30
31
лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 30—37ИЗ КЛАССА В КЛАСССтупени повышения водительской квалификацииВ минувшем году, как известно, было введено в действие новое «Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами» (см. статью С. Зайчикова «Право быть водителем», «За рулем», 1976, № 6, стр. 1415). Для водителей разных категорий транспортных средств стала обязательной теоретическая и практическая подготовка по соответствующей для каждой категории транспортных средств программе. В связи с этим многих наших читателей интересует, как отныне будут решаться вопросы повышения водительского мастерства, сохранится ли понятие «класс квалификации», и если да, то какие новые права с ним водитель приобретает. За разъяснениями мы обратились в Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам. Отвечает нам Главный специалист отдела транспорта и связи П. С. УЛИЦКИЙ. алист более высокой квалификации выполняет более сложные работы с лучшим качеством и меньшей затратой времени и средств, бережнее содержит закрепленные за ним машины, оборудование, инструмент. Поэтому государство всеми мерами стимулирует рост профессионального мастерства, в первую очередь материальным и моральным поощрением. Все сказанное приобретает особую роль, когда мы говорим о водителях. Ведь в их руках не просто машины, а то, что именуют источником повышенной опасности. Здесь более высокий класс — гарантия не только повышения производительности труда, но и уменьшения аварийности, угрозы жизни и здоровью людей. Поэтому, само собой разумеется, деление водителей на классы, система совершенствования их квалификации сохраняются. Стоит ли говорить, какое важное значение имеет все это для выполнения задач, поставленных XXV съездом партии перед автотранспортниками в новой пятилетке, девиз которой эффективность и качество. Правда, в свете новых требований прежний порядок присвоения классности водителям не мог остаться неизменным. Недавно введены в действие новые «Квалификационные характеристики профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта». Они утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариатом ВЦСПС. Это основной документ, четко определяющий, что должен знать, уметь иделать водитель, каким требованиям отвечать для присвоения ему соответствующего класса. «Квалификационные характеристики» служат основой и для составления программ подготовки водителей и повышения профессионального мастерства. В этом смысле они имеют то же назначение, что и тарифно-квалификационные справочники, утверждаемые для профессий рабочих, тарифицируемых по разрядам. — Какие же классы квалификации утверждены для водителей! — Третий, второй и первый. Как и раньше, высшим является первый класс. Для каждого класса квалификационная характеристика состоит из двух разделов: «Характеристика работ» и «Должен знать». В первом указывается, какими автомобилями водитель того или иного класса обязан уметь управлять и какие работы в гараже и на линии входят в его функции. Второй раздел определяет объем профессиональных знаний водителя для получения права на присвоение соответствующего класса. Водители более высокой квалификации, естественно, должны обладать знаниями и навыками для выполнения всех работ, предусмотренных квалификационными характеристиками и для водителей низшей квалификации. Водители, в обязанность которых входит и управление специальным оборудованием, смонтированным на автомобиле (крановой, холодильной установкой и др.), должны знать и соблюдать правила, инструкции и особые требования по обслуживанию этого оборудования и иметь в необходимых случаях соответствующий документ о прохождении дополнительной подготовки. — Какова взаимозависимость класса квалификации водителя и его права работать на автомобилях разных категорий! — Водитель третьего класса может управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям «В» или «С», и обслуживать смонтированные на специализированных и специальных автомобилях установки и оборудование. К вождению автомобилей со специальными ззуковыми и световыми сигналами он может быть допущен только после трех лет непрерывного стажа. Новым является и то, что теперь водителю третьего класса позволено буксировать лишь такие прицепы, разрешенный максимальный вес которых не более 750 кг. Чтобы получить право буксировать более тяжелые прицепы, нужно иметь не менее го-— Прежде всего наших читателей волнует вопрос: не утратило ли значение с введением водительских категорий то, что называется «классностью квалификации»? — Нет, конечно. Дифференцированная система подготовки водителей вовсе •не исключает дальнейшего повышения их квалификации, профессионального мастерства, теоретической подготовки. Ясно, что на любом производстве специН АДОРОГАХ ВСЕГОПОЛЬША. За последние пять лет на развитие автомобильных дорог израсходовано 88 миллиардов злотых, построено и реконструировано более 25 тысяч километров с твердым покрытием. Сейчас в Варшаве начал работать специальный информационный центр, собирающий данные об интенсивности движения, авариях, состоянии покрытия и технической оснащенности улиц в столице республики. По результатам исследования будет разработан план развития дорожной сети Варшавы. АНГЛИЯ. Зеркало заднего вида для автомобилей до сих пор является объектом 30 серьезных исследований. Одна из последних конструкций — сферическое зеркало из акрилового полимера, который обладает идеальной поверхностью и хорошо соединяется с металлической фольгой. Его выливают на фольгу под давлением. Такая технология позволяет получить зеркало точно заданной кривизны. БЕЛЬГИЯ. Здесь собираются ввести специальные экзамены для желающих получить водительские права. До сих пор Бельгия являлась единственной страной в мире, где гражданин, достигший 18 лет. мог водить собственный автомобиль без всяких испытаний. Сначала он получал кандидатскую книжку шофера, а через год — обычное водительское удостоверение. США. Много лет назад в целях повышения безопасности движения на автомобилях начали применять рефлектирующие номерные знаки. Предполагали, что это резко сократит количество наездов сзади на движущиеся или стоящие машины, особенно в темное время суток. Для определения эффективности в штате Вирджиния было проведено специальное исследование: выдано 100 тысяч номерных знаков с белым светоотражающим полем и по прошествии года про- да стажа работы за рулем, пройти специальную подготовку и получить в водительском удостоверении разрешающую отметку категории «Е». Кроме того, отныне он должен знать приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях. Водитель второго класса может работать на легковых и грузовых автомобилях всех типов и марок, отнесенных к категориям «В», «С» и «Е», или управлять автобусами категорий «D» и «Е». Для присвоения второго класса требуется непрерывный стаж не менее трех лет в качестве водителя третьего класса независимо от продолжительности работы на данном предприятии. В связи с тем, что перед допуском к работе на автобусах водители проходят специальную, более длительную подготовку, им для присвоения второго класса стажа работы в качестве водителя третьего класса не требуется. Водитель автобуса без кондуктора должен, естественно, нести дополнительные обязанности, связанные с продажей билетов, абонементных книжек и т. д. И любому водителю автобуса должен быть знаком порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях. Водителю первого класса разрешено управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям «В», «С», «D» и «Е». Чтобы получить этот высший «ласе, необходим непрерывный стаж работы не менее двух лет в качестве водителя второго класса независимо от времени работы на данном предприятии. — Можно пи водителям второго класса, которые имеют разрешающие отметки на управление лишь автобусами, водить, например, собственный легковой автомобиль! — Нет. Чтобы сесть за руль легкового автомобиля или грузовика, они должны сдать экзамены и получить в водительских удостоверениях разрешающие отметки на право управлять автомобилями категории «В» или «С». — Может ли повысить свой класс водитель, постоянно работающий на машине одной категории, например на такси! — Да, администрации автопредприятия предоставлено право присвоить проработавшему не менее трех лет водителю легкового или грузового автомобиля второй класс после прохождения им соответствующей подготовки и получения двух разрешающих отметок («В»и «С»). Однако водителем первого класса он может стать, лишь получив право на управление автомобилями и автобусами всех типов и марок. — Каков порядок присвоения класса квалификации водителя! — Класс присваивается непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях водителям, прошедшим подготовку или переподготовку в учебных заведениях и получившим в ГАИ водительское удостоверение на управление соответствующими категориями автомобилей. Третий класс присваивается администрацией предприятия каждому принятому на работу водителю легкового или грузового автомобиля сразу после получения им водительского удостоверения с отметкой в категории «В» или «С». Повышение квалификации водителей на второй или первый классы проводится учебными комбинатами и автошколами министерств и ведомств, спорттехклубами ДОСААФ . Лица, сдавшие выпускные экзамены, получают свидетельства установленной формы. Они и являются основанием для рассмотрения квалификационной комиссией по месту работы вопроса о присвоении водителю соответствующего класса. Если он имеет хорошие показатели в работе, дисциплинирован, если у него за последние три года нет нарушений Правил движения, повлекших дорожнотранспортное происшествие или лишение «прав», у водителя есть основание получить более высокий класс, а с ним и надбавку « заработной плате. Весь этот порядок определен «Общими положениями» «Единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР» и квалификационными характеристиками. Начинается все с заявления водителя и представления руководителя соответствующего подразделения (начальника колонны, автотранспортного цеха, гаража и др.). Председателем квалификационной ко ­ миссии для проверки теоретических знаний и практических навыков водителя назначают главного инженера предприятия или его заместителя, заместителем председателя — представителя профсоюзной организации, членами комиссииначальника отдела (бюро) или инженера по производственно-техническому обучению, начальника отдела труда (организации труда) и заработной платы, инженера по технике безопасности, руководителя соответствующего подразделения (колонны, цеха, гаража), а также инженера по безопасности движения. В ко -миссию могут входить и опытные водители. При положительном заключении комиссии администрация предприятия по согласованию с комитетом профсоюза приказом утверждает водителю класс квалификации. Эти данные заносятся в его трудовую и расчетную книжки. Водителям, работающим в колхозах, класс присваивает правление колхоза после представления аттестационной ко ­ миссии районного объединения «Сельхозтехника». — Может ли водитель утратить право на ранее присвоенный класс! — Может. Класс — не пожизненная привилегия. Водителям, не работавшим за рулем в течение последних 12 месяцев, и тем, кому Госавтоинспекцией заменено водительское удостоверение, второй или первый класс присваивается вновь на общих основаниях. Если после замены водительского удостоверения в нем будет разрешающая отметка на управление автомобилем только одной категории «В» или «С», водителю присваивается третий класс. Класс водителя аналогичен квалификационному разряду рабочих других профессий. Однако в связи с упомянутыми уже особенностями профессии водителя автомобиля вопрос о снижении класса его квалификации решается по-иному. Если в общем случае снижение разряда не допускается без согласия рабочего, то водителям второй или первый класс может быть снижен и без этого. Однако эта мера должна быть согласована администрацией с комитетом профсоюза предприятия. Известно, что за нарушение правил движения и правил пользования, транспортными средствами водитель может быть лишен «прав» на различные сроки. Если этот срок больше года, то по истечении его водительское удостоверение заменяется и вопрос о присвоении класса рассматривается вновь на общих основаниях (как не управлявшему транспортными средствами в течение последних 12 месяцев). В случае лишения водителя прав на управление автомобилем сроком менее года администрация предприятия также вправе рассмотреть вопрос о понижении класса квалификации. — Пересматриваются ли ранее присвоенные классы квалификации в связи с новыми требованиями к подготовке водителей! — Нет. Введение новых квалификационных характеристик не влечет за собой пересмотра ранее присвоенных классов.тяшяшшившшшшяшшкша нализированы данные одорожных прои сшествияхс «мечеными» и обычными автомобилями. Выяснилось, что распределение дорожных происшествий между ними почти одинаково. К такому же выводу привели исследования ив штате Огайо. ФРАНЦИЯ. Проведен анализ аварийности с двухколесными транспортными средствами. В 1975 году на них погибло 4000 человек, причем доля водителей ипассажиров мототранспорта в общем числе погибших на дорогах страны по сравнениюс 1974 годом увеличиласьна 27%. Из этих 4000 человек 2530 ехали на мотоциклах, 600 — на мопедах. 150 — на велосипедах с мотором и 600 — на обычных велосипедах. Исследователи считают, что небольшие размеры этих транспортных средств создают у водителей иллюзию свободы вманеврахи поведении на дороге итребованияк ним со стороны полиции должны быть усилены. ФРГ. С этого года принято постановление об обязательном применении ремней безопасности и оснащении ими всех легковых автомобилей, а также грузовых весом до 2,8 т. Детей до 12 лет отныне можно перевозить только на задних сиденьях легковых автомобилей.США. Проведено исследование по определению степени «читаемости» дорожн ыхзнаковс буквенными обозначениями и рисунками-символами. Среднее расстояние читаемости знаков-символов составило 270 метров, а знаковс надписями — только 142.ШВЕЦИЯ. Центральное статистическое бюро сообщило, что число угонов автомобилей по стране в целом увеличилось за год почти на 15%. Чем крупнее город, тем эта цифра выше. В Стокгольме она равняется 46%, в Гётеборге — 20. в Мальме — 18.31