов амортизаторов кчашкам пружин подвески. Если у вас случится то же самое, не волнуйтесь — выход достаточно прост. Заверните болты не снаружи, а изнутри, со стороны пружины. При этом нужно взять болт М8 с головкой под ключ «12» (больший размер не проходит, будет мешать нижний виток пружины.) Затем наденьте кронштейн амортизатора и притяните его гайками с пружинными шайбами. Для удобства сделайте ножовкой пропил — шлиц под отвертку на торцах болтов. В. БИРШЕРТ 199151, г. Ленинград, Гаванская ул., 44, кв. 41