тель поворота. Шарахаться же из стороны в сторону, не оглядевшись, чрезвычайно опасно. Кузнецов, к сожалению, действовал именно так. Вот что следует из его собственных слов. Он отклонился вправо jn занял первоначальное положение, одновремен : но применив торможение. Тормозил вначале слабо, а затем, так как грузовик, который он собирался обогнать, был уже совсем рядом, все сильнее и сильнее. Только почти закончив торможение, Кузнецов взглянул в зеркало заднего вида и испугался. Метрах в пяти от него была машина красного цвета... Мы уже знаем, что избежать столкновения водитель этой машины не смог. Кузнецов винит его в нарушении дистанции и усматривает в этом причину аварии. Но, позвольте, о какой дистанции речь? Ведь «Жигули», ведомые Кузнецовым, вышли из своего ряда для обгона, а оставшийся В нем водитель теперь выбирал безопасную дистанцию уже по расстоянию до грузовика. Он-то не должен был рассчитывать, что другой водитель, не сообразуясь с Правилами и конкретной обстановкой, влезет в просвет между ними, тормозя и подставляя себя под удар. Между машинами, движущимися параллельным курсом, должен быть безопасный интервал, но о дистанции между ними говорить бессмысленно. Вы спросите меня: а что было делать Кузнецову в его положении, когда он увидел на своем пути встречную машину? Отвечу. Во-первых, следить за обстановкой не только впереди, но и позади себя. Уверен, знай Кузнецов, что у него «на хвосте» другой водитель, он сообразил бы, что уходить вправо в этой ситуации нельзя. Ему надо было притормозить, никуда не отклоняясь, и через одну-две секунды он мог бы спокойно встать в строй, пусть на одно место дальше того, где находился прежде. Вот и все. А маневрировать и тормозить, не видя, что у тебя делается позади, просто нельзя. В любой ситуации у водителя должно быть святое правило: зеркало—сигналманевр, а никак не наоборот. Действуй Кузнецов в сложившейся ситуации грамотно, и конфликта бы не возникло. Вот эту мысль мне хотелось подчеркнуть еще раз. В этом эпизоде, как ни парадоксально, проявилась, с одной стороны, самонадеянность водителя, а с другой — какая-то нерешительность, сверхосторожность. Сначала он, не разведав обj Г№'..,'(Скоростьна прицелеКому не известно, что причина многих несчастий на автомобильных дорогах — превышение водителями установленных скоростей движения. В городах, например, только из-за этого случается до половины всех наездов на пешеходов и столкновений на перекрестках. Вот почему ГАИ повела самую решительную борьбу с теми кто не придерживается правил. Московская автоинспекция взяла скорость на прицел не тольно, так сказать, в переносном, но ио самом прямом смысле слова. У нее на вооружении появились портативные и очень точные измерители. Внешне такой прибор напоминает чем-то пистолет, а чем-то телекамеру Достаточно взять на,его прицел только показавшийся в поле зрения автомобиль и на экране в затылочной части «пистолета» вспыхнут цифры, показывающие с какой скоростью ведет водитель машину. Возмутителей спокойствия на столичных магистралях заметно поубавилось, лихачи поняли, что с таким «оружием» шутни плохи. За первые шесть месяцев года число дорожных происшествий в Москве снизилось почти на 4, а пострадавших в них на 15 процентов. В определенной степени это результат применения новых технических средств в контроле за режимами, скоростей. На снимках- вверху — таким жезлом старший инспектор дорожного надзора П Костин как бы еще раз напоминает водителям о пределе скорости; внизу — инспектор дорожного надзора Н. Синегубов с «пистолетом». Ширшовастановку, пошел на обгон, а затем еще резче вернулся обратно. В то же время в ходе самого маневра стал нерешительным, начал метаться из стороны в сторону. Не исключено, что он вполне мог закончить обгон до того, как поровнялся с «Москвичом». Мы не хотим сказать, что действия других участников аварии были безупречны. Для оценки их поведения у нас нет достаточных данных. Но вина Кузнецова в случившемся очевидна. И поэтому в заключение хочется сказать иему и тем, кто пренебрегает правилами обгона, только одно. Не надо на дороге суетиться. Как говорят, семь раз отмерь, один раз отрежь. Оглядитесь перед обгоном заранее, старайтесь детальнее оценить свои возможности и развитие ситуации. Пусть на это уйдет несколько лишних секунд, выиграет безопасность. И, самое главное, уважайте других водителей, не ставьте им «подножек»! В. ИВАНОВ, доктор технических яауквают. что 30% ДТП со смертельным исходом — результат управления автомобилем нетрезвыми водителями. Наиболее опасный в этом отношении возраст — до 25 лет. По расчетам министерства транспорта США. в округе с населением 1 миллион человек ежегодно происходит около 4 миллионов нарушений правил движения, связанных с употреблением алкоголя. ФИНЛЯНДИЯ. Установлено, что около 36% всех дорожно-транспотрных происшествий случается на пересечениях в одном уровне и прилегающих к ним участках. "исходя из этого при реконструкции дорог этим зонам уделяется особое внимание. 3*ФРАНЦИЯ. Сопоставительный анализ, проведенный специалистами, показал: если учитывать количество происшествий на 1 км пути, то поездка в автомобиле в 26 раз опаснее передвижения по железной дороге и -в 36 — пользования самолетом. ФРГ. На основе анализа более чем 1000 происшествий на одной из автомагистралей определен удельный вес в них грузовых и легковых автомобилей. Происшествия с грузовыми автомобилями случаются гораздо реже, чем с легковыми. но если принять во внимание количественную разницу парка тех и других автомобилей, то получится, что вероятность ДТП для обоих типов машин приблнзительно равна, хотя причины разные. В категории легковых — в основном потеря управляемости из-за превышения скорости, среди грузовых — нарушение правил обгона. ШВЕЙЦАРИЯ. На дорогах страны в прошлом году было зарегистрировано более 66 тысяч дорожных происшествий, в которых погибло 1245 и было ранено около 29 тысяч человек. ЯПОНИЯ. На некоторых перекрестках Токио установлены светофоры с дополнительным звуковым сигналом.. Он помогает ориентироваться пешеходам со слабым зрением и дальтоникам. При красном свете слышен птичий крик, при зеленом — однотонный звук. 19