uЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29интервал минимум 1,5 метра. Прибавьте к этому габариты обгоняемого и обгоняющего автомобилей (в среднем по 2 метра). Получится, что для выполнения обгона на обычной двухполосной дороге требуется практически вся ширина проезжей части. Во сколько рядов могут располагаться на полосе движения транспортные средства! А может быть слова «одна полоса» надо понимать как один ряд!СКОРОСТЬ И МАНЕВРНа вопросы читателей по Правилам дорожного движения отвечает начальник отдела ВНИИ БД М. АфанасьевВ числе факторов, которые обязан учитывать водитель при выборе скорости, на первом месте стоит интенсивность движения. Что здесь водитель должен принимать во внимание и как действовать} В нынешних условиях водители, как правило, движутся по дорогам не в одиночку, а в потоках транспорта. Важнейшей же характеристикой транспортного потока является интенсивность движения. Она берется в расчет при проектировании дорог, от нее зависит применение той или иной схемы организации движения, она влияет и на выбор режима езды отдельными водителями. Вообще-то интенсивность движения измеряется количеством транспортных средств, проходящих через данный створ дороги в единицу времени (в сутки, час, минуту). Но водители, понятно, оценивают ее субъективно — по тому, насколько заполнена проезжая часть дороги транспортными средствами, с какими дистанциями и интервалами они движутся, как часто происходят обгоны и т. д. Известно, что наиболее безопасной является скорость, равная средней скорости транспортного потока или во всяком случае близкая к ней. Подсчитано, например, что если скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/час, то вероятность быть вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие для водителя этого автомобиля возрастает почти в 10 раз. Отсюда мораль: в условиях интенсивного движения чем меньше отличается ваша скорость от той, что сложилась на данном участке дороги, тем лучше. За интенсивностью движения надо следить постоянно и реагировать на изменение обстановки снижением скорости или ускорением темпа, стараясь всегда сохранить безопасную дистанцию. Во всех ли населенных пунктах максимальная скорость движения не может превышать 60 км/час! В общем случае 60 км/час являются предельной скоростью движения во всех населенных пунктах, в городе, поселке, 22 селе. Повышен этот предел может быть только на отдельных участках дорог. Каких? Во-первых, на тех, где установлены дорожные знаки 2.20 «Ограничение скорости» с соответствующими цифровыми обозначениями. Во-вторых, на дорогах, где населенный пункт, через который они проходят, обозначен голубым, а не белым указателем. В этом случае можно принять в качестве максимальной скорость 70 или 90 км/час, если, конечно, у вас нет более жестких ограничений, связанных с видом транспортного средства или водительским стажем. Не забудем также, что для водителей автокранов, самоходных машин и механизмов как в населенных пунктах, так и на остальных дорогах предельной является скорость 50 км/час. Дистанцию, то есть расстояние до движущегося впереди транспортного средства, выбирают с учетом скорости. А интервал! Безопасная дистанция необходима, чтобы не столкнуться с движущимся впереди транспортным средством, когда оно начнет тормозить. При сухой проезжей части и приблизительно равных тормозных возможностях машин достаточно держаться от едущего впереди на расстоянии, равном в метрах половине цифровой величины скорости движения управляемого вами автомобиля. Это соотношение большинству водителей известно. Интервал, то есть расстояние между движущимися на параллельных курсах в попутном или встречном направлении, также зависит от скорости. В принципе, чем выше скорость — тем большим должен быть и интервал. Однако в реальных условиях движения величина интервала определяется и шириной полосы, на которой находится транспортное средство, и общей шириной проезжей части дороги. Если они не позволяют увеличить интервал, а тем более если вынуждают уменьшить его, надо снижать скорость. М ожно подсчитать, что при обгоне, скажем, на скорости 90 км/час автомобиля, который движется со скоростью 70 км/час, требуется безопасныйКонечно, полоса движения и ряд движения — не одно и то же. Правила понимают под полосой движения участок проезжей части, имеющий ширину, достаточную для движения нерельсовых транспортных средств (кроме двухколесных) в один ряд. Так как по действующим строительным нормам полосы движения создаются от 3 до 3,75 метра шириной, то автомобили на них только в один ряд и расположатся. Мотоциклисты же сумеют по полосе проехать в два-три ряда, что не будет нарушением правил. Конечно, линии разметки могут «нарезать» на проезжей части полосы любой ширины, в том числе такой, когда на одной и водители автомобилей в состоянии будут держаться в два ряда. Мы сталкиваемся с этим, скажем, на магистралях с интенсивным движением троллейбусов и автобусов по первой к тротуару полосе. Она иной раз достигает 4,5—5 метров ширины. Естественно, что требовать здесь выстраиваться в один ряд — значит искусственно сдерживать движение, снижать пропускную способность дороги. Что называется «перестроением» — изменение места на полосе или смена полос в процессе движения} Перестроением называется любое изменение места на полосе движения, то есть даже переход из ряда в ряд в пределах одной полосы, вызванный объездом каких-то препятствий на пути, необходимостью занять исходное положение перед маневром и т. п. Какой из этого следует вывод? Подавать предупредительные сигналы надо при любом изменении положения на проезжей части, а не только тогда, когда водитель меняет полосу движения. Когда встречный разъезд затруднен препятствием, преимущество на стороне водителя, движущегося по свободной полосе. Есть ли ситуации, где этот принцип не применяется! Это правило не действует, во-первых, на горных дорогах и участках, где установлены знаки 1.12 «Крутой спуск». Здесь надо уступать дорогу тому, кто движется на подъем. Ведь такому водителю в случае остановки тронуться с места значительно труднее, особенно на мокрой или скользкой дороге. Во-вторых, по-иному может осуществляться встречный разъезд, когда движение на суженном участке дороги регулируется дорожными знаками 2,24 «Преимущество в движении встречных транспортных средств» и 4.7 «Преимущество в движении перед встречными транспортными средствами». Тут водители должны руководствоваться уже предписаниями знаков.