Охрана воздушной среды — важнейшая проблема нашего времени. С ростом городов, с развитием индустрии и транспорта она приобретает все более острый характер: увеличиваются вредные выбросы в атмосферу. Борьба с ее загрязнением ведется сегодня разными средствами. С одной стороны, вводятся меры, регламентирующие выброс вредных веществ, с другой — изыскиваются пути их обезвреживания. Внимание автомобилестроителей уже не впервые привлекают горючие газы, в частности сжиженные пропано-бутановые фракции природного и нефтяного происхождения. Это высокооктановое, стабильное по составу моторное топливо хорошо смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам двигателя, способствуя более полному сгоранию рабочей смеси. Суммарный выброс токсичных веществ у автомобиля, действующего на сжиженном газе, значительно меньше, чем при работе на бензине. На этом не кончаются преимущества газового топлива. Газо-воздушная смесь не знает капельного состояния, поэтому смазка не смывается ею с рабочих поверхностей поршней и зеркала цилиндров, и межремонтный пробег двигателя может быть увеличен в 1,3—1,5 раза. По той же причине не разжижается смазка в картере двигателя и дольше служит само масло. Отличительная особенность газобаллонных автомобилей: горючие газы сжижаются под некоторым давлением. Так что вся специальная аппаратура находится под избыточным давлением, которое зависит от окружающей температуры, но не превышает 16 кг/см 2 . Аппаратура состоит из сосуда (баллона для сжиженного газа) и соответствующей редуцирующе-испарительной системы, которая превращает жидкость в паровую фазу и понижает давление. Далее, в смесительном устройстве пар смешиваетсяс воздухом и оттуда поступает в цилиндры. Для горьковского автомобильного завода идея использования горючих газов в качестве автомобильного топлива не нова. Весь внутризаводской автотранспорт в годы войны эксплуатировался здесь на сжиженных пропано-бутановых газах. Д о 1961 года выпускалась модель ГАЗ—51 Ж, где буква «Ж» означала, что машина использует в качестве топлива жидкий газ. В 'последнее время завод наладил производство газобаллонных грузовиков ГАЗ—53-07 с восьмицилиндровым двигатьлем и ГАЗ—52-07 с шестицилиндровым. Это означает, что основные модели ГАЗ можно эксплуатировать на горючих газах. Новые газобаллонные грузовики предназначены для крупных городов. Внешне они ничем не отличаются от базовых, параметры их сохранены полностью. Дополнительное оборудование размещается под капотом. Оно унифицировано и подходит для всех грузовиков и автобусов с шести- и восьмицилиндровыми двигателями ГАЗ и ЗМЗ. Схема установки газовой аппаратуры на автомобиле ГАЗ—53-07 приведена на рисунке. Регулировочные режимы редуктора и газосмесительные устройства могут быть изменены в зависимости от конструктивной схемы, избранной для перехода с бензина на газ. Известно, что при замене жидкого топлива газообразным неизбежно некоторое снижение мощности, поскольку у газо-воздушной смеси теплота сгорания и плотность ниже, чем у газо-бензиновой. Такое снижение можно компенсировать повышением степени сжатия. В то же время ее чрезмерное повышение делает невозможной работу двигателя на бензине. А именно это обстоятельство представляется важным в эксплуатации. Автомобиль должен иметь возможность при необходимости работать (хотя бы кратковременно) на бензине. Поэтому, в частности, ТАЗ—53-07оснащен (как видно из рисунка) в дополнение к газовой аппаратуре небольшим бензобаком 8и карбюратором 6. В газовом двигателе сжиженный газ из баллона 3 поступает в испаритель 10, где переходит из жидкого состояния в газообразное. В двухступенчатом редукторе 9 давление газа снижается. Кроме того, редуктор регулирует автоматически, в зависимости от нагрузки двигателя и числа оборотов, количество газа, поступающего в смеситель 5, где приготовляется газо-воздушная смесь. К сожалению, пока наша промышленность еще не располагает необходимой номенклатурой газовой аппаратуры. Нет, например, аппаратуры для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков. Созданная еще в сороковых годах унифицированная газовая аппаратура не удовлетворяет современным требованиям по габаритам, она состоит из большого количества узлов и, как следствие, соединений, дающих утечку. А сейчас нужна компактная, малогабаритная аппаратура, которую можно было бы использовать и на автобусах, специализированных автомобилях рижского, ереванского, ульяновского и других наших автозаводов. Решающее значение для широкого внедрения автомобилей, работающих на газовом топливе, имеет сооружение специальных газонаполнительных станций. В крупных городах получил очень широкое развитие и таксомоторный транспорт. Поэтому наш завод готовит производство автомобиля ГАЗ—24-07 модификации «такси», работающего на сжиженном газе. Как показали приемочные испытания, эта машина при широком внедрении ее в таксомоторных парках поможет значительно сократить выброс токсичных веществ в атмосферу. Ю. МАЕВ, начальник КБ газобаллонных автомобилей ГАЗа г. Горький