10
11
СИГНАЛ ДОРТРАНС76I mmОт простого дорожного знака до сложнейшего электронно-вычислительного комплекса, управляющего движением в целом районе или даже городе, т аким был диапазон международной выставки «Сигналдортранс-76», которая действовала в Москве минувшим летом. Более 50 всемирно известных фирм и предприятий из 15 стран откликнулись на предложение обменяться опытом работы в области конструирования, производства иэксплуатации всевозможных технических средств для организациидвижения транспорта, а в конечном счете — для обеспечения безопасности водителей и пешеходов. Выставка показала, к ак изменилось, к акимемким стало понятие «организация движения». Кажется, вчера еще это было простое регулирование сноростей и направлений транспортных потоков. Сегодня — у п ­ равление всеми сторонами процесса дорожного движения, где на службе и умные приборы для оценки профессиональных качеств водителей (фото 4), и автоматы для координированного включения светофоров, и машины для ухода за оборудованием автомобильных дорог (фото 3), и аппаратура для расследования причин дорожных происшествий, и многое другое. Н амкажется , что представление о комплексном характере проблемы безопасности движения — одно из главных впечатлений от знакомства с экспозицией «Сигналдортранс-76». Одним словом, арсенал средств у службы организации движения со10СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ВРАЧ полагаются на дороге через 2 километра, имеет три кнопки срочного вызова — врача, милиции или техпомощи. Запись вызова в центральной диспетчерской, с которой они все связаны, длится всего секунду — и сразу ясно, к акую помощь ивкаком месте ждут водители или пассажиры. Но, пожалуй, главное в том, что вызов этот может быть послан прямо из автомобиля при помощи небольшого и дешевого радиопередатчика, на панели которого такиеже три кнопки . Конечно, срочная медицинская помощь прямо на месте происшествия — реальный путь кснижениютяжести последствий несчастных случаев на дорогах. Чувствуется, что этот вопрос занимает сейчас всех. Не случайно дажев комплекте оборудования нового полицейского автомобиля фирмы «Мерседес-Бенщ» на самом видном месте был помещен вот такой комбинированный знак — «срочно требуется врач» (фото 2). Выставка «Сигналдортранс» на конкретных примерах показала, что научно-технический прогресс может дать для безопасности движения. Г. З ИНГЕР Фото Р. Озерскоговременный и солидный. И при всем при том видное положение на стендах выставки занимал долгожительсветофор. Многие фирмы представили на выставку не стационарные, а переносные ик тому же радиоуправляемые светофоры, «местожительство» которых не только перекрестки , но и ремонтируемые участки дорог, объездные пути, трассы спортивных и массовых мероприятий, стройплощ адкии т. д. Преимущества таких светофоров в том, что их установка не связана с прокладкой кабельной линии, они подключаются к обычной электрической сети или имеют автономное питание от аккумулятора. Все это открывает перспективы самого широкого их применения впрактике организации движения. Кстати, многие из представленных светофоров, например, швейцарской фирмы «Ерапа АГ» (фото 6), «обучены» не только подавать сигналы, з апрещающие или разрешающие движение, но иуказы ­ вать его направление. В последнее время во многих городах внедрены системы координированного управления светофорами ти ­ па «зеленая волна» и другие. Однако их программы могут быть реализованы в полной мере лишь тогда, когда водитель проинформирован о том, на какую среднюю скорость та или иная «волна» в данный момент настроена. Всякого рода автономно расположенные указатели не всегда хорошо заметны и понятны водителям. Другое дело, если они совмещены прямо со светофором. Здесь уже все ясно. Это еще одна «модификация» светофора (фото 7). Ее мы увидели в экспозиции ГДР. К изменяющимся условиям приспосабливаются и дорожные знаки. Взгляните на один из стендов выставк и (фото 1), к аких только знаков на нем нет: плоские и многосторонние, из светоотражающих материалов ис собственным освещением. Немало и многопозиционных указателей со сменными изображениями. Фирма «Сигналбау Хубер-Десигна ГмБХ» (ФРГ), например, демонстрировала 10-значный указатель (фото 5). В нем смена «кадров» занимает всего 4 секунды, а надежность передачи информации обеспечена полная — рисунок знаков на ленте нанесен нестирающейся красной, указатель имеет внутреннее освещение и регулируемое термостатом отопление. Представительной была и экспозиция- различных средств связи на автомобильных дорогах. Производством комплектов радиотелефонных постов для автомагистралей заняты сейчас многие фирмы. Чехословацкая система «Автовок» показалась нам наиболее интересной и эффективной. К аж ­ дая колонка ее (фото 8), а они рас-