24
25
ОСТОРОЖНОС первыми же теплыми весенними днями дети все больше времени начинают проводить на улице. К тому же через месяц заканчивается учебный год в школах, и юных пешеходов заметно прибудет на наших дорогах. А это, без сомнения, добавит забот и водителям. Вот мы и решили, что сегодня в самый раз поговорить на весьма серьезную «детскую» тему. Водители никогда не должны забывать о том, что дети еще не умеют правильно оценивать быстротечную дорожную обстановку, скорость приближающихся машин-или расстояние до них, они беспечно приуменьшают опасности и переоценивают собственные возможности. В девяти несчастных случаях из десяти пострадавший ребенок, как выясняется, просто не заметил мчащийся на негоZ/СИТУАЦИЯ 1. К пешеходному переходу неторопливо приближается грузовик (троллейбус, автобус). Ребенок решается: если не мешкать, то успеешь проскочить, — и бегом бросается через проезжую часть. Но, оказывается, за грузовиком «спряталась» обгоняющая его легковая машина. Водитель и маленький пешеход до последнего момента не видят друг друга. В результате ребенок появляется буквально перед капотом машины, когда предотвратить наезд уже невозможно. Совет: приближаясь к пешеходному переходу или скоплению людей у дороги, двигайтесь со скоростью, не превышающей ту, которой придерживаются водители в соседних рядах. Не обгоняйте и тормозите, если почему-то тормозят другие машины справа или слева от вас, и вы не станете на пути пешехода неожиданной помехой.ШФ>Жпр>-2L.СИТУАЦИЯ 2. Дети нередко задерживаются на улице до темноты. А в это время подстерегающие их опасности возрастают. Вот, скажем, ребенок увидел приближающиеся навстречу огни грузовика, обратил внимание и на мигающий сигнал левого поворота, но... Пропустив поворачивающий автомобиль, он сразу кидается вперед и наталкивается на грузовую платформу. У грузовика, оказывается, прицеп. Вот вам и несчастный случай! Совет: следуя с прицепом (или буксируя другой автомобиль), не приближайтесь на поворотах вплотную к ожидающим на тротуаре или обочине пешеходам. В темное время суток они, а особенно дети, могут не заметить прицеп и шагнуть между ним и машиной. Поэтому либо увеличьте интервал, либо сначала пропустите пешеходов, а затем поворачивайте.СИТУАЦИЯ 3. Ребенок на тротуаре увидел, что к остановке на противоположной стороне дороги подошел автобус, и бросился бежать к нему. Очень опасная ситуация! Взгляд ребенка прикован к автобусу, машину слева он краем глаза еще замечает, но другие остаются вне его поля зрения. В такой обстановке вы, как говорят, третий лишний. Совет: приближаясь к остановке общественного транспорта, будьте вдвойне осторожны и наблюдайте за тем, что делается не только на самой посадочной площадке, но и на левой стороне дороги. Если среди спешащих отсюда людей вы видите детей, не рассчитывайте на то, что они обратят на вас внимание, — тормозите и пропускайте их сами.НА АОРОГАХПОЛЬША. Дети, сидящие в автомобиле впереди рядом с водителем, подвергаются особой опасности. Проект новых правил дорожного движения ПНР предусматривает введение запрета на перевозку детей впереди. Кроме того, разработано специальное «кресло» для ребенка, которое легко прикрепляется к заднему сиденью автомобиля. ЮГОСЛАВИЯ. Здесь на основе специальных исследовании установлены пределы уровня шума для автомобилей: в ночное время — не выше 60 децибел, днем — не выше 70. Нарушение этих норм влечет наказание. Автоинспекция постоянно следит за техническим состоянием автомобилей, а также за тем, чтобы водители не подавали без нужды сигналов; их звук оценивается в 85 — 100 децибел. АВСТРИЯ. На дорогах страны, население которой составляет... 7,5 миллиона чело24 век, ежегодно в автомобильных катастроф ах погибает около 2,5 тысячи. Специалисты подсчитали, что если бы удалось предотвратить дорожные происшествия со смертельным исходом, то средний уровень продолжительности жизни людей здесь увеличился бы на два года. ИСПАНИЯ. С начала года здесь ограничена скорость на всех автомобильных дорогах. На крупных магистралях максимальная скорость легковых автомобилей определена в 100 км/час, автобусов — 90 и грузовых 80 км / ч ас . На всех ост альных дорогах страны «потолок» скорости на 10 км/час ниже для каждого из перечисленных видов транспорта. США. В Чикаго состоялся симпозиум по изучению проблем, с вязанныхс влиянием автомобилизации на молодежь. В нем приняли участие медики и юристы, представители полиции и органов образования, а также 600 студентов. На симпозиуме отмечалось, что молодые чаще ведут себя за рулем безответственно. Если число ДТП на 1000 жителей уменьшилось с 1968 года на 1,6%, то количество их с участием лиц моложе 19 лет возросло на 9,6%. Среди пьяных больше всего 18—19-летних.АВСТРИЯ. Вдоль автомагистралей начали устанавливать специальные рефлекторы. Когда на них попадает свет фар приближающегося автомобиля, р ефлекторы посылают лучи красного цвета в стороны от дороги. Такой вдруг возникающий световой поток отпугивает животных, собирающихся пересечь проезжую часть. Число несчастных случаев, в ызванных наездами на животных, к ак сообщают, снизилось на этих участках, по крайней мере, на 80%. К тому же рефлекторы значительно дешевле ограждений. автомобиль. Поэтому своевременно увидеть юного пешехода в опасной близости или прямо на проезжей части — задача самих водителей. Именно они должны предвосхитить его намерения, если хотите, разгадать их, принять необходимые меры предосторожности. Существует несколько в общем-то типичных, повторяющихся ситуаций, когда появление на проезжей части ребенка может быть внезапным, а его поведение опасным и неожиданным. Мы хотим всем еще раз напомнить их и посоветовать, как надо поступать, чтобы не попасть здесь впросак. И не только тогда, когда на дороге дети. В некоторых случаях эти советы помогут избежать недоразумений и со взрослыми пешеходами.Шесть самых типичных ситуацийUш№~ Л41«hpfflСИТУАЦИЯ 4. Вы едете по однополосной в каждом направлении дороге. Впереди справа у края проезжей части ребенок и почти напротив — другой. Вроде бы, дети не намереваются переходить дорогу, но, когда вы уже совсем рядом с ними, один из них вдруг бросается на другую сторону, забыв о собственной безопасности. Видимо, машину он просто не заметил, а может быть, посчитал, что она далеко. Совет: дети по обе стороны дороги — это очень опасно! Не оставляйте без внимания такие ситуации и будьте готовы к тому, что один из них может в самый неподходящий момент позвать к себе другого. Вы же не слышите, о чем они говорят друг с другом. Здесь отвлечено и зрение ребенка и его слух, поэтому не лишне подать звуковой сигнал, а лучше снизить скорость, и ногу — к тормозной педали.СИТУАЦИЯ б. Группа ребят переходит дорогу. Кажется, они вам не помеха: пока машина приближается, они уже будут на тротуаре. Но когда вы проезжаете какое-то расстояние, на проезжую часть вслед за ними выбегает еще один мальчик или девочка. Он смотрит только на тех, кто ушел вперед, и никого больше вокруг не замечает. Совет: приближаясь к группе детей, переходящих дорогу, обратите внимание — нет ли отставших от нее. Будьте готовы к тому, если вы таких обнаружили, что, кинувшись вдогонку за ушедшими вперед, они не увидят вашу машину. Притормозите и дайте им возможность побыстрее достичь противоположной стороны, не надейтесь, что со всего маху «затормозит» сам ребенок.СИТУАЦИЯ 6. Вы едете по левой райней полосе и подъезжаете к деям, пережидающим на середине проезжей части поток машин по противоположной стороне. Когда вы оказываетесь за их спинами, один из ребят, не оглянувшись, вдруг делает шаг или два назад... прямо под колеса вашей машины. Совет: проезжая мимо стоящих на осевой линии дороги детей, выберите интервал побольше, а если это невозможно, снизьте скорость. Ребенку может показаться, что машины, которые движутся вам навстречу, проходят слишком близко от него, и он отшатнется, не видя, что делается у него за спиной. Сигналить здесь нельзя — только напугаете его, и он кинется в другую сторону.ФРАНЦИЯ. В Париже врамках Программы ООН по защите окружающей среды (УНЕП) состоялась конференция, посвященная перспективам автомобилизации и ее влиянию на окружающую среду. В ней участвовали 250 представителей автомобильных фирми комитетов по защите природной среды из 30 стран. На конференции обсуждались вопросы сниж ения уровня шума от автомобилей, у меньшениязагрязнения атмосферы выхлопными газами, повышения безопасности движения, создания более экономичного топлива. Особое внимание было уделено конструированию автомобиля исключительно для города. Подчеркивалась необходимость дальнейших работ по увеличению прочности и надежности машин. Ожидается, что к 2000 году на дорогах планеты будет полмиллиарда автомобилей. ФРГ. На некоторых участках лей были установлены новые магистрауказателис рекомендуемыми при благоприятных дорожных и погодных условиях скоростями движения. Специальные наблюдения и опрос водителей показали, что около 2/3 из них признают целесообразность таких рекомендаций и стараются выдерживать эти скорости. ФРГ. По опубликованным здесь статистическим данным, в различных дорожнот ранспортных происшествиях фронтальные столкновения автомобилей составляют 61%, боковые столкновения — 29%, наезды сзади — 5%, опрокидывания — 5%. ШВЕЦИЯ. Полиция предпринимает усилия, чтобы преградить пьяницам путь на магистрали. Во всех полицейских автомобилях имеются газоанализаторы, при помощи которых у водителей берутся пробы «на выдох». При положительнойреакции задержанного отправляют на анализ крови. За один год полиция прямо на дорогах проверила более 270 тысяч водителей. Проба проводилась также при любом дорожно-транспортном происшествии и грубом нарушении правил движения. Как показали итоги лабораторных исследований, 35 водителей из тысячи находились за рулем в нетрезвом состоянии. ШВЕЦИЯ. Большой популярностью пользуются у туристов прицепы-домики к автомобилям — «караваны». Их продано уже 100 тысяч (парк легковых автомобилей в стране — 2,5 млн.). Многие фирмы по прокату автомобилей «переквалифицировались» на прицепы. С ростом спроса растут и цены. Прошлым летом прокат одного «каравана» стоил от 300 до 750 крон в неделю (56—126 рублей). 25