Министерство автомобильной промышленности, в чьем ведении находятся АЗЛК, Д ААЗи «Ленкарз», продолжает планировать модернизацию ленинградских карбюраторов для комплектации двигателей «Москвич—412», хотя их основные параметры (как подтверждает УМЗ) не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Полагаем, что министерство вернется к этому вопросу. В статье об ижевской малолитражке был высказан и ряд других замечаний, также касавшихся главным образом смежников. Они обсуждались на очередной технической конференции по качеству поставляемых изделий, организованной осенью прошлого года в Ижевске. Туда съехались представители всех заводов, чьи агрегаты, узлы, приборы, детали и материалы идут на изготовление уральской малолитражки. Об их роли в деле повышения качества машины говорит тот факт, что сегодня 93% (I) рекламаций, предъявляемых владельцами автомобилей, приходится на долю смежников ижевских автомобилестроителей. Правда, этот факт, по нашему мнению, не уменьшает ответственности головного завода. Малопочетное первенство здесь, как сообщил в докладе главный инженер автозавода, удерживают УМЗ (силовой агрегат), ижевский механический завод (задний мост), пермский велосипедный (передняя подвеска), завод точного машиностроения (комбинация приборов). На конференции были проанализированы повторяющиеся дефекты и разработаны мероприятия по их ликвидации. Однако остались нерешенными два важных вопроса. Первый касается редуктора заднего моста. Мы говорили в статье, что применяемый в нем «нигрол» застывает при температуре минус 15° так, что колеса вращаются с большим трудом. Использовать же вместо него более морозостойкое трансмиссионное масло ТАд-17 (как на «жигулях») завод не рекомендует во избежание возможного задира шестерен. Их зубья не имеют специального покрытия, применяемого на ВАЗе. Когда эта операция будет освоена — неясно. Другой вопрос касается коробки передач. Она в основе осталась такой же, как была еще на «Москвиче—407». Не удивляет поэтому ее низкая надежность на современных машинах, где стоят более мощные моторы. Уже давно была создана новая, значительно более совершенная коробка. Она прошла все испытания, в том числе на «москвичах», участвовавших в труднейших международных ралли. Однако уже несколько лет продолжается ее освоение на омском моторостроительном заводе, и начала серийного выпуска еще не видно. Такие темпы создания более совершенных изделий никак не соответствуют девизу нынешней пятилетки «эффективность и качество». В условиях глубокой специализации и широкой кооперации по мере роста и усложнения экономики конечные результаты все больше зависят от множества промежуточных звеньев, от сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей. Это положение полностью относится ик такой сложной машине, как автомобиль. Только общими усилиями предприятий, участвующих в производственной цепи, можно поднять его качество до сегодняшних требований.3»Расширить типаж и производство... автомобилей для различных климатических зон и природных условий. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ГОРНЫЙ АВТОБУСПримерно треть всей территории нашей страны составляют горные районы. И на этой огромной площади, которая приходится в основном на республики Кавказа и Средней Азии, почти все перевозки, где они доступны, осуществляются автомобилями. Условия эксплуатации на горных дорогах предъявляют специфические требования к конструкции. Недавно один из павловских автобусов получил индекс «Г» — как специально приспособленный для эксплуатации в горных условиях. Впервые его увидели в Москве в 1976 году на выставке «Научно-техническое творчество молодежи». ПАЗ—672Г — первый в нашей стране автобус, специально предназначенный для эксплуатации в сложных условиях горной местности. Эта модификация максимально унифицирована с базовой, широко известной моделью малого городского автобуса ПАЗ—672, у нее тот же несущий цельнометаллический кузов. Но специальное назначение определило специфические конструктивные особенности новой машины. Когда входишь в салон, прежде всего бросаются в глаза ремни безопасности — при каждом сиденье. Мест в салоне больше — 26, а не 23, как у базовой модели. Задние окна обеих боковин и второе окно левой боковины также приспособлены для аварийного выхода пассажиров. В салоне приготовлены два молотка для разбивания оконных стекол. Силовая установка горного автобуса, как у базового: двигатель ЗМЗ—672 мощностью 115 л. с, однодисковое сухое сцепление, механическая четырехступенчатая коробка передач, гипоидная главная передача. В карданную передачу введены дополнительно предохранительные опоры. Они срабатывают при обрыве карданных валов и не дают оторвавшемуся концу вала упереться в дорогу, что вызывает обычно резкий бросок машины в сторону. У нового автобуса руль снабжен гидроусилителем от ЗИЛ—130. Значительно изменено тормозное управление: кроме традиционных рабочих барабанных тормозов с раздельным гидравлическим приводом и гидровакуумным усилите-У левого заднего колеса виден башмак «горного упора». Второе и заднее окна левой боковины открываются наружу для эвакуации пассажиров в аварийной ситуации.Все пассажирские места снабжены ремнями безопасности. Задние окна боковин открываются специальными ручками как снаружи, так и изнутри автобуса. Заднее, пятиместное сиденье установлено в надстройке, образующей багажное отделение. Доступ в багажник — через задний люк. лем и стояночного барабанного трансмиссионного тормоза с механическим приводом, на автобусе установлены вспомогательный и дополнительный тормоза. Вспомогательный — замедлитель электродинамического типа — на месте промежуточной опоры карданного вала, а переключатель его ступеней — на рулевой колонке. Дополнительный представляет собой противооткатное устройство «горный упор». В транспортном положении башмак упора крепится под полом автобуса сзади левого заднего колеса; опускается «горный упор» посредством дистанционного привода с места водителя. Противооткатное устройство должно удерживать полностью загруженный автобус на подъемах крутизной до 25%. Подвеска — зависимая, рессорная, шины 240—508 «радиальные». Наибольшая скорость — 80 км/час. Средний эксплуатационный раеход топлива составляет около 45 л/100 км, что при наличии двух топливных баков емкостью по 105 л дает новой машине достаточно большой запас хода. Г. КОНСТАНТИНОВ, Е. МАТВЕЕВ15