30
31
Испытывает «За рулем»колес выполнена по традиционной для ВАЗа схеме: независимая впереди на поперечных рычагах и зависимая сзади. Бросаются в глаза внушительного вида кованые рычаги передних колес, способные выдержать, кажется, любые удар ы . В этом мы убедились за весь наш долгий путь, проходивший подчас по дорогам, которые комфортабельными не назовешь. Характеристики всех четырех пружин и амортизаторов подобраны так, что на ровной дороге ВАЗ—2121 по плавности хода мало уступает другим тольяттинским машинам. А на щебенке, булыжнике, грунтовой дороге с их выбоинами, буграми и ямами толчки колес гасятсялегкими. В одном из достоинств постоянно включенных ведущих мостов мы убедились на собственном опыте. Машина по своему поведению, а значит управляемости, заметно отличается от привычных нам «жигулей» К «москвичей». В первую очередь — прохождением поворотов. Если действовать рулем и педалью «газа», как обычно, в намеченный радиус не уложиться. Чтобы заставить автомобиль войти в поворот, надо не только повернуть руль с большим усилием, но еще и добавить «газу»! Освоив этот прием, мы увидели, что ВАЗ—2121 способен выполнять повороты столь же точно, сколь его собра-В предыдущем номере журнала напечатано начало «той статьи, рассказывающей на основе двух дальних пробегов, в которых участвовал автор, об эксплуатационных качествах нового джипа, созданного на Волжском автозаводе. Здесь статью заканчиваем.ВАЗ—2121:и проходимость и комфортНе надрывайтесь! Сейчас возьмем на буксир и довезем до хорошей дороги... ...а для нас и эта хороша! Водную преграду нсенной передаче. на пони-Салон. Достаточно устроиться на ме ­ сте водителя и взяться за руль, как сразу же ощущаешь знакомую обстановку «жигулей», только выше сидишь над до ­ рогой. Такие же удобные, как на привычной «ноль первой», разве чуть более жесткие, сиденья, регулируемые в продольном направлении и по наклону спинк и , тисненая обивка дверей и перфорированная мягкая на потолке создают впечатление, что находишься в салоне хорошего легкового автомобиля. П ри ­ борный щиток — с такими же , как на ВАЗ—2103 или ВАЗ—2106, приборами дает полную информацию о работе систем машины. Заднее сиденье рассчитано на двух человек, но вмещает и троих, правда, если они не в зимней одежде. Сиденье это сделано более скромным, чем у обычных легковых автомобилей. Тем не менее, как мы убедились, пассажиры на нем чувствуют себя неплохо даже при многочасовой поездке. Напомним: это сиденье можно Сложить так, что его сравнительно тонкие подушка и спинка, занимая мало места, освободят большое пространство для багажа.. Все педали — сцепления, тормоза и «газа» — подвесные и рационально расположены по ширине: даже в грубой обуви не зацепишь соседнюю. Рядом с обычным «жигулевским» рычагом переключения передач — еще два коротких, связанных с раздаточной коробкой (о ней разговор ниже). В общем, передняя часть салона оборудована почти так же, как. у ВАЗ—2103, — тут и гнездо для радиоприемника, и большой вещевой ящик, прикуриватель, пепельница и т. д. Ходовая часть. Выйдем из машины и заглянем под нее. Пружинная подвескакуда эффективней, и подвеска редко срабатывает до упора. Это позволяет ехать на таких дорогах с большей скоростью, чем на любых других/автомобилях. И мы где могли использовали такую возможность. Трансмиссия. Высокую проходимость машин обеспечивает привод на все ко ­ леса. Причем если у большей части отечественных автомобилей такого типа постоянно работает задний ведущий мост, а передний в зависимости от дорожных условий включает и выключает водитель, то у ВАЗ^-2121 все колеса включены по ­ стоянно. На первый взгляд такая схема вызывает недоумение у некоторых автомобилистов. Детали привода передних колес, по их мнению, в этом случае быстрее изнашиваются, а кроме того, требуют затраты лишней энергии, то есть дополнительного расхода топлива. Сомнения а том, всегда ли нужно включать привод на передние колеса, не совсем обоснованны. Ведь если тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля, разделить на две оси, то каждая будет меньше нагружена. З на - ' чит, детали их привода (валы, шарниры, шестерни, фланцы) м ожно делать болеетья по марке, причем на большей скорости. Помню, как проявилось это качество в полной мере. Мы ехали по довольно широкой песчаногравийной дороге, которая петляла среди небольших холмов. Земля только просыхала после дождя . Пыли, надоевшей на сибирских трактах, не было. Без труда и риска обгоняя редкие попутные грузовики, мы приближались к ВАЗ—2103, который шел на приличной скорости. Его водитель, судя по стилю езды, гордился спортивными навыками и не хотел быть вторым. Прибавив «газ», он резко ушел вперед, но лишь до следующего поворота. Там, чтобы удержаться на дороге, он вынужден был погасить скорость, а я, наоборот, к репко держа руль, прибавил и без намека на занос легко прошел поворот. М ы . не провоцировали «спортсмена» на гонку, а просто поддерживали избранную постоянную скорость. Его попытка хотя бы держаться за нами тоже не увенчалась успехом: извилистая дорога не позволяла использовать перевес в максимальной скорости, а на поворотах в этих условиях наша машина имела заметное преимущество. Когда мы остановились у бензоколонки, он подъехал расстроенный, но потом, рассмотрев незна- комые для него автомобили, пришел в восторг и предложил тут же поменяться (кстати, таких предложений мы получали немало). Должен сказать, что после езды по такой дороге на 'ВАЗ—2121 руки устают несколько больше, чем на «Жигулях» или «Москвиче», потому что, повторяю, машину надо заставлять поворачивать. Теперь, представьте, вы уже привыкли к особенностям ее поведения и, попав на асфальтированное шоссе, выключили передний мост. Первый же маневр покажет, как заметно Изменился характер машины. Она стала требовать иных приемов вождения, на освоение которых нужно некоторое время. А когда на до-жающая ступень в раздаточной коробке, когда предстояло взять крутой подъем или пройти раскисший участок дороги. Помню небольшой объезд ремонтируемого моста недалеко от Саяногорска. В сухую погоду все спускались и поднимались по откосам оврага, а в тот день прошел дождь, земля размякла, и на десятки метров в сторону от моста каждая машина прокладывала свежую колею. Когда подъехали мы, оба склона представляли собой черноземное месиво, в котором спокойно сидела дюжина самых разных автомобилей, ожидая помощи трактора или солнца, способного высушить землю. На противоположной стороне КрАЗ, оглашая окрестности ре-читься, будто они идут по ровной дороге. Тогда яв шутку предложил мотоциклетную кроссовую трассу, зная, что хуж е «дороги» не бывает. Признаюсь, когда увидел эту трассу, да еще размоченную недавним дождем, решил, что затея проваливается. Однако наши водители-испытатели думали иначе, высадив пассажиров, они осторожно спустились на машинах вниз по ближайшему витку, а мы пошли искать более пологий подъем, едва удерживаясь на скользящих по глине ногах. Когда мы оглянулись на рев мотора, Валерий Карабанов, наш горячий водитель, уже преодолел треть подъема. Но здесь, видимо, инерция разгонароге вдруг возникнет цейтнот, то и до беды недалеко. Это неудобство испытывают водители УАЗ—469, например. Но они — профессионалы и, конечно, быстрее приспосабливаются. Вероятно, даже один этот довод обосновывает применение постоянно включенного приво1 да на передние колеса. Другая непривычная для автолюбителя конструктивная особенность {ВАЗ—2121: в его трансмиссию введена I раздаточная коробка, объединяющая в | себе блокируемый межосевой диффе| ренциал и демультипликатор, который I позволяет понизить передаточное число | всех передач коробки. Что он дает? До3 полнительно еще четыре передачи, причем две из них имеют передаточное число, а стало быть крутящий момент, тяI говое усилие, выше, чем основная перI вая, а две других «располагаются» соответственно между первой — второй иI второй — третьей. Рычаги для включения понижающей ] ступени в раздаточной коробке и для {блокировки межосевого дифференциала «удобно устроены на тоннеле пола возле I правой руки водителя, но по условиям {движения мы ими пользовались сравнительно редко. Чаще нужна была пони-вом, прилагал титанические усилия, чтобы одолеть последние метры подъема. Глубокая колея, которую он оставлял, вполне сходила за траншею для укладки труб среднего диаметра. Когда трехосный богатырь выбрался на дорогу, мы решили штурмовать овраг, присмотрев наименее изрытый участок. Я не мог вообразить, что все так просто: на первой передаче в основной коробке, с включенной низшей в раздаточной машины спокойно преодолели этот коварный овраг. Но настоящий экзамен на проходимость и способность брать подъемы наши ВАЗы держали в Новосибирске. А дело было так. Местное телевидение решило подготовить передачу о пробеге и автомббилях ВАЗ—2121 (кстати, подобные передачи организовали также студии Братска, Красноярска и Кемерова). Чтобы показать возможности машины, мы вместе с оператором студии и собственным корреспондентом «Известий» по Новосибирской области А. Илларионовым, радушно принимавшим нашу группу (выражаем ему сердечную благодарность), отправились в окрестности города. Однако самые трудные места, найденные хозяевами, ВАЗы преодолевали так легко, что на пленке могло полуиссякла, машина на мгновенье, кажется, застыла, а затем стала буквально карабкаться вверх. Из-под колес летели земля и камни, автомобиль рыскал из стороны в сторону, прыгал через ямы, но все же, ни разу не остановившись, выбрался наверх. Это было похоже на цирковой трюк! Наш оператор, не ожидавший такого исхода, не был готов и теперь горевал по поводу упущенного кадра. А в это время другой водитель — Анатолий Иванов, более рассудительный, наверняка, тщательно все рассчитав, начал штурмовать подъем по соседней дорожке, которая казалась еще более трудной, чем первая. Его машина шла медленно, но зато ровнее и спокойнее, точь-в-точь отражая характер хозяина. Она лишь иногда скребла дорогу то передними, то задними колесами и как-то деловито достигла вершины и остановилась, будто застеснявшись скромного исполнения эффектного номера. Пришлось повторить. К сожалению, мы не видели отснятой пленки, но наш новосибирский коллега рассказывал после, что показанные по телевизору фрагменты слабо отобразили действительные трудности, преодолеваемые машинами. А жаль, было что посмотреть!