Общий вид диагностической линии.Проверка эффективности торможения.На дороге случилось несчастье. Потерпел аварию автомобиль, пострадал водитель. Откуда ждать помощи? Только от человека, путь которого проходит через место аварии. И хорошо, если в скором времени. Чаще всего таким человеком оказывается наш коллега,, водитель. Как же он поведет себя, оставшись один на один с бедой? Хватит ли ему сознательности, мужества, чувства долга, умения, наконец, чтобы помочь пострадавшему, находящемуся иной раз между жизнью и смертью? Получить ответ на эти вопросы — такой была цель эксперимента, проведенного редакцией на одном из подмосковных шоссе. О нем и рассказывалось в репортаже «На 59-м нилометре», опубликованном в январском номере журнала за нынешний год. Увы, наш тест показал, что многим водителям необходимых качеств недостает. Как и следовало ожидать, разговор о моральном климате дороги не оставил наших читателей равнодушными. В редакционной почте уже немало писем-откликов. Получили мы сообщения о том, что выступление журнала стало предметом обсуждения в коллективах крупнейших автотранспортных предприятий Московской области ив первичных организациях общества «АвтомотолЮбитель». И конечно, на несколько таких собраний выезжали корреспонденты журнала. Отраден сам факт: столь серьезное внимание к одной из важных проблем безопасности на автомобильных дорогах, затрагивающей жизненные интересы многих тысяч людей; столь оперативно сделанные первые шэги организациями, от которых во многом зависит успешное решение этой проблемы. Отрадно, что в подавляющем большинстве выступавшие на собраниях были единодушны: помочь товарищу, попавшему в беду, — гражданский долг водителя; «прятаться в кусты» — по меньшей мере трусость. Но... Вот об этих «но», которые наводят на размышления, нам и хотелось бы повести речь в продолжение начатого разговора, а может быть, и в развитие темы. Первое «но», прозвучавшее на собрании водителей в ATK 1130 (кстати, в этом коллективе трудится один из «героев» нашего репортажа — В. Спасов), выглядело так:— Аварий на дорогах немало, что же — возле каждой машины останавливаться? А потом объяснения, разные акты и протоколы, весь рабочий день насмарку. А план за тебя кто выполнять будет? Что ответить на это? Что планы планами, а самое дорогое в нашей стране жизнь человека? Напомнить, что ради спасения нуждающегося в помощи вылетают в пургу, рискуя жизнью, летчики; что, спасая тонущего, меняют курс океанские лайнеры; что бросаются в огонь случайные прохожие, вызволяя людей из пожара. Но это всем хорошо известно. Для советского образа жизни просто противоестественно отвернуться от погибающего. Да и план любой ценой никому не нужен. Все это азбучные истины. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что подобные соображения высказывались не столь уж часто. Больше говорили о другой причине «дезертирства». — Остановишься возле пострадавшего, и вот первая забота — к ак доказать автоинспекции, что не ты виновник аварии. Часто работники ГАИ с излишней подозрительностью и недоверием относятся к свидетелю аварии, ставят его в положение человека, вынужденного оправдываться, разговаривают с ним не какс желанным помощником, а как с противником, которого следует разоблачить. А потом нескончаемые вызовы и допросы в качестве свидетеля. Вот многие и едут мимо. Так сформулировали этот довод О. Золотаревский, В. Спицын — водители коломенской автоколонны N» 1129. — Если увижу, что кто-то уже остановился у места аварии, тогда обязательно остановлюсь и я, — эти слова можно было часто услышать на собрании водителей люберецкого грузового автотранспортного предприятия № 1. В них сквозит, как видите, та же опаска. — Притормозит человек возле места аварии, отвезет пострадавшего в больницу, а потом его начинают вызывать в ГАЙ, допрашивают, словно он не доброе дело совершил, а преступление. И времени много потеряет, и репутация на работе пошатнется: зря в милицию не вызывают! Вот и смалодушничает водитель в следующий раз, проедет мимо, — говорил и Н. Бакаст, председатель гараж-«НА 59-м КИЛОМЕТРЕ»ного кооператива «Дружба» в городе Одинцово. Мы не случайно так детально остановились на подобных высказываниях. Это очень серьезный факт. Тут уже иные соображения — нежелание быть «втянутым» в следствие, боязнь, что придется доказывать свою невиновность. Это тревожный симптом, который, на наш взгляд, говорит о слабости, если не о полном отсутствии правовой пропаганды в коллективах автопредприятий, среди владельцев личных машин. Люди попросту не знают законов, не ведают о долге гражданина помогать правосудию своими свидетельскими показаниями, не имеют представления о положениях, защищаю-26