ИМЕНИНЫ ВЕТЕРАНОВПо дорожкам ВДНХ чинно шествовали старинные автомобили. Они старались держать дистанцию и попыхивали серосизыми дымками. Их владельцы из гордости сдерживали радостные улыбки. Двадцать пять тысяч зрителей, собравшихся посмотреть первый в столице парад автомобильных реликвий, провожали ветеранов одобрительными взглядами. Что заставляет людей собирать эту отжившую свой век технику, часто, в общем-то, не имеющую практической ценности? Разумная бережливость, недоверие к новому или дань столь модному в Европе стилю «ретро»? Ответ — в другой плоскости: любовь и уважение к своей истории, интерес ко всему, что отличает культуру народа, его самосознание. История техники сегодня в умах людей занимает особое место. Редко встретишь человека, который бы оставался равнодушным к автомобилю, Эта машина дала людям совершенно новые ощущения, с ее помощью они обрели власть над временем и пространством. И как бы в обмен на эту власть наделили автомобиль кусочком собственного «я». Каждая машина несет в себе нечто неповторимое — характер, внешность, манеру поведения... И не случайно владельцы автомобилей, а старинных в особенности, говорят о своих машинах как о чем-то одушевленном.%^Ч%&.Почему автомобиль стал именно таким, чем вызваны отличия одной его чем ВЫЗЕ ким, «породы» от другой? Как эволюциониродрвала конструкция, как отразилась личность их создателей в особенностях устройства? Чем старше модель, тем интересней и загадочней ее биография. Но где увидеть, узнать, потрогать, наконец, машины наших дедушек? У нас пока нет такого музея. И поэтому сейчас в Москве и Риге, Ленинграде и Таллине уже родились клубы, секции, комиссии, объединяющие любителей автомобильной старины. Созданием их энтузиасты истории транспорта заявили о себе, о желании развивать это интересное дело. Комиссия САМС («Следопыты автомотостарины») московского клуба «Турист» среди них, пожалуй, самая молодая. И вот первый в Москве парад автомобильной истории. Собственно, перед глазами членов САМС стоял пример рижского КАА — клуба антикварных автомобилей. Там ставшее традиционным шествие автоветеранов по городу проходит как настоящий праздник. Играет музыка, на главных улицах перекрывают движение, и — десятки тысяч улыбающихся рижан. А как-то получится в Москве? Не покажется ли все это чудачеством, шутейным карнавалом? Сомнения, волнения, надежды... Не ударить в грязь лицом важно было не только потому, что устраивали парад впервые. Его посвятили 80-летию со дня постройки первого русского автомобиля и включили в программу выставки НТТМ-76, проходившей на ВДНХ.36 старинных автомобилей и мотоциклов выглядели хоть куда — совсем как в дни молодости. Площадь у Северного входа ВДНХ, откуда стартовал парад, задолго до его начала заполнили толпы людей. Без конца щелкали фотоаппараты, настороженно держались родные и знакомые участников, тянули шеи прохожие. А в плотной толпе — крепко сбитые «эмки», щеголеватые ЗИС—101, вальяжные «хорьхи», стремительные «татры» и чуть в стороне — бесспорный призер парада «Бебе-Пежо». Его конструктором был знаменитый Этторе Бугатти, и сегодня «родственники» этой машины — редкость даже в самых известных музеях Европы. Крохотный автомобильчик лет сорок назад купил нынешнему владельцу, А. И. Хлупнову, тогда еще ребенку, его отец. От отца Александр Иванович унаследовал не только антикварный «Пежо» и 1200-кубовый мотоцикл «Санбим» 1917 года, но и огромную любовь и бережливое отношение к технике. Пестрая лента автомобилей торжественным маршем прошла по ВДНХ, мимо павильонов с новейшей техникой, мимо космического корабля «Восток». И вот они — на площади. Начинается показ машин на ходу под объяснения радиокомментатора — так называемая «выездка». Вот ГАЗ—11-73, его сменяет «Штейр-220», катит ГАЗ—А, мелькают его проволочные спицы, деловито тарахтит мотоцикл ТИЗ-АМ-600 сорокалетней давности. Их владельцы с удовольствием