Страничка мотоциклистаРемонт коробки «Туриста»Коробка передач мотороллера «Турист» — весьма надежный, испытанный узел, поэтому она сохранилась в неизменном виде с первых моделей «Тулы». Неисправности, которые возникают в ней, вызваны, как правило, либо естественным износом деталей в процессе эксплуатации, либо несвоевременной регулировкой механизма переключения. Прежде чем рассмотреть их, вспомним, как устроена и работает коробка. Она включает два вала — первичный 1 (рис. 1) и вторичный 9, четыре пары шестерен — по числу передач и механизм переключения. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника 2и 7, запрессованных в гнезда левой и правой половин картера. Через сквозное отверстиекартера проходят штоки механизма сцепления. Заодно с валом выполнена шестерня 3 первой передачи. На первичном валу свободно вращаются шестерня 4 второй передачи и шестерня 6 четвертой. Они соединяются с валом посредством кулачков на перемещающейся по первичному валу на шлицах подвижной шестерне 5 третьей передачи. Вторичный вал 9 опирается на роликовый 14 и шариковый 8 подшипники, запрессованные в гнезда картера. На вторичном валу свободно вращаются шестерня 13 первой передачи и шестерня 11 третьей. Эти передачи включаются при помощи перемещающейся на шлицах вторичного вала шестерни 12 второй передачи. Шестерня 10 четвертой передачи напрессована на вал. В механизм переключения (рис. 2) входит валик 1, который связан тягой с рычагом. На шлицах вала установлен кривошип 3с собачкой 4, имеющей два выступа. На том же валу свободно сидит зубчатый сектор 7с храповиком, соединенный с барабаном переключения 9, и возвратная пружина 6. На поверхности барабана выполнены два фигурных паза, куда входят выступы вилок переключения 10 и 11. Вилки надеты на барабан переключения и входят в кольцевые проточки подвижных шестерен первичного и вторичного валов. Механизм переключения работает так. При повороте валика (педалью через тягу) усилие передается на кривошип с собачкой. Один из ее выступов входит в соответствующую впадину храповика на секторе, который поворачивает барабан переключения, а тот заставляет передвигаться в осевом направлении вилки подвижных шестерен. Для стопорения вилок в этих положениях служит фиксирующее устройство:диск 12, выполненный заодно с барабаном переключения, фиксатор 13, ролик и пружина 2, прижимающая фиксатор к диску. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности. 1. Все или отдельные передачи не включаются или включаются при повторном нажатии на рычаг переключения. Почему? Из-за неправильной регулировки длины тяги системы переключения. Чтобы устранить это явление, надо отвернуть контргайку и, навертывая или отвертывая сферический наконечник, отрегулировать длину тяги, создав одинаковый (спереди и сзади) ход педали переключения относительно настила. 2. Тугое, затрудненное переключение передач. Причины: заедание рычагов и деформация тяг системы переключения или неправильная регулировка сцепления (оно «ведет»). В этих случаях достаточно отрегулировать сцепление, выпрямить деформированные тяги, промыть и смазать сочленения рычагов переключения. 3. Рывки при переключении. Они происходят вследствие износа кулачков на муфтах включения шестерен. Решение — замена износившихся шестерен (ремонт их трудоемок, а долговечность после него невелика). 4. Самопроизвольное выключение передач. Оно может быть вызвано поломкой пружины 2 (см. рис. 2), прижимающей фиксатор к фиксирующему диску. Неисправность устраняется заменой пружины. 5. Шум, визг в коробке. Причина — выход из строя подшипников. Для устранения нужно разобрать коробку, осмотреть ее и заменить неисправные детали. Ремонт коробки передач в большинстве случаев требует ее полной или ча-Рис. 1. Коробка передач мотороллера «Турист»: 1 — первичный вал; 2, 7, 8 — шариковые подшипники; 3 — шестерня первой передачи; 4 — шестерня второй передачи; 5 — подвижная шестерня третьей передачи; 6 — шестерня четвертой передачи; 9 — вторичный вал; 10 — шестерня четвертой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — подвижная шестерня второй передачи; 13 — шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник.345Б 71438131211ЮРис. 2. Механизм переключения передач: 1 — валик переключения; 2 — прижимная прулсина: 3 — кривошип; 4 — собачка; 5, 8 — опорные втулки; 6 — пружина возврата; 7 — зубчатый сектор; 9 — барабан переключения; 10, 11 — вилки переключения; 12 — фиксирующий диск; 13 — фиксатор.