центральный провод и провернем вал стартером. Если при этом проскочит искра — значит ротор пробит и требует замены. И последнее в этой системе — сами свечи. Они могут быть залиты бензином при пуске, сильно загрязнены маслом и нагаром, иметь слишком малый или чрезмерно большой искровой зазор. Проверив свечи и убедившись, что все нормально, не перепутайте порядок, в котором были надеты наконечники проводов высокого напряжения на контактные стержни. Наименее вероятная, как уже сказано, но возможная причина отказа — в системе питания. Но все-таки проверим и ее, обязательно выключив перед этим зажигание. Порядок наших действий определен схемой. Поступает ли бензин в карбюратор? Отсоединив бензопровод от впускного штуцера карбюратора и подставив какую-нибудь банку или бутылку, нажмем несколько раз на рычаг ручной подкачки бензонасоса. Будьте осторожны — бензин при этом может брызнуть сильной струей и попасть в лицо. Если «подачи» нет, последовательно проверим, исправен ли сам насос (засосав топливо шлангом с грушей из магистрали за насосом), нет ли течи в бензопроводе, нет ли вакуумного «замка» в бензобаке. Он может возникнуть, когда бак по какой-либо причине перестал сообщаться с атмосферой. Выяснить это просто: достаточно открыть пробку бака и попробовать закачать бензин в бензонасос рычагом ручной подкачки, Учтите, бензонасос «Москвича» («412» и «2140») капризен — не всегда можно рычажком ручной подкачки обеспечить поступление топлива (особенно после долгой, в несколько дней стоянки). Это удается, как правило, при определенном положении привода. И иногда нужно провернуть коленчатый вал, чтобы кулачок занял это положение. В карбюраторе редко возникают неисправности, препятствующие пуску двигателя. Но «перелив», особенно в холодное время, может все-таки вызвать отказ. Если при проверке свечей вы заметили на них бензин, возможно, виноваты игла и поплавок карбюратора. Просушите и очистите свечи и при пуске ни в коем случае не «качайте» педалью «газа», а медленно откройте дроссельную заслонку полностью. Возможный, хотя и нечастый случай — когда «отцепилась» тяга, приоткрывающая воздушную заслонку пускового устройства карбюратора (ВАЗ). Эта тяга обеспечивает нормальный состав смеси сразу после пуска в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Если она не действует — двигатель «схватывает» и тут же захлебывается слишком богатой пусковой смесью. Еще менее вероятно, чтобы причиной было падение компрессии из-за пробитой прокладки, прогара клапана или залегших поршневых колец. По-настоящему проверить компрессию без специального прибора не удастся. Это делают на СТО специалисты. Еще раз внимательно изучим схему. Это, в сущности, отработанная многолетней практикой последовательность операций по выявлению, а значит, и устранению неисправности. 14Еще раз о «сторожах»На 145-м заседании «Клуба» («За рулем», 1976, № 7) мы говорили о различных «автосторожах». И в том числе о разработанном Специальным проектно-конструкторско-технологическим бюро средств автоматизации в г. Вильнюсе. «Саргис» (так называется этот прибор) освоен производством н выпускается таурагским заводом элементов вычислительных машин. Как сообщил главный конструктор завода Р. КАРБАУСКАС, в процессе доводки и освоения «сторожа» в его конструкцию внесены значительные изменения, улучшены характеристики и эксплуатационные параметры. О них рассказывается на этой странице. Главное — увеличилась надежность пуска сигнальной схемы при снижении напряжения питания и уменьшился до 2—3 мА ток покоя в дежурном режиме. Теперь можно успешно пользоваться «Саргисом» и в зимнее время — аккумулятор не разрядится. Немаловажное дополнение — установка защитного диода ДЗ (см. схему). Дело в том, что при неправильном подключении, как это делают иногда сами автолюбители, часто сгорала «нежная» электроника прибора. Так возникали нарекания на качество продукции. Диод ДЗ и служит защитой от подобных ошибок. «Саргис» будет выпускаться в количестве 10 тысяч штук в год. Торгующим организациям следует обращаться в литовскую республиканскую оптовую базу «Литкультторг». Детали схемы0)й|НаименованиеП (В оок О ао н ак Р1... РЗР4 Р5 Р6 Р7 Р8 С1Количество 3В1.В2ВЗ В4 Д1 Д2, ДЗ Д4 Т1... ТЗ Т4 Э1Резистор МЛТ-0,5 5,1 кОм±5% Резистор МЛТ-0,5 150 Ом±10% Резистор МЛТ-0,5 5,1 кОм±5% Резистор МЛТ-0,5 270 Ом ±10% Резистор МЛТ-0,5 680 Ом±10% Резистор МЛК-0,5 1С0 Ом±10% Конденсатор КЕО-ЗБ-12-200 Микропереключатель МПЗ-1 Тумблер ТВ1-2 Тумблер ТП1-2 Диод Д814А Диод Д9Е Диод КУ202А Транзистор КТ315Б Транзистор КТ 208А Пружина ЛЦ6 620.0283