32
33
Цена медалиБолее двадцати международных, всесоюзных и традиционных соревнований с открытым стартом насчитывает спортивный календарь для автомобилистов-кольцевиков. Фото В. ШиршоваДва заезда на рижской трассе «Бикерниеки» определили призеров чемпионата страны по «кольцу» на легковых машинах, подготовленных в рамках группы 2. Спортсмены на гоночных автомобилях продолжили борьбу в Таллине (у них в зачет шли три лучших результата из четырех). Большого успеха в чемпионате добились представители автозавода имени Ленинского комсомола. Об их выступлении в соревнованиях рассказал на страницах заводской газеты «За советскую малолитражку» молодой журналист Семен Яновский. Мы предлагаем нашим читателям сокращенный вариант «того отчета.ноль внимания. Что ей свист, когда она целыми днями слышит рев двигателей и визг тормозов! Сегодня и завтра они будут будораж ить всю округус утра до вечера, потому что на трассе «Бикерниеки» большие гонки . Встречаются сильнейшие спортсмены на гоночных и легковых (группа 2) автомобилях. Честь АЗЛК на этом чемпионате защищают мастера спорта Юрий Теренецкий, Анатолий Григорьев, Леонид Каверин. Команду заводс ких гонщиков к соревнованиям готовил заслуженный мастер спорта Виктор Щавелев. Первыми на трассу вышли «формулы»...— Все будет в порядке, парни. Все — под руками , все — под ногами. — А ролик-то не сняли. — Сейчас сделаем... Борис, помоги. — Каверин, правую лапу подай. — Все, ребята, а ккуратно ставим. Соколов, Бусаров, проверьте соединения. Л еша , принеси канистру. Будем пробовать. Теренецкий сел в машину. Ребята толкнули. Двигатель взревел ровными слившимися в сплошной грохот выхлопами...Юрий ТеренецкийЕму уже тридцать пять. Позади годы учебы вМАИ , увлечение мотоспортом. Почти десять лет назад впервые стал чемпионом Москвы. Быстро стал, очень быстро. И любовь к мотоциклу была сильная, п ожалуй , единственная в то время. Участвовал в кроссах, ледовых гонках, предпочтение отдавал гаревой дорожке. И не думал ни о чем другом. Правда, раз попробовал на гоночном автомобиле, понравилось. В семьдесят первом поступил на завод. Стал работать инженером-конструктором. И с первых же дней испытал силы на «формуле». Получилось. Ее полное имя — «Москвич — Г5М». Крестными отцами машины были заводские конструнторы. Восемь лет назад она вышла на первый счастливый старт. С тех пор на ней не раз завоевывали медали. Восемь лет для гоночного автомобиля — это много. Ведь каждый год несколько соревнований. К аждый старт — работа на пределе. В семьдесят втором на латаной «формуле» Теренецкий стал чемпионом страны. Потом гонки «Золотая осень», «Янтарная «Волга», опять победы. По итогам года его включили в состав сборной страны. Это большой успех. А он как будто не видит его и на следующий год берется за новую работу — подготовку легкового автомобиля. И неожиданно для всех, выступая по группе 4 на «Москвиче», становится чемпионом СССР. В прошлом году на «формуле» были поломки. А на легковом — снова чемпион. И вот сегодня в первом заезде его опять подвел гоночный автомобиль. Во втором, стартовав из последнего ряда,Такой короткий долгий часПятнадцать кругов нужно пройти гоночным автомобилям первой формулы. К руг — 3600 метров. Затратишь на него две минуты — плохо. М инута сорок секунд — хорошо. Именно стакой скоростью одолел первый круг Юрий Теренецкий. Его зеленый гоночный автомобиль под стартовым номером 24 спринтерским рывком ушел из второго ряда вперед. Он лидер. — Заканчивается третий круг . На прямую перед центральными трибунами вылетает «формула» под номером 61 . Это мастер спорта Владимир Греков из Краснодара. Вторым идет Гурам Дгебуадзе. На третье место переместился мастер спорта из Москвы, — голос диктора на мгновение замер, и на трибуне привстали болельщики-москвичи, — мастер спорта Эдуаод Марковский. А где же лидер заезда Юрий Теренецкий?.. К ак выяснилось позже , поплавились вкладыши, резко упало давление масла. Чтобы продолжить борьбу, н ужно заменить двигатель. До второго заезда час с небольшим. Щавелев был возбужден, но команды подавал четко. Ребята сначала суетились, потом все пошло нормально. — Спокойнее, спокойнее... Нет, нет, сначала картер снимите. Масло слейте. — Кто взял винты? — Хмельницкий, ключ на 12 у тебя под ногой... Передай... — Он сзади тебя, Ж еня . Безногов обернулся, поднял ключ, улыбнулся:— А теперь послушайте сводку погоды на завтра, — « М аяк » заканчивал последние известия. — На большей территории европейской части Союза сохранится... В Прибалтике тепло, сухо, температура воздуха... воды... До Риги оставалось 130 километров. По крыше «Москвича» барабанил ливень — «нормальный летний дождь». Хотя, что здесь нормального: с небольшими перерывами он продолжается вот уже два месяца. Но одно дело в городе, совсем другое — на трассе гонок. В такой ливень под колесами образуется тончайш ая пленка воды, и машина становится плохо управляемой: она гкорее плывет, чем катится по дороге. А скорость гоночных автомобилей много выше девяноста... Но под утро дождь кончился. А когда подъезжали к Бинерниеки, из-за тучек выглянуло солнце. Мы прошлись по трассе. Л ужи высыхали прямо на глазах. В одном месте на асфальте, там, где начинается сложный поворот, который гонщики прозвали аппендицитом (крутой правый с переходом в левый), валялась горка веточек искорлупок — остаток беличьего завтрака. Ее яркий хвостик мы разглядели среди ветвей. Свистнули — 32 сумел финишироватьчетвертым . Большего сделать не смог . Но это еще не пораж ение , ведь впереди этап в Таллине — два заезда, а победителя определяют по сумметрехлучших . Ш анс есть, и его надо использовать .Как верилось в красивую победу!Т омительныминуты перед стартом . У трибуны выстроились «москвичи», «жиг ули » и «волги» — с ерийные , специально подготовленные автомобили группы 2. Через несколькоминутониразноцветной стаей бросятся по широкой стартовой прямой , чтобы через сто метров какмож ­ но ближеквнешнейбровкевписатьсяв правый плавный поворот и тем самым обеспечить себе хорошуюпозицию перед « а ппендицитом » . Этот ставшийпробнымкамнем поворот постоянно вносил поп равкив борьбу. Его сложностьиспыта ­ ла одна из «волг». После «поцелуя» с сос нойона потеряла обе фары , п огнула обл ицовку радиатора. Но спортсмен не пос традал , двигатель работал нормально , и машина рванулась вдогонку за лидерам и . Члены командыАЗЛК по результатам предварительных заездов стартовали из двухпервых рядов. С ерийный « М осквич » Т еренецкого стоял бок о бок с « Ж игуля ­ ми» Я коваЛукьянова , мастера спортаизТольятти . Следом за ними — Леонид Каверин и Анатолий Григорьев. В момент старта Теренецкийчуть зам ешкался , слева его объехал Каверин , справа — Григорьев, и в таком порядке тройка « м осквичей » у шла на трассу . А первым был Лукьянов . На каждомкруге Юрий отыгрывалу лидера несколькосекунд . А когда разр ыв составил всего семь, Я ковЛукьянов сошел: «полетело» сцепление... — З аканчиваетсядевятыйдруг , — звучал вдинамиках голос диктора , — г он ­ к у возглавили три « М осквича » с автомобильного завода имени Ленинского комсомола... Верилось внрасивую победу. Ведь преследователи — двое « ж игулей » отставали на несколько сот метров. Этот при ­ я тный запас прочностисохранялся до восемнадцатого круга . — Опять досадный сход одного из лидеров, — п роинформировал зрителей дик ­ т ор . — На этот раз поломкауАнатолия Григорьева... — Отогните немногокрыло , — прок ричалмеханикамГригорьев , — на поворотах всю машинутрясет . — Где это тебя царапнулотак , Толик? — Да это все ерунда, плохо другое : четвертая выскакивает , все время рукой приходится придерживать... и тормоза что-то барахлят. Через минутукрыло было поправлено, и Анатолийснова вышел на трассу . А лидером до нонца заезда остался Юрии Теренецкий , в торымфинишировал Леонид Каверин . Для Григорьева злосчастн ымоказался восемнадцатый круг : п ри ­ шлось покинутьтрассу .к арьер и... вмазал в автобус. Машину разбил вдребезги. Он и сейчас помнит эту авариюв мельчайших подробностях. И даже чуточку благодарен судьбе за то , что она случи ­ лась в самом начале его спортивнойкарьеры . Потому что после нее наступи ­ ло какое-то просветление: стал понимать то, о чем постоянноговорилис ним мастера итренеры . С корость — не ради скорости , а ради победы. А победа — не любойценой , а ценой наименьших потерь. Г ригорьевупорнопостигал премудрости спорта . Помогали инженеры , о пыт ­ ные штурманы Сергей Семенов, Вадим Богомолов. И канрезультат — третье место на первом этапе чемпионата СССР, потом — второе на втором этапе, к огда обошли самого Владимира Бубнова. В итоге — общее третье место и первая вжизни медаль. А затем дебют на международных ралли «Золотые пески » в Болгарии . Ш тур ­ маном послали Семена Соколова. Был трудный горный этап, крутой спуск . — 250 на спуск , п равыйпятый , — прочел легенду Соколов. А нужно было: — Пятый, опасно! И был полет, и маленькаяплощадка на скалах , на которой замерла машина , а дальше была пропасть... И было еще много гонок : на ралли, на ипподроме , на «кольце». Сегодня вБикерниениГригорь ­ ева подвела техника . М ашину быстро привестивпорядок не удалось, и он выбыл из борьбы .ва за руль пикапчика , вечером после работы — п рофилактикамашины . И так два года. Было трудно . Потом стало еще труднее : ж енился , родился малыш . Кавер ина посадили на фургон , стал хорошо зарабатывать, но... «Мне предложили сделать выбор, и я выбрал», — г оворит он. Все решила победа вкомандном зачете на ралли « С нежинка » . Тогда гонщикиАЗЛК стали чемпионамиМосквы . И Кавер ин перешел работать водителем-испытателем вспортлабораторию . В семьдесят пятом ралли « Р усская зима» — первые для него большие международные гонки . Опыта маловато, зато вел икожелание победить. В результате — сход. Обида. Ту обиду Каверину удалось погаситьтолькотретьим местом на ралли « М осквич » . Потом гонкив Прибалтик е — второе место. В этом году опять ралли « М осквич » и снова третье место. С егодняшняягонка на «Бикерниеки» с ложиласьтрудно . После первого заезда приехал взакрытыйпарк на сильно «полысевшей» р езине . Поменяли на снятуюсмашиныГригорьева . Во втором заезде имел запас втридцатьсекунд . Надо было удержать это преимущество . У держал . В итоге — с еребряная медаль. У Теренецк ого — золотая. Но для него чемпионат не закончен : на таллинской трассе «Пирита» «формулы» п родолжат борьбу.Неудовольствие от чистого небаТ аллинская «Пирита» — к ольцос длинными прямыми и сложными поворотами. Ш естькилометровкруг , на нем две двухкилометровыепрямые . Тут многое зависит от мощностимашины . Г оночный « М осквич —Г5М» стар. Об этом говорилось не раз. И нужноприни ­ мать решение не о его модернизации , а о создании новой , п ринципиально новой машины . И тогда можно будет продолж ать борьбу на скоростныхтрассах . И тем не менее « М осквич » Т еренецкогов одном из контрольных заездов показаллучшее время. Все повеселели. Стал забываться трудн ый день ремонта , к огдафактически полн остью перебрали двигатель, в ыполнилив полевых условиях работу, на которую порой уходят недели. Отличное время Теренецкий показал вконтрольных заездах, к огда шел дождь . М ашина здорово держала дорогу . Но день гонок выдался солнечным . А шин для сух ойдорогиукомандыАЗЛК не было, и на чистое небо смотрели с неудовольствием. Со старта «формула» Т еренецкогоушлахорошо . Но вскоре в зеркале Юрийуви ­ дел приближающегося Грекова. «Оторвусь», — подумал он иувеличил скор ость . Но соперник не отставал. А когдапроходилисложныесерпантины . Греков вырвался вперед. И тогда Теренецний устроился в «мешке». Этим приемом пользуются , к огда одна машина идет вплотную за другой . Первая принимает на себя лобовое сопротивление воздуха, и вторая попадает как бы ввакуум . Главное — у держатьсяв «мешке». Это трудно: п риходитсярассчитывать не только на себя, но и на идущего впереди. Теренецкий удержался и на финише был вторым , вслед за Грековым . Четвертым закончилгонкуМарковский . На старт второго заезда Греков не вышел : по сум ­ ме двухрижских заездов и первого талл инского он досрочно завоевал звание чемпиона страны. И вот последняя попыткапробитьсявпризеры . Снова Теренецкийстартуетиз первого ряда. Л евыйкрутой на спусккПирите — его «формула» в переди . Следом Марковскийи эстонец Теесалу. На последнем повороте Марковский возглавил гонку . Потом на набережной Терен ецкого обошел и Теесалу. М ашинаМарковского на этот заезд вышла в новой «обувке» — ш инах без протектора, предназначенных специально для сухих трасс. Это преимущество он использовал до конца , в звинтиви без тоговысокийтемп . Ф инишировалпервыми по результатам всех гонок стал серебряным призером. Теренецкий закончил дистанц ию вслед за ним , в итоге «бронза». Тан закончилисьчетыредня одной команды . Они принеслигонщикамАЗЛКтри медали — з олотую , с еребрянуюибронзовую и, нроме того , победу в заводс ком зачете. С. ЯНОВСКИЙ Рига — ТаллинГлавное — удержаться— П арни , по логикегонка сделана, жаль только Толик сошел, — напутствовал спортсменов перед вторым заездом Щавелев. — Его спокойно вперед выпус кай , он сейчас какреактивный пойдет, — и ониоглянулись на вишневые «Жигули» Якова Лукьянова. — А тебе, Л еша , надо успокоиться . И помни : у тебя от третьегоотрыввтридцатьсекунд . А Пистуновичаты обошел больше чем на минуту . Поэтому главное — с покойно довести ~пепо до конца . М ашинубереги . — Понял, — с казалКаверини надел шлем. Первый круг — впереди Теренецкий . На втором месте Трушин . Следом пристроился Каверин . Второй круг не внес изм енений . Но вплотнуюк лидирующей тройкеприблизились Эдуард Пистуновичи Яков Лукьянов. Еще один виток , и Лукьяноввышелвлидеры . За ним длинной цепочкойвыстроилисьТеренецкий , П истунович , Т рушин и, з амыкаяпятерку , К аверин . На седьмом кругеразрыв между первой и второй машинами составлял пять секунд . На девятом — ш естнадцать . — П риближаетсяфиниш . Впереди поп режнемуЛукьянов из Тольятти , — разн осится из динамика голос диктора , — но по результатамдвух заездов ему вряд ли придется надеть лавровыйвенок победителя. Скорее реальным претендентом на «золото» является Юрий Теренецкий . Его « М осквич » у шел на последний кругвторым , и если ничего не изменится . . . Но вот, к ажется . . . Да, на повороте явижумашины лидеров... П ервым идет Лукья ­ нов... Следом... вторым... Т еренецкий ! П ятым на финише был Каверин . — Л еша , молодец, с тарик ! Это ведь медаль... — Да, кажется, уложился, — смущенно улыбалсяКаверин . — С колько разрыв? — Секунд тридцать . — С медалью тебя, с серебряной ! — Спасибо, В икторАлексеевич , спасибо за все.Анатолий ГригорьевОн пришел на АЗЛК семнадцатилетним пареньком девять лет назад. П оступил на главный конвейер , работал слесаремс борщиком . Как-то раз увидел спортив ­ н уюмашину , долго стоял рядом , любовался. Потом осмелился, подошел к водит елю , н есколько вопросов задал — ни одного ответа: занят водитель. — Ты знаешьхоть , с кем разговари ­ вал? — с просили ребята. — Да он немой , к акс ним говорить . — Сам ты немой. Это жезаслуженный мастер спорта Юрий Лесовский . Г онщик ! А тык нему с вопросиками: сколько « л ошадок » , да наная скорость... Н есколько дней Толик обходил спорт ивнуюмашинустороной . Но по ночам снилисьгонки . И он подошел еще раз . — П ростите , п ожалуйста , а где расположена секция автогонщиков? — Г онщикомхочешь стать?Леонид КаверинНа заводе он появился в армейском «хэбэ». П оступил шофером втранспорт ­ н ый цех. Посадили на старыйпикапчик . Всю душу из паренькавытряхивал , и поначалу он большую часть свободного времени под машинойпроводил . П оражая многих терпением и уравновешенностью, он все же сделал из своего «керогаза» не очень красивого , но работягу - б егунка . Время от времени втранспортныйпри ­ ходили списанныеспортивные автомобил и . После работы ребята их восстанавливали. К аверинскоетерпение здесь было кстати . Днем — работа, а вечером с удовольствием окуналсяв разбитое нутро « М осквича » . Два выходных — на трени ­ р овкахигонках , в понедельник — сно— Да.— М ашину любишь? — Да. — П риходи завтра после работы . ...Азы осваивал вкартинге . Потом, к ог ­ да открылась лаборатория спортивных испытаний , перешел туда водителем-исп ытателем . В округасы : Щавелев, Лесовс кий , Л ифшиц , Бубнов, г оворятогонках , к олдуют над машинами . На первое ралли « Н овичок » в ыпустили весной шестьдесят восьмого . -Нужно было пройтикилометров восемьсот. Но нуж но было пройти , а он рванулс места в33