Кто виноват?Не на своем местеКавалькада велосипедистов, слегка притормозив перед поворотом, выехала на шоссе, свернула вправо и помчалась дальше. Через несколько минут их нагнала «Волга» с шашечками на борту и стала быстро удаляться. Но вдруг метров через тридцать автомобиль начал резко тормозить и остановился буквально посреди проезжей части дороги — от правой обочины его отделяло расстояние метра в полтора. В этот «коридор» и устремились велосипедисты: ведь метровая полоса у края дороги их законная территория. К тому же навстречу по левой стороне шла другая машина, и остановка такси могла быть истолкована как обычное ожидание возможности повернуть налево. В общем, ничего не подозревавшие велогонщики продолжали свой путь. Однако когда до автомобиля оставалось два-три метра, правая задняя дверца такси распахнулась, и из машины собрался выйти пассажир. Первый велосипедист успел среагировать и, резко вывернув руль вправо, выскочил на обочину. Но следующий сделать этого не смог и врезался в раскрытую дверь «Волги», за ним другой, третий... На дороге образовался завал. Примчалась «скорая», появились носилки. Последствия дорожного происшествия оказались весьма серьезными. Водителю такси было предъявлено обвинение в нарушении пунктов 78 и 96 Правил дорожного движения. Пункты эти, если вы помните, обязывают нас вести транспортные средства ближе к правому краю проезжей части и перед остановкой съезжать на обочину. Ведь в конечном счете причина случившегося — в неправильно занятом «Волгой» месте на дороге. На эту тему нам и хочется поговорить. Выбор «своего» места на дороге далеко не мелочь. И дело не только в том, что это влияет на ее пропускную способность, создает безопасные условия для обгона или объезда останавливающейся машины. В положении транспортного средства на проезжей части содержится и определенная информация о намерении его водителя, и часто она доходит до остальных участников движения даже раньше, чем он подаст соответствующий предупредительный сигнал. Скажем, впереди на трехполосной дороге грузовой автомобиль занял крайнюю левую полосу. Зная, что Правила разрешают его водителю делать это только в двух случаях — для поворота налево или разворота, вы уже из одного этого факта можете понять, как должны развиваться события дальше. И таких примеров можно привести немало. Да и на самой полосе надо четко знать свое место, чтобы всем своим видом показать, с какой стороны вас должны объезжать другие водители. Если же вы едете или останавливаетесь ни там, ни тут, о ваших намерениях можно предполагать все что угодно. Обязан ли был велосипедист предвидеть, что водитель такси в описанной аварии остановил машину для того, чтобы высадить пассажира? Нет, конечно. Скорее он мог подумать, что возникла какая-то неисправность, и из машины собирается выйти сам водитель. Ведь для высадки пассажира у него была полная возможность перестроиться вправо и не вводить никого в заблуждение. Авариями нередко оборачивается и несоблюдение требования Правил заблаговременно занимать свое место при поворотах направо и налево. К ак известно, пункт 87 Правил обязывает всех водителей транспортных средств не просто занять в этих случаях соответствующую полосу на проезжей части, но непременно крайнее левое или крайнее правое положение на ней. Увы, есть еще водители, которые забывают об этом и считают, что раз они подали сигнал поворота, то все в порядке. Так, наверное, рассуждал и В. Васютин, описавший случившееся с ним в письме в редакцию. Дело было так. Ехал он на автомобиле ГАЗ—51 по улице 1-го Мая в Ашхабаде. На регулируемом пересечении с улицей Шаумяна ему надо было повернуть направо. В светофоре горел в это время красный свет. Васютин включил сигнал, но остановился почему-то в 2,2 метра от тротуара, а некоторые свидетели происшедшего показывают, что еще дальше. А что такое расстояние в два с лишним метра? Это полоса, по которой при желании свободно может проехать легковой автомобиль, ведь ширина многих машин не превышает 1,6 метра. А уж мотоциклподавно. Так и случилось. Пока Васютин ожидал зеленого сигнала, справа рядом с ним остановился на мотоцикле «ИЖ—Юпитер» Н. Шапенесов. Он намеревался двигаться через перекресток в прямом направлении. Что и начал осуществлять, как только в светофоре загорелся разрешающий сигнал. Но только он поровнялся с кабиной грузовика, как машина повернула вправо и концом переднего буфера ударила мотоцикл. При аварии получил ранение пассажир мотоциклиста. Суд приговорил Васютина к четырем годам лишения свободы. Водитель автомобиля отрицал свою вину: он, мол, включил сигнал поворота (мотоциклист, правда, утверждал, что этого сделано не было). Но посмотрим на происшедшее глазами мотоциклиста. Перед ним свободный путь, справа никого нет. В левом ряду стоит грузовик, который из этого положения повернуть вправо и, следовательно, угрожать ему не имеет права. В этой обстановке мотоциклист мог и совсем не видеть, какие там сигналы горят на автомобиле, который движется параллельным курсом и ему совсем не мешает. И водитель автомобиля такую возможность должен был учитывать. Конечно, даже в сложившейся ситуации аварии могло не произойти, будь водитель автомобиля внимательнее. Как выяснилось, он мотоциклиста до столкновения и не видел вовсе. А ведь подача предупредительного сигнала не освобождала его от принятия мер предосторожности. Но это все уже, как говорится, сопутствующие обстоятельства. Началось же все с того, что водитель пытался выполнить маневр не со своего места. В. ПЕЧЕРСКИЙ, старший научный сотрудник ВНИИ судебных экспертизСТОП ,ЛлПВот какой новый знак есть на автомобильной дороге Москва — Ростов. С кажете , что тут нового — обыкновенный указатель пешеходного перехода. Позвольте не согласиться. Посмотрите внимательнее: к акойже это переход? Скорее его надо назвать «перелазом». Ведь если верить знакув том, что пересекать дорогу надо именно здесь, то, иначе как преодолев ограждающий барьер (кому по силам!), осуществить это невозможно. Все сделано солидно, капитально. Однако протоптанная тропинка свидетельствует о том, что пешеходы не пасуют перед трудностями. То ли тут после реконструкциизнак снять забыли, то ли проектировали в барьере калитку , судить не беремся. Пусть этим заинтересуются лица, ответственные за порядок на данном участке дороги. Мы лишь сообщим адрес «ляпа» — г. Павловск Воронежской области.28