— В течение сезона мы проводим для них учебно-тренировочные сборы, в программу каждого входит и соревновательная часть. Об их содержании можно рассказывать много. Приведу два примера. Года два назад для отработки приемов вождения на большой скорости мы использовали карты, оснащенные не 125-кубовыми двигателями ( 1 9 — 2 0 л. с ) , а 250-кубовыми ( 2 7 — 29 л. с ) . Такие тренировки дали желаемые результаты. Не упускаем случая использовать дождливую погоду для выработки навыка езды цо мокрой трассе. За год наши ребята стартуют в12 — 14 соревнованиях, включая этапы Кубка. Зимой М. Рябчиков и П. Бушланов занимаются мотокроссом, который не только помогает сохранять форму, но и способствует выработке обостренного чувства машины. Р. Акопов, живущий в Тбилиси, имеет возможность выступать на карте круглый год. — К ак вы оцениваете силы сегодняшней сборной? — Об уровне спортивного мастерства наших гонщиков могли судить многочисленные зрители московского этапа, не раз аплодировавшие в ходе заездов Рябчикову, Акопову, Бушланову. Что касается Иванченко и Зайцева, то еще предстоит немало поработать над совершенствованием их ездового мастерства. Теперь о технике. По мощности двигателей и быстроходности картов чехословацкие спортсмены идут немного впереди наших. Естественно, мы тоже стараемся повысить динамические показатели двигателей, эту работу ведем на базе Московского автомобильнодорожного института. В то жевремя машинам отдельных чехословацких спортсменов для достижения успеха не хватало надежности, которая приобретает все большее значение. В этом отношении и нам предстоит дальнейшая работа; мы планируем ее главным образом на зиму. Очень важно понимание членами сборной тактическихзадач , у мениевходе гонки видеть меняющуюся обстановку на трассе, чувство ответственности за командный результат. Сейчас трудно отдать кому-либо из лидеров предпочтение в этих качествах. Очевидно, надо быть чуть-чуть сильнее во всех отношениях. Из сочетания самих по себе «чуть-чуть» и образуется перевес. На достижение его и направим силы, начиная подготовку к будущему сезону. Беседу вел С. МАРЬИН Результаты соревнований IV этап (ЧССР). Личный зачет: 1. М. Рябчиков (СССР); 2. П. Бушланов (СССР); 3.. С. Волин (ЧССР); 4. 3. Кыселы (ЧССР); 5. И. Крейчиржик (ЧССР); 6. А. Таскин (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ПНР; 4. ГДР; 5. ВНР; 6. НРБ. V этап (ПНР), Личный зачет: 1. П Кыселы (ЧССР); 2. Рябчиков: 3. Волин; 4. А. Холовей (ПНР); 5. Бушланов; 6. 3. Кыселы... 8. Р. Акопов (СССР). Командный зачет: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. ПНР; 4. ГДР; 5. ВНР; 6. НРБ. VI этап (НРБ). Личный зачет: 1. П. Кыселы; 2. Акопов; 3. Рябчиков; 4. Бушланов; 5. 3. Кыселы; 6. А. Зайцев (СССР). Командный зачет: 1. СССР; 2. ЧССР. 3. ПНР; 4. ГДР; 5. НРБ. Итоговый результат. Личный зачет: 1. П. Кыселы; 2. Рябчиков; 3. Бушланов; 4. Акопов; 5. 3. Кыселы; 6. М. Шимак (ЧССР)... 9. Таскин; 10. Зайцев. Командный зачет: 1. СССР; 2. ЧССР; 3. ПНР; 4. ГДР; 5. ВНР; 6. НРБ.XVI этап (Япония): 1. Андретти; 2. Депэлле; 3. Хант; 4. А. Джонс (Англия), «Сертис-ТС19»; 5. Регаццони; 6. Г. Нильссон (Швеция), «Лотос-77». Итоговая сумма очков: 1. Хант — 89; 2. Лауда — 68; 3. Шехтер — 49; 4. Депэлле — 39; 5. Регаццони — 31; 6. Андретти — 22. Чемпионом Европы на машинах формулы 2 стал француз Ж. Жабуиль («Эльф-2-Рено»).Десять месяцев шла борьба за титул чемпиона мира на машинах формулы 1. Ее вели 43 гонщика на 16 трассах Европы, Америки, Африки, Азии. Драматичными были последние этапы. Международная автомобильная федерация осенью аннулировала результат (9 очков за первое место), показанный Д. Хантом в гонках на «Большой приз Англии». Р азрыв между ним и лидером чемпионата Н. Лаудой после этого увеличился. Однако авария на трассе «Нюрбургринг» (ФРГ) вывела Лауду из строя на два следующих этапа. Перед последним, японским этапом в активе у Лауды было 68 очков; у его единственного соперника Ханта — 65. А это означало, что для победы в чемпионате Ханту мало выиграть этап. Ему нужно было, чтобы при этом Лауда показал результат не выше третьего места (за первое место дается 9 очков, за второе — 6, за третье — 4). Весьма проблематичный вариант, если учесть, что руководитель команды «Феррари» заявил перед последним этапом: «Мы будем бороться до конца». Лауда боролся до конца второго круга. Гонки начались в проливной дождь. По словам австрийца, на скорости 180 км/час он вообще ничего йе видел из-за тумана и брызг. «Я прекратил гонку, — сказал Лауда, — потому что в таких условиях идти было опасно. Собственная жизнь мне дороже титула чемпиона мира». Казалось, Ханту открылась зеленая улица к победе. И действительно, он долгое время лидировал, но на 50-м круге (из 73) у него начала терять воздух передняя шина. Претендента в чемпионы обошли Андретти и Депэлле, он терял скорость, все больше отставал. А чтобы выиграть почетный титул, 29-летнему англичанину после схода Лауды надо было финишировать по меньшей мере четвертым. За шесть кругов до финиша Хант остановился для замены колеса. Механики потратили на это всего 7 секунд (рекорд за всю историю автогонок), и гонщик вновь включился в борьбу, но уже на пятом месте. Когда до финиша оставалось три круга, многие считали, что волею судеб чемпионом всетаки станет Лауда. Но Хант на последних кругах наверстал упущенное и финишировал третьим, опередив Лауду на одно очко. Так закончился 27-й чемпионат мира, насыщенный драматичной борьбой, протестами, дисквалификацнями. XIV этап (Канада): 1. Д. Хант (Англия), «Мак-Ларен-М23»; 2. П. Депэлле (Франция), «Тиррел-П34»; 3. М. Андретти (США), «Лотос-77»; 4. И. Шехтер (ЮАР), «Тиррел-П34»; 5. И. Масс (ФРГ), «МакЛарен-М23»; 6. К. Регаццони (Швейцария), «Феррари-312-Т2». XV этап (США): 1. Хант; 2. Шехтер; 3. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312-Т2»; 4. Масс: 5. Г. Штук (ФРГ), «Марч-761»; 6. Д. Уотсон (Англия), «Пенске-ПК4».КАРТИНГПервенство мира в классе 100-кубовых машин (без коробки передач) проходило в г. Хаген (ФРГ). Его выиграл в отсутствие на старте пятикратного чемпиона мира Ф. Гольдштейна шведский гонщик Л. Ларссон на машине «Сирио» с мотором «Сирио-СТ50».МОТОГОНКИФинишировал чемпионат мира, который включал 12 этапов на трассах Франции. Австрии, Италии, СФРЮ, Англии, Голландии, Бельгии, Швеции, Финляндии, ЧССР, ФРГ и Испании. Итоги этих соревнований по классам таковы: 3 50 см : 1. А. Ньето (Испания), «Бультако» — 97 очков; 2. Г. Риттенбергер (ФРГ), «Крайдлер» — 84; 3. У. Граф (Швейцария), «Крайдлер» — 71. 125 см 3 : 1. П. Бьянки (Италия), «Морбиделли» — £0; 2. А. Ньето (Испания), «Бультако» — 66: 3. П. Пилери (Италия), «Морбиделли» — 64. 250 см 3 : 1. В. Вилла (Италия), «ХарлейДавидсон» — 90; 2. Т. Катаяма (Япония), «Ямаха» — 73; 3. Д. Бонера (Италия), «Харлей-Давидсон» — 61. 350 см 3 : 1. В. Вилла (Италия), «ХарлейДавидсон> — 76; 2. Д. Чекотто (Венесуэла), «Ямаха» — 65; 3. Ч. Мортимер (Англия). «Ямаха» — 54. 500 см 3 : 1. Б. Шийн (Англия), «Сузуки» — 72; 2. Т. Лянсивуори (Финляндия), «Сузуки» — 48; 3. П. Хеннен (США), «Сузуки» — 346. 500 см с коляской: 1. Р. Штайнхаузен — И. Хубер (ФРГ), «Буш-Кениг» — 65; 2. В. Швэрцель — А. Хубер (ФРГ), «Кениг» — 61; 3. Г. Шмид — И. Матиле (Швейцария), «Ямаха» — 38.МОТОКРОССЧемпионат Европы в классе 1000 см 3с коляской выиграла швейцарская пара А. Грогг — А. Хюссер на мотоцикле «Нортон-850» с коляской «Уосп».СПИДВЕЙВ финале командного первенства мира. который проходил на лондонском стадионе «Уэмбли», победила сборная Австралии. На последующих местах — спортсмены ПНР, Швеции и СССР. На традиционной серии соревнований на Кубок Балтики, проходивших в четырех городах ГДР, уверенно победил советский гонщик М. Старостин. На последующих местах: 2. X. Эрнст (ГДР)3. В. Пазников (СССР): 4. К. Б ефер (ГДР); 5. Д. Тетцлафф (ГДР).ТАБЛО ЧЕМ ТАБЛО ЧЕ1> П ИОНАТОВЧемпионат СССР по мотокроссу Личный зачет. 125 см 3 : 1. В. Овчинни ков (Москва); 2. П. Рулев (Ленинград) 3. Ю, Семко (Украинская ССР); 4. Р. Б рак мание (Латвийская ССР); 5. А. Ефимов 6. А. Мандриченко (оба — Молдавская ССР). 175 см 3 : 1. Г. Моисеев (Ленинград) 2. В. Кавинов (Украинская ССР); 3. В. Худяков; 4. А. Бочков (оба — Ленинград) 5. В. Корнеев (РСФСР); 6. Д. Киепа (Лат вийская CCPJ. Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Украин екая ССР; 3. Молдавская ССР; 4. Москва: 5. Литовская ССР; 6. Ленинград. Чемпионат СССР по мотоболу Класс «А»: 1. «Автомобилист» (Элиста) — 26 очков (забитые и пропущенные мячи 60 — 23): 2. «Молния» (Зеленокумск, Ставропольский край) — 18 (43 — 23); 3. «Восход» (Вознесенск, Николаевская область) — 18 (34—23); 4. «Алмаз» (Полтава) — 15 (33 — 32); 5. «Адажи» (Рига) — 14 (21 — 26); 6. «Металлург» (Видное, Московская область) — 10 (18—32); 7. «Кавказ» (Невинномысск, Ставропольский край) — 7 (21 — 42); 8. «Труд» (станица Новопавловская, Ставропольский край) — 4 (13 — 42). Класс «Б»: 1. «Ковровец» (Ковров, Владимирская область) — 8 (17 — 4); 2. «Нива» (село Вешняки, Полтавская область) — 7 (12 — 7); 3. «Бартува» (Скуодас. Литовская ССР) — 5 (12—11); 4. «Швитурнс» (Кретинга, Литовская ССР) — 5 (6 — 9); 5. «Омич» (Омск) — 4 (12 — 19); 6. «Хазри» (Баку) — 1 (7 — 16). «Труд» переходит в класс «Б», а «Ковровец» — в класс «А». 29