ознаменование самого большого нашего праздника передовики производства, целые коллективы принимают высокие обязательства, встречные планы. На всей огромной территории Советской страны кипит ударный труд. По традиции в юбилейные годы мы подводим итоги прожитому и свершенному, стремимся с сегодняшних высот еще раз осмыслить пройденный путь. Многие тысячи людей избирают для этого такую интересную и полезную форму познания, к актуризм , используя отпускное время. Особенно большие возможности у тех, нто «на колесах». Но и они не безграничны. Поэтому сразу же встает вопрос: куда ехать, что смотреть? Как и всегда перед началом туристского сезона, «За рулем» начинает публиковать в помощь моторизованным путешественникам карты-схемы маршрутов с подробными комментариями.ВЭто о Вологодской области, бывшей провинции царской России писал В. И. Ленин вскоре после революции: «Посмотрите на карту РСФСР. К северу от Вологды... идут необъятнейшие пространства, н акоторыхуместилисьбы десятки громадных культурных государств. И на всех этих пространствахцаритпатриархальщина , полудикость исамаянастоящая дикость». Неузнаваемо изм енились эти места за годы Советской власти. Выросли высокомеханизирован ­ ные предприятиялесной промышленности, с озданыновые отрасли — лесохимия, черная металлургия, освоены производство шарикоподшипников , речное судостроение. В сельскомхозяйстве успешно развиваются высокопродуктивное животноводство и льноводство. Незабываемая красота северной природы, х войные леса, голубая россыпь озерс обилием рыбы , чудесные белые ночи — все это ожидает туристов, выб равших «вологодский» м аршрут . Путеш ествовать по нему лучше всего в июне — августе. Начнем с самой Вологды — центра области. Следует остановитьсяна несколько дней для осмотра этого старинного самобытного города, ровесника Москвы. К услугам туристов в нем три гостиницы: «Северная», «Вологда», «Октябрь» и турбаза . В глубь веков уходит история Вологды. На протяжении многих столетий город играл большую роль в хозяйственном освоении севера России. В XVI—XVII веках это важный пункт наторговых путях из центральных районов на Север, Урал, Сибирь. Р оль Вологды еще более усилилась после установления торговых связейРоссиисЗападной Европой через Архангельск. В это время в городе строятсямощная крепость, х рамы , богатые монастырские здания, п ышные купеческие особняки. Вологда превратил асьв один из крупнейших русских городов, став центром губернии. Но в XVIII—XIX веках ее значениекак торгового пункта резко падает. И промышленность предреволюционной Вологды была представлена лишь небольшими предприятиями типа винокуренных. свечных, маслобойных и кожевенных заводов. Какой же мы видим Вологду внаши дни? Это — а дминистративный , промышл енныйикультурный центр области с населением свыше 200 тысяч человек. Это город металлообработки и машинос троения . п ищевойитекстильной пром ышленности . Недавно вступил в строй крупный завод по выпуску шарикоподш ипников . Местный льнокомбинат — один за крупнейшихв Советском Союзе. Не только внашей стране, но и далеко за ее пределами славятся изделия вологодских кружевниц , о тличающиеся тонким, и зящнымивыразительным рисунком. В Вологде три вуза, два театра, фил армония . Б ольшойпопулярностью пользуются картинная галерея, краеведческий музей, музей древнерусской живописи свеликолепным собранием прои зведений самобытного северного письма. Город очень вырос иблагоустроилсяза последние десятилетия, реконструир ованы его центральные площади, озел енены улицы. Вологда богата памятниками архитектуры. Интересно познакомитьсяс комплексом сооружений Кремля (XVI—XVII век?); среди нихсамаядревняя постройка города — в еличественный суровый Софийский собор. В ыразительны архие рейскиепалаты XVIII века, выполненные в стиле барокко . Весь комплекс Архиерейского двора очень живописен своей разностильностью . Незабываемое впечатление оставляет осмотр Спасо-Прилуцкого монастыря , в прошлом одного изкрупнейшихна севере, п редставляющего собой великолепный, редкий по своей целостности, архит ектурныйансамбль . Построенный в XVI веке в излучине реки Вологды, с мощн ымивысокимикаменнымистенами , он был важной крепостью, з ащищавшей город с севера. В старинных районах Вологды — Верхний иНижний посады, в Заречье вы встретите памятники архитектуры XVII—XIX веков. В городе сохранилосьтакже много деревянныхжилых домов XVIII—XIX веков, в большинстве украшенных великолепными резными орнаментами. Очень колоритныикаменные особняки того же периода, представляющие самые различные архитектурные стили или их затейливыесмешения . С Вологдой связано имя сестры В. И. Л енина Марии Ильиничны Ульяновой. В доме, где она жила во время ссылки (1912—1914 гг.), с ейчас музей. Из центра области направляемся на северо-запад. Через 15 километров встречается поселок Молочное, з десьвнимание привлечет памятник-обелиск 94 вологжанам, погибшим во время Великой Отечественной войны. А неподал еку от поселка находится деревня Раскопино, где до настоящего времени сохранилсябревенчатый дом крестьяни ­ на П. А. Кукушкина, в котором летом 1914 года жила Мария Ильинична Ульянова сматерью Марией Александровной. Еще 15 километров пути — и мы въезж аемвстаринноесело Кубенское, и з ­ д авна известное тонким искусством круж евниц . Здесь обращает на себя внимание бюст дважды Героя Советского Союз а летчика-истребителя А. Ф. Клубова, уроженца села. Отсюда на протяжении 60 километровтянетсясправа вдоль дороги, по которой продолжается наш маршрут , о зеро Кубенское, в ходящеев Северодвинскую водную систему. Ширина этого озера достигает 7километров . По его берегам достаточно живописных мест для остановок и отдыха. Село Делялево, которое мыпроезжаем , известно тем, что здесь родился авиаконструктортрижды Герой Социалистического Труда лауреат Ленинской и Государственных премий академик С. В. И льюшин . За селом Делялевыммыпрощаемсяс Кубенским озером и, п роехав 45 километров, попадаем в небольшой уютный городок Кириллов. Остановимся для осмотра всемирно известного и крупнейшего на севере архитектурного анс амбля бывшего Кирилло-Белозерского монастыря . Его сказочные ПОСТРОЙКИ как бы встают из глубины вод Сиверского озера. Монастырь был основан еще в конце XIV века, его монументальные стены (они толще стен Московского Кремля), с торожевыебашнис бойницами свидетельствуюто том, что он был грозной крепостью, в ажным укрепленным пунктом на севере Русского государства. В 1612 —1613 гг. здесь были разбитыотряды польско-литовских инт ервентов . Б огатыеэкспозиции местного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника рассказывают об экономике , быте икультурекрая на протяжении веков, з накомятс произведениями старинной северной живописи, с художественной резьбой по дереву, ч еканкой , д ревнимирукописями . В окрестностях живописных мест, Кириллова немало богатых грибами ия годами . Одно из них — в районе села и пристани на Волго-Валтийском водном пути имени В. И. Л енина — Горицы. З десь можно осмотретьпамятник архит ектуры XVI века — б ывший Горицкий монастырь. Из Кириллова следует съездитьв село Ферапонтово, с тоящеена берегу Вородаевского озера . Оно славится архитект урнымипамятниками бывшего Ферапонтова монастыря . Его собор Рождества Богородицы (конец XV века) и звестен росписями выдающегосяживописца того времени Дионисия. Рядом с селом возвышаетсяпоросшаязеленью Ципина гора, с амаявысокаяв округе, одно изкрасивейших мест этого района. Из Кириллова наш путь лежит встаринный город Белозерск , он ровесн ик Новгорода. У села Вогнема на пароме переправляемсячерез Волго-Балт, и вскорепереднами блеснет спокойная гладь Белого озера . Б елозерск стоит на его южном берегу, в летописях он вперв ыеупоминается под 862 годом. З десьсохранилисьинтересныепамятники прошлого: з емляныевалы XV века, Успенс кая церковь-крепость XVI века, СпасоП реображенский собор XVII века, трехп ролетныйарочный мост через ров у Кремля (XVIII век) и другие. С открытием в 1964 году Волго-Балтийского водного пути Белозерск стал портом пяти морей. В этом районе развиталесная пром ышленность , судоремонтное дело, широко известен рыбозавод. От Белозерска едем на юг Вологодской области, в Череповец, к оторый располож енна правом берегу рекиШексны при впаденииеевРыбинское водохранилище. П одъезжаяк городу, видим многочисленные заводские трубы, а журные конструкции доменных печей, сполохи огней над коксовымибатареями , к вар ­ т алымногоэтажных домов. Все это — новый, с оциалистический Череповец. До революции это был уездный городишко, с читавшийсячутьли не символом захол устья . Вот какуюхарактеристику дает ему путеводитель того времени : «Город имеет пятьцерквей , н есколькоучебных заведений, о кружной суд. з емскую больн ицуна 38 кроватей, з авод земледельчес ких орудий имашин (175 рабочих). В торговом ипромышленном отношении значения не имеет». За советские годы Череповец превратился в крупный промышленный центр. В 1955 году здесь вступил встрой металлургический завод, к оторый часто называют Северной Магниткой, — основная металлургическая база европейского Сепера. Позднее при заводе создано коксохимическое производство, построена крупная теплоэлектроц ентраль . В городе вырослии другие предприятия: заводы сталепрокатный, азотно-туковый. После реконструкции Волго-Балтийского водного пути Чер еповец стал большим портом, с вязан ­ н ымрегулярнымирейсамис Москвой, Ленинградом, городами Поволжья и европейского Севера. Изменился, р азроссясам город. Сейчас в его центре — о бширная площадь Металлургов иприлегающийк ней Комс омольскийсквер , от площади расходятся широкие проспекты, застроенные кварталами благоустроенных многоэтажн ыхжилых домов. Он стал значительным культурным центром: педагогический институт, филиал политехнического института, нес колько техникумов. Интересен краеведческий музей, в составе которого есть художественный отдел, где наряду с другими произведениямипредставлены работы уроженцаЧереповца художникаб аталиста В. В. В ерещагина . Его именемназвана одна изцентральных улиц города, на ней художнику установлен памятник. Из Череповцавозвращаемсяв начальный пункт путешествия — Вологду, замкнув, т аким образом, кольцо протяжен ­ ностью более 400 километров . Наиболее значительнымнаселенным пунктом на этом последнем отрезке пути будет поселок Шексна, близ которого мы ещераз переправимся через Волго-Балтийский водный путь. В. ПЕУНОВ. сотрудник Центрального совета по туризму иэкскурсиям Навстречу 60-летию ОктябряПО ВОЛОГОДСКОЙ ЗЕМЛЕВОЛОГДАШавтозаправочные станции станции технического обслуживания турбазы гостиницы -оТархитектурные музеи памятники (^ д2. «За рулем» № 49