,,ЗеленойПочта волны"яся единственно правильными. Так что порой регулировщик (и не только на перекрестке) просто необходим. На своем языке жестов и сигналов он к тому же, сообразуясь с конкретными условиями, может сообщить водителям такую информацию, дать участникам движения такие указания, что ни одной машине не под силу. Вот мы и подошли к главному. Язык этот должен быть предельно краток, но вместе с тем выразителен, доходчив. Из многообразия жестов и сигналов надо взять такие, которые были бы наиболее рациональными и понятными всем водителям и пешеходам в любом городе, на любой дороге. Иными словами, и здесь нужен общесоюзный стандарт. Смотр в Ярославле и стал одним из этапов в его разработке. В ходе смотра 23 лучших инспектора дорожно-патрульной службы из восьми союзных республик, Москвы и Ленинграда показали все, что есть сегодня на вооружении у разных «школ регулирования», и таким образом дали исходный материал для работы над единым стандартом. Смотр прежде всего носил состязательный характер. Как и многие спортивные соревнования, он начался с обязательной программы. Совсем далеко от шума и сутолоки улиц, в зале, в спокойной обстановке (спокойной, если забыть на миг, что все происходило на глазах требовательного жюри, перед объективами кино- и фотокамер) участники, во-первых, показали все из свода сигналов, закрепленного Правилами дорожного движения. Собственно, не столько сами сигналы, сколько индивидуальную технику их исполнения. И здесь было на что посмотреть. Запомнился темперамент киевлян и тбилисцев, лаконичный стиль москвичей и ярославцев, грациозность и пластика девушек-регулировщиц. Второй этап проходил на одном из центральных перекрестков Ярославля в часы самого напряженного движения. Каждый из соревнующихся на 10 минут становился его хозяином. В течение этого короткого времени он мог продемонстрировать весь арсенал своих средств. Жюри и принимало во внимание все детали его работы. Оперативность при оценке ситуаций, возникавших на перекрестке, и «разводке» транспорта и пешеходов, распорядительность, выправку, культуру в разговоре с участниками движения, а главное — доходчивость и полезность дополнительных жестов, которые хотя и не регламентированы Правилами, но чрезвычайно помогают в наведении порядка и управлении движением. Чтобы оценить все по достоинству, члены жюри выбирали различные точки наблюдения — они поднимались при помощи телескопической вышки на высоту «птичьего полета», садились в кабины проезжавших перенресток автомобилей, выходили на проезжую часть в потоке пешеходов. Максимально каждый участник смотра мог получить 50 очков. Младший сержант милиции Галина Максимова (Ленинград), рядовой Омари Демуришвили (Тбилиси) и старший лейтенант Борис Яшунин (Москва) набрали по 49. Они и стали победителями. Лучшие из лучших. Но в создание эталона — общесоюзного комплекса жестов и сигналов ручного регулирования дорожного движения внесли вклад, конечно, все, кто демонстрировал свое искусство в Ярославле. Смотр закончился, работа над ГОСТом лишь начинается. В ней принимают участие специалисты ВНИИ безопасности дорожного движения, Госавтоинспекцни, юристы, психологи, физиологи. И. ХРАПОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД СССР К. АЛЕКСЕЕВ, старший научный сотрудник ВНИИБД МВД СССРБыл у меня такой случай. В декабре ехал я на «Икарусе» в Ростов. Вижу, на обочине стоит рефрижератор «Шкода», а возле мечется человек и телогрейкой безуспешно пытается сбить набирающее силу пламя. Рядом топчутся еще несколько человек с лопатами, бесполезно тыкая ими в мерзлую землю. Стояла бесснежная зима, а пятнадцатиградусный мороз сковал все вокруг. Дело было на трассе, в обе стороны — поле, воды нет. Когда я подбежал с угле.кислотным огнетушителем, з апаскау задней стенки кабины пылала. а на топливном баке горел промасленный автомобильный капот. Из-за неумелого обращения с огнетушителем (пользовался им впервые) я быстро израсходовал весь запас углекислоты, однако успел погасить пламя на запасном колесе и основной очаг на топливном баке. Кончилась кислота — и огонь снова начал вылезать из труднодоступных мест. Мы попытались стянуть с бака капот, но он был прочно примотан тросом, с правитьсяс которым не было никакой возможности. На счастье, по трассе проходило пять новеньких автобусов ПАЗ. Подкрепление с огнетушителями быстро ликвидировало пожар. Причиной его оказалась неосторожность водителя. На морозе прихватило топливопроводы, и он факелом стал разогревать их. Так и поджег «запаску» и ватник на топливном баке. Дорогой я осмыслил случившееся и сделал для себя два вывода. Во-первых, всегда иметь на машине огнетушитель. Во-вторых, уметь им правильно пользоваться. Глядя на работу тех шоферов, которые погасили пожар, я многое понял. Главное, они так экономно расходовали углекислоту, что, действуй я так же, мог бы один ликвидировать огонь. Что я хочу сказать? В автошколах надо обучать будущих водителей правильно пользоваться огнетушителем. И не только в школах. Не мешает в каждом автохозяйстве провести такой техминимум. Наверное, многие водители в описанной ситуации действовали бы не лучше меня. И последнее: хочется, чтобы водители дизельных машин подумали над тем, стоит ли подобным образом утеплять топливные баки. К. КОВАЛЕВ, водитель первого класса г. НовочеркасскИзвестно, как нервирует и вводит в заблуждение встречный или попутный автомобиль, водитель которого забыл выключить после маневра сигнал поворота. Конечно, напоминать об .этом ему должна контрольная лампочка на щитке приборов. Но, видимо, при возросшей интенсивности движения, особенно в большом городе, водители следить за ней просто не успевают. Журнал когда-то печатал схемы самодельных звуковых сигнализаторов поворота, такие устройства выпускают сейчас и некоторые промышленные предприятия. Может быть, стоит оборудовать ими автомобили, сходящие с конвейеров наших автозаводов? И.КУРУНИН г. НальчикПо письму приняты мерыВ редакцию обратился водитель мотоцикла В. Ищук с жалобой на действия инспектора светлогорской ГАИ Калининградской области младшего сержанта Кудрявцева. Чтобы не нарушать требования знака 2.22 («Остановка запрещена»), стоящего на дороге, водитель свернул во двор дома и там остановился. За это ему была сделана просечка в талоне предупреждений. «Правильно ли меня наказали?» — спрашивает он в конце письма. На этот вопрос по просьбе редакции ответил начальник ГАИ УВД калининградского облисполкома Н. Лихачев: «Просечка в талоне предупреждений В. Ищука была сделана неправильно». Автора письма приглашали в ГАИ. просечка отменена. Инспектор дорожного надзора светлогорского горисполкома младший сержант милиции Кудрявцев строго предупрежден. 27