Победители первой зимней Спарта киады Март Мягар (вверху) и Виктор Черников.Велика все-таки сила привычни. Вот уже много лет мы видим на трассах мотокросса соперничество гонщиков из команд «большой четверки» — Российской Федерации, У краины , Москвы и Ленинграда. Они давно признаны «законодателями мод» в этом виде спорта, они составляют костяк сборных коллективов страны. И если вдруг не их борьба за первые места становится лейтмотивом соревнования, невольно ловишь себя на мысли, что все происходящее не более чем случайность, что вот-вот лидеры пок ажут наконец себя в привычном блеске. В этом смысле финал первой Всесоюзной зимней спартакиады по мотонроссу, посвященной 50-летию ДОСААФ, принес столько неожиданностей, что их хватило бы с лихвой на несколько сезонов. В самом деле, посмотрите на результаты соревнований: не правда ли, больше половины фамилий еще не встречалось в списках призеров всесоюзных стартов? Л ишь пятеро — П. Рулев, В. Гринберге, В. Овчинников, В. М ешалкини В. Корнеев известны любителям мотоспорта по прежним успешным выступлениям. ТаК что же произошло на снежной трассе кросса, проложенной по территории аэродрома клуба имени В. П. Чкалова в Москве? Еще до того момента, когда около пятидесяти участников на мотоциклах класса 250 емз выехали к старту, мало кто сомневался, что борьба за первенство развернется между неоднократными чемпионами страны ленинградцами Г. Моисеевым, П. Рулевым, киевлянами В. Овчинниковым, В. Кавиновым и москвичами А. Овчинниковым и В. Арбековым. Но началась гонка — и сразу пришлось листать списки участников, чтобы узнать фамилии смельчаков, ушедших вперед от основной массы спортсменов. Мягар, Руденко, Ячкуринский... Все же через четыре круга Кавинов стал лидером заезда. А спустя еще три он вынужден был обратиться за помощью н механику — спустила шина. Мягар вновь впереди. Ехал он спокойно, вроде бы даже не быстро. Однако, к ан ни странно, разрыв между ним и пытавшимисяПОСВЯЩЕНИЕ В ЧЕМПИОНЫдостать лидера Гринбергсом, Рулевым, Овчинниковым, Моисеевым упорно не уменьшался. В такой драматической борьбе и состоялось посвящение в чемпионы. Победителю зимней Спартакиады Марту Мягару 22 года, он работает слесарем в отделении «Сельхозтехника» в эстонском городе Кохтла-Ярве и выступает за сельское спортивное общество «йыуд», до приезда в Москву выиграл республиканское первенство. Аналогично развивались события в классе 500 смз. Здесь тоже большая груп ­ па опытных спортсменов, возглавляемых прошлогодним чемпионом страны ленинградцем В. Худяковым, пыталась доказать свое право на победу. Но все напрасно, потому что гонка вылилась фактически в дуэль между львовянином В. Черниковым и представителем Казахстана А. Степановым. После финиша опять пришлось знакомиться: ведь ни тот, ни другой в этой кубатуре машин не добивался побед на всесоюзной арене. Виктора Черникова, чемпиона Спартакиады, новичком в мотоспорте не назовешь — ему 27 лет, на его счету уже четыре победы в республиканских первенствах, а однажды (было это в 1971 году) он стал третьим призером чемпионата страны в классе 350 смз. Сейчас защищает цвета Львовского СКА. На два года моложе своего соперника Анатолий Степанов. Сначала пробовал силы вкартинге , затем пересел на мотоцикл. Сейчас он тренер спортивно-технического клуба первичной организации ДОСААФ треста «Казметаллспецстрой» в городе Темиртау. Насколько помнится, еще ни разу представитель Казахстана не входил в призовую тройку на всесоюзных соревнованиях в классе «500». Что ж , к ак говорится, лиха беда начало. Наверное, этот финал еще долго будут вспоминать специалисты мотоспорта, все. кто наблюдал интереснейшую борьбу на трассе аэродрома. Причина все та же — у ж очень непривычным оказался сюжет соревновании, хотя здесь есть свои объяснения. Зимний кросс, конечно, отличается от летнего, в нем иная техника езды, свои секреты подготовни машины. Хотя, впрочем, ни Моисееву, н и Кавинову, ни другим членам сборной команды нельзя сделать скидку на недостаток опыта выступлений на снежных трассах. На результаты повлиял, безусловно, и регламент финальных соревнований — для каждой кубатуры мотоциклов давался лишь один заезд протяженностью в шестьдесят минут плюс два нруга. Т аким образом, любая случайность оказывалась непоправимой. Все это верно ив какой-то мере объясняет обилие сюрпризов. Но главное, думается, не в этом. Обратите внимание: М. М ягар , А. Степанов и многие другие, у спешно выступившие в финале, — представители низовых коллективов. И сам по себе напрашивается вывод — отличились те, кто не терял времени зря с самого начала Спартакиады, когда проходили старты в первичных организациях, районах и городах. А это уже закономерность. Это означает, что первейшая цель Спартакиады — привлечение к военно-техничесному спорту широких масс молодежи, поиск новых талантов — выполнена. И можно быть уверенным, что примеру неизвестных еще вчера кроссменов, а сегодня лауреатов всесоюзного финала последуют другие — будущие чемпионы мотоциклетных трасс. Б. ЛОГИНОВРезультаты соревнованийЛичный зачет . Класс 250 смЗ: 1. м . Мягар (Эстонская ССР); 2. В. Гринберге (Латвийская ССР); 3. П. Р улев (Ленинград); 4. В. Овчинников; 5. В. Р уденко (оба — У краинская ССР); 6. В. Ячкуринский (Казахская ССР). Класс 500 смЗ; 1. В. Ч ерников (Украинская ССР); 2. А. Степанов (Казахская СССР); 3. В. Мешалкин (Москва); 4. В. Корнеев: 5. А. Юровских (оба — РСФСР); 6. Я. Рохула (Эстонская ССР). Командный зачет: 1. У краинская ССР; 2. Ленинград: 3. Эстонская ССР; 4. Латвийская ССР; 5. К азахская ССР; 6. РСФСР.18