Сельцовы побывали в рабочих коллективах стекольных заводов, шахт. Горняки вручили Алексею кайло почетного шахтера. В школах, на станции юных техников ребята с интересом расспрашивали Алексея о том, как в Советском Союзе живут и учатся их одногодки, просили передать им привет. Особенно теплой была встреча с Адамами. — Алексей! — бросились в объятия к гостю пятеро младших членов семьи. — Я изучаю русский язык, — поделилась своей радостью четырнадцатилетняя Района. — А я хочу к тебе в гости! — откровенно признался двенадцатилетний Сильвио. Самый младший, Инее, которого Сельцов спас последним, забрался к нему на колени, обхватил ручонками шею и ни за что не хотел отпускать. В Вейсвассере Сельцовым довелось присутствовать на открытии памятника советским воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Алексей съездил в часть, где проходил службу, возложил там венок к памятнику В. И. Ленину. Побывали Сельцовы в берлинском Трептов-парке, Дрезденской картинной галерее, постояли у могилы русских воинов, погибших в сражении с Наполеоном в 1813 году. Неизгладимое впечатление оставила встреча с гражданами Вейсвассера на собрании в Доме культуры. Бургомистр города вручил советскому гостю диплом, в котором сказано: «Отмечая активную общественную деятельность на благо города Вейсвассер, как вклад в развитие социалистического общества в Германской Демократической Республике, Алексей Николаевич Сельцов по решению городского собрания депутатов от 18 сентября 1974 года — почетный гражданин города Вейсвассер». Как в гостях ни хорошо, а дома лучше. Сельцов вырос на Волге. Ему по душе кудрявые березы, ядреные боровики, заросли черники, пузатые лещи. Сызмальства ему близок спорт. Зимой — лыжи, летом — рыбалка, теннис. Дружный коллектив в колонне, где тон задавали бывшие воины, помог Алексею утвердиться на жизненном пути. Сейчас уже к миллиону подбирается спидометр ЗИЛа, который водит шофер первого класса Сельцов. — Уважают его в коллективе. За преданность делу, за настойчивость, за чуткость, — говорит Н. В. Соколов, начальник калининской опорно-показательной автоколонны 1154. — Душа вон, а план выполнит, отстающему поможет. Товарища выручит из беды. Носа не задирает. Скромности у него поучиться можно. Я повстречал Алексея возле машины товарища. Водитель, видимо новичок, о чем-то расспрашивал его. Оба склонились над мотором. И только когда убедился, что паренек все понял, пошел к своему ЗИЛу. Осмотрел не спеша машину, прицеп. Вынул из кармана путевку. — В Бежецк, — сказал он весело. — Кирпич повезу. Машину под погрузку надо... • И. РАЗЖИВИНг. Калинин 3*из миСколько человек с гордостью могут произнести эти слова! Один из ведущих вузов страны за годы своего существования подготовил тысячи инженеров-физиков, которые трудятся сегодня на магистральных направлениях научно-технического прогресса. Но есть уМИФИи другая слава. М ИФИ — это цитадель столичного мотоспорта. В студенческой секции выросли чемпионы и призеры первенств страны, сборная Москвы по «многодневке» — наиболее сложным мотоциклетным соревнованиям — на две трети комплектуется гонщиками из МИФИ , они завоевывали самый почетный из всех столичных трофеев в мотоспорте — приз имени Чкалова. «Только не подумайте, — говорит мне бессменный руководитель, тренер и механик секции Георгий Валентинович Жемочкин, — будто у нас чемпионство главное. Конечно, мы радуемся победам, спортивный престиж МИФИ для нас значит очень много. Но когда двадцать с лишним лет назад мы создавали секцию, никто не помышлял о первенствах страны, медалях. Это пришло позже, к ак результат увлеченности ребят, их дружной работы. А секция нужна для другого — направить в полезное русло энергию тех, кого наряду с физикой влекут мир моторов, высокие скорости. В наш век это так естественно...» Разговор происходит в небольшой комн атушкес двумя столами — «тренерской». Но прежде, чем попасть в нее, Георгий Валентинович знакомит меня с хозяйством секции, которое иначе как мотоциклетным раем не назовешь. В просторном ангаре, замыкающем владения МИФИ на Каширском шоссе, большая часть площади отдана под спортивные и дорожные мотоциклы. Сколько их — сразу не сосчитаешь, но вот скакой любовью, с каким уважительным отношением ктехнике содержится здесь парк маш ин , определишь сразу. У каждого рядом с его мотоциклом личный шкаф для инструмента, запчастей, спортивного обмундирования, свое рабочее место. И без расспросов видно, что никто не поставит в ангар ИЖа или 43 , не вычистив его до блеска, никто не нарушит установленного порядка. По дороге в «тренерскую» мы заглядываем в парадную аудиторию — что-то вроде конференц-зала. На стенах портреты местных мастеров спорта, их результаты, цифры и факты из истории секции, кубни, вымпелы. И здесь же , несколько неожиданно, плакаты по устройству мотоцикла. Выясняется, что главное назначение конференц-зала — быть учебным классом. Секция ДОСААФ — это не только соревнования. Более тысячи студентов получили здесь мотоциклетные «права». Гордость секции — мастерская с набором станков на все случаи жизни . У мифийцев свой грузовик и автобус для выезда на состязания, свой инвентарь для оборудования трассы и даже своя трасса. Что и говорить, такой оснащенности можно позавидовать. Однако ж главное богатство секции не мотоциклы, не станки — люди, Ж емочкин — единственный штатный работник. Q H прекрасный организатор и воспитатель. И все-таки с делами секции ему одному не справиться, если бы заботы и ответственность не разделяли бюро секции, спортсмены, если бы не помощь ректората и партийной организации. Послушаем, что говорят они о своем спортивном коллективе. И. АРТЕМОВ. Он был среди самых первых. Много воды утекло с тех пор. Студент стал Игорем Дмитриевичем, руководителем научной лаборатории, отцом двух девочек-школьниц. Но, к акив былые годы, не расстается он со спортивным мотоциклом, не пропускает тренировок. «Судьба секции сложилась счастливо,— говорит он. — Всех нас, тогда начина-МЫИющих, связывало желание чего-то достичь в мотоспорте, принести пользу институту. И эта закваска сохранилась. Те, кто приходил позже, усваивали наши принципы. Нет ничего готового, всего надо добиваться своими руками . Н икаких скидок на былые заслуги, никаких звезд. Высокая требовательность, абсолютная трезвость, коллективизм. И сегодня, к ак много лет назад, самое большое наказание у нас — отстранение от тренировок. Многому, чего достиг, обязан секции. Считаю, что вжизни мне повезло. Хотя в спорте я невезуч. Представляете: не стал чемпионом страны в «многодневке» только из-за того, что на последнем этапе не заправил бак горючим». Ю. БОГОДАРОВ. Представитель второго поколения секции. Ведущий инженерфизик, трехкратный призер первенств СССР. «Я сибиряк, из Барнаула. Дома увлекался горными лыжами. Приехал учиться в Москву — гор нет, и секции такой в институте нет. Есть мотоциклетная. Решил посмотреть, что это такое, и остался. Думаю, навсегда. Больше всего ценю то, что колектив не для избранных, не для талантов. Приходи сюда, копайся с машиной, тренируйся, выступай в соревнованиях. Словом, получай удовольствие от занятий спортом. Неважно, что выше второго разряда ты не поднимешься. Главное — участвовать. Секция дала мне много, и я благодарен ей, Георгию Валентиновичу, ребятам. Наша узкая специализация — «многодневка». Для вузовской команды это, наверное, закономерно. Здесь требуется, я бы сказал, аналитическое мышление. Сотни километров по неизвестному маршруту — и ты один на один со своим мотоциклом, трассой, графиком. Рассчитывай тольно на себя, мобилизуй волю. Я замечаю, что ив работе, когда возникают трудности, думаешь не о том, сделать или не* сделать, а как лучше сделать». В. ГАГАРИН. Студент второго курса. В секции меньше года. Выполнил норматив третьего спортивного разряда. «Секция сыграла не последнюю роль в выборе института. Я дома, в Ульяновске, посещал мотокружок Дома пионеров. Собирался в уральский политехнический. Потом от товарища узнал, что вМИФИ мотосекция. И решил попытать здесь счастья. Очень рад, что могу учиться в таком интересном вузе и заниматься мотоспортом. Он, конечно, отнимает время, но приучает к организованности, точности, к умению ценить наждую минуту. В секцию всякий раз иду как на праздник. Все мы, и ветераны и новички, словно члены одной семьи. Атмосфера самая доужесная. Каждый старается помочь. Н икаких секретов». Нам довелось увидеть и будущих членов секции. С десяток ребятишек толкались у входа в ангар — выясняли, когда начнется запись, с какого класса будут принимать икакие нужно справки. «Это что| — усмехнулся Георгий Валентинович, — в начале сентября человек триста «абитуриентов» собирается. Да взять-то надо не больше десяти — возможности студенческой секции всетаки не безграничны». Если задуматься над тем, что рассказали мотоциклисты из МИФИ , то нетрудно проследить связь между спортивными успехами досаафовской секции, подготовившей 20 мастеров спорта, и тем, что среди ее питомцев космонавт Н. Рукавишников, три доктора наук, кандидаты наук, конструкторы. Можно много говорить на эту тему. Но сейчас, в преддверии 50-летия ДОСААФ, хочется подчеркнуть одно: весомый вклад оборонного Общества, его организаций, спортивных секций в воспитание характеров, в воспитание мужественных людей. Именно таких людей растит мотосекция Московского инженерно-физического института. М. ГРИГОРЬЕВ 15