22
23
МОТОРОВ«ПОЛЬСКИЙ ФНАТ-126П»Автомобильная промышленность ПНР наладила серийное производство малолитражек модели «126П» по лицензии фирмы ФИАТ. Это очень компактная (длина 3,50 м, ширина 1,38 м) машина. которая перевозит четырех человек. Ее 3 двухцилиндровый (594 см , 23 л. с.) двигатель с воздушным охлаждением расположен сзади. Среди других особенностей машины — независимая подвеска всех колес, колодочные тормоза, шины с посадочным диаметром 12 дюймов. «Польский ФИАТ-126П» весит 580 кг и развивает скорость 105 км/час.Мотоциклетный завод «Симеон» (ГДР) в нынешнем году планирует выпустить 174 тысячи мопедов и легких мотоцик3 лов класса 50 см .•••В ЧССР коллективом НИИэлектромашиностроения в г. Брно построен на базе фургона «Баркас» опытный электромобиль грузоподъемностью 900 кг . Весит машина 1490 кг , из них 900 иг приходится на аккумуляторы. Запас хода — 60 — 100 км .•••В настоящее время восемь фирм строят легковые автомобили с двухцилиндровыми двигателями (в скобках — их рабочий объем, см 3 ): «Дайхатсу» (356), ДАФ (844), «Мазда» (359), «Мицубиси» (359), «Ситроен» (435 и 602), «Субару» (358), «Трабант» (594), ФИАТ (594).•••Индия ежегодно выпускает около 46 тысяч легковых автомобилей марок «Хиндустан-Амбассадор» (по лицензии «Моррис»), «Премьер» (лицензия ФИАТ), «Махиндра» .(лицензия «Джип») и «Стандарт» (лицензия «Триумф»).ДИЗЕЛЬНЫЙ «СИТРОЕН»Французский завод «Ситроен» приступил к выпуску модификации модели «Ц-икс» типа «универсал». Его отличают увеличенная высота кузова, открывающаяся наверх пятая дверь со стеклоочистителем. При сложенных задних сиденьях образуется площадка длиной 1,95 ми шириной 1,26 м. Таким образом, полезный объем для перевозки груза 3и багажа возрастает с 1,11 м3 до 2,03 м (при сложенных сиденьях). Машина может быть оснащена либо карбюраторным двигателем в двух вариантах (1985 см3, 102 л. с. или 2175 см3, 112 л. с ) , либо дизелем. Четырехцилинд-•••На легковых моделях «Мерседес-Бенц280» и «280Е» впервые в мировой практике с 1976 года применены синхронизаторы в передаче заднего хода.•••Завод «Порше» за полтора года производства автомобилей, оснащенных двигателями с турбонаддувом, изготовил 1000 машин. Они предназначены главным образом для спортсменов.ровый дизельный двигатель рабочим объемом 2175 см 3 развивает мощность 66 л. с. при 4500 об/мин. Это первый мотор такого типа, примененный на легковом автомобиле марки «Ситроен». Новый универсал развивает скорость 146 км/час и расходует при скорости 90 км/час 6,3 литра дизельного топлива на 100 км пути.•••40 лет назад завод «Студебеккер» (США) стал впервые серийно оснащать легковые автомобили омывателем ветрового стекла.«ТРИУМФ» МЕНЯЕТ ОБЛИКСпортивные автомобили «Триумф» серии «ТР» всегда были популярны за рубежами Англии, особенно в США, и шли главным образом на экспорт. Хотя внешние формы изменялись наряду с механической частью ив последние годы чувствовалось влияние иностранных кузовостроителей («Микелотти», «Карманн»), «триумфы» остались по характеру теми же чисто английскими спортивными автомобилями. При проектировании новой модели, «ТР7», инженеры «Бритиш Лейланда» учитывали тенденции конструирования современных спортивных автомобилей. и особенно требования по безопасности•••Японский завод «Сузуки», выпускающий малолитражные автомобили, заключил соглашение о техническом сотрудничестве в снижении токсичности отработавших газов с фирмой «Тойота». Специалисты считают, что это первый, шаг на пути подчинения «Сузуки» концерну, уже завладевшему другой фирмой, «Дайхатсу».и выхлопу в США, которые являются важнейшим рынком для машин «Триумф». На снимке вы видите результат — двухместную машину, в которой даже знатоку трудно узнать «Триумф». И это не случайность — ведь «семерка» должна была выглядеть гораздо современнее предшественников. «ТР7» выпускается только с закрытым кузовом (за дополнительную плату в крыше делается люк), ребра в дверях защищают пассажиров при боковых столкновениях, полиуретановые буфера способны поглощать энергию удара при столкновениях со скоростью 8 км/час. Впервые в практике объединения «Бритиш Лейланд» применена фиксация ветрового стекла методом «Солбит», то есть «склеиванием» без отдельного резинового уплотнения. И еще новшество: фары выдвигаются из кузова посредством электродвигателей.22 ФОРКАМЕРНЫИ ДВИГАТЕЛЬ «ТОЙОТА»В 1975 году Япония ввела у себя строгие нормы на содержаниев автомобильном «выхлопе» о киси углерода, несожж енных углеводородов и окислов азота. В нынешнем году эти требования стали ещестрожеи (кроме содержания окислов азота) н аходятся на уровне предл оженногошесть лет назадв США стандарта, к оторыйнамечали ввести в 1977 — 1978 гг. Как известно, в Соединенных Штатах по экономическим соображен иямужесточение норм на токсичность приостановлено. Это означает, что Япония станет в этой области лидером ив будущем. Жители крупных городов, на главныхулицахкоторыхвчасы «пик» нечем дышатьв подлинном смысле слова, будут, несомненно, приветствовать этот новый шаг, но энтузиазм уменьш аетсякаждыйраз , когда японцу приходится приобретать новый автомобиль или обслуживать его. Усложнение ипроблемы. Работы ведутся в нескольких направлениях. На выпускныхтрактах обычных двигателей, то есть стак назыв аемым «грязным» выхлопом, устанавливают каталитическиереакторы . Кроме того, уже начатвыпуск «чистых» двигателей. Одна их разновидность это двигатели вихревого сгорания , где топливная смесь подается в двух качественно и количественно разных дозах, что ведет кусложнению клапанного привода. Первым приступил к их сер ийному производству завод «Хонда» («За рулем», 1974, № 2). Другая разновидность — двигатели, п редназначен ­ ные для сжигания исключительно бедной смеси (соотношение 16 : 1 — 18 : 1), имеют такжефоркамерную головку блока, но без третьего клапана . Хотя переделки вконструкциинезначительны , изменение выпускныхканалаи коллектора, к арбюратора , у становка дополнительн ыхдатчиковнеисполнительных звеньев делают двигатель довольно дорогим. «Чистые» двигатели модели «12Т», уст анавливаемыефирмой «Тойота» с янв аря 1976 года на модели «Королла» и «Труэно-спринтер», относятся именно ко второй разновидности. Обратимся к их рабочему процессу (см. рисунок). Из усовершенствованного карбюратора, котор ый имеет дополнительный ускорительный насос, з амедлительзакрытия дрос-строе сгорание способствует снижению средней температурывкамереитаким образом уменьшаетсодержание окислов азота вотработавших газах. Бедная смесь является предпосылкой для обеспечения малой концентрации окиси углерода и углеводородов в «выхлопе». Догорание этих компонентов происходит ввыпускных канале и коллекторе, котор ыедолжны поэтому иметь хорошую теплоизоляцию. На рисунке видны патрубки 5вканалеи толстый слой жароупорного материала4в коллекторе. Регулирование момента опережения зажиганияв «чистых» д вигателях является oco6qfi проблемой. У «Тойоты» вак уумный регулятор прерывателя-распределителя оснащен дополнительным приводом, датчики в контуре которого регистрируют температуру охлаждающей жидкости. Наладка таких двигателей становится очень сложной и не может быть уже осуществлена без диагностической аппаратуры. Интересно сравнитьпоказатели форкамерного двигателя «Тойота-12Т» 1976 года с прошлогодним вариантом. При 3 один аковых рабочем объеме (1588 см ) и расходе горючего мощность икрутящий момент уменьшились : соответственно с 90 до 85 л. с. и с 13,0 до 12,5 кгм. Двигатели 1976 года стали и менее быстроходными. Так, число оборотов, р азвивае -Устройство форкамерного двигателя «Тойота-12Т»: 1 — свеча; 2 — в ыпускнойклапан ; 3 — в ыпускной коллектор; 4 — слой жароупорного материала; 5 — вставной патрубок выпускногоканала ; 6 — п оршень ; 7 — к амера сгорания; 8 — ф оркамера . «Тойота-труэно-спринтер» с форкамерным двигателем.у дорожаниеконструкции двигателя, кот орыев конечном счете должен оплачив ать потребитель, могут отрицательно повлиять на спрос. Японские фирмы , в частности, знают, что после довольно успешного 1975 года им не сохранить тот жеуровень сбыта внынешнем . Перед автомобильной промышленностью Японии ииностраннымифирма ­ ми, з аинтересованнымивэкспорте своей продукциив «страну восходящего солнца», встали серьезные технические Под низкимкапотом — н аклоненный на 45° ч етырехцилиндровый двигатель (1998 см 3 , 93 л. с.) с верхним распредел ительным валом. Мотор оснащен двумя карбюраторами «Стромберг» и бесконтактным зажиганием «Лукас». Вместосельной заслонки, горючая смесь поступает вкамеру сгорания 7. Форкамера 8 наполняется бедной смесью, и свеча зажигания1с двумя бок овыми электродами, к оторая располож ена непосредственно у выходного отв ерстияфоркамеры , в оспламеняет смесь вмаленьком объеме. Длинный факел выр ывается из предкамеры , в ызывая завихрение смеси в основной камере7и тем самым обеспечивая быстрое сгорание основной массы смеси. Стабильное и бы-мое при максимальной мощности, упало с 6000 до 5400 в минуту. В то жевремя на машине «Тойотатруэно-спринтер» с двигателем «Тойота-12Т» удалось достичь содержания вредных примесей вотработавших газах: окиси углерода — 2,0; окислов азота — 0,25; углеводородов — 0,12 г/м3. Эти показатели ниже японских норм 1976 года, к оторые ограничивают предельное содержаниеназванных3веществ соответственно 2,1; 0,55; 0,60 г/м .серийной четырехступенчатой коробки передач за дополнительную плату мож ет быть установлена автоматическая трансмиссия. Передняя подвеска — типа «Мак-Ферсон», з адняя — з ависимая , на спиральных пружинах, с четырьмя штангами. Габарит автомобиля: длина — 4173 мм, ш ирина — 1681 мм, высота — 1268 мм; база — 2160 мм. «Триумф-ТР7» весит 1017 кг иразвиваетскорость 172 км/час.23