СПРАВОЧНАЯ СЛЫЖБАЧТО ТАКОЕ «ДЖИП»«Я связываю слово «джип» с автомобилями типа «Виллис», — пишет водитель В. рмирнов из Горького, — но мне не совсем ясно, можно ли так называть все легковые автомобили повышенной проходимости». Легковые машины повышенной проходимости с приводом на все четыре колеса (то есть с колесной формулой 4x4) составляют отдельную категорию автомобилей, специально предназначенных для эксплуатации на грунтовых, проселочных дорогах. Джипами (происхождение этого термина объяснено в журнале — «За рулем», 1975, № 8, стр. 34) н азывали главным образом модели супрощеннымоткрытым кузовом и рамой. Однако в пятидесятые годы появились конструкции таких машин с несущими кузовами («ФИАТ-компаньола») и дажесзакрытыми цельнометаллическими кузовами («Виллис-коммандо»), которые, по существу, должны были тоже именоваться джипами. Если идти дальше, то разновидность обычного легкового автомобиля, оснащенного дополнительно к заднему приводом и на передние колеса (например. «Москвич—410» или «Субару-леоне-ФВД»), тоже надо назвать этим именем. В нашем журналемы определяем как джип и автомобиль ВАЗ—2121. Видимо, более точно его можно охарактеризовать как «легковой автомобиль повышенной проходимости с кузовом повышенной комфортабельности». Лаконичнее — «вездеход». Но это и вовсе неточно, пос колькутакая категория машин существует сама по себе. Скорее всего, н адоупросто условиться, к акой термин выбрать. А для этого посмотрим, к ак обстоит дело в других странах. Ф ранцузы такие автомобили называют «ту-террэн» (по-русски — «вседорожный»), и тальянцы именуют их «фуористраде» («внедорожный»), в странах, говорящих на немецком языке, принято слово «гелендеваген» («машина для пересеченной местности»), а там, где принят английский язык , их называют «фоур уил драйв кар» («автомобиль с приводом на четыре колеса»), но чаще всего — все-таки «джип». Это короткое слово, не заключающеев себе никакого технического содержания, получило довольно широкое, интернациональное признание . Точно так же общепризнанные термины «дизель» или «картер» (имена собственные), «карт» (по-русски — «тележка») или «багги» (по-русски — «блошка») н ашли распространение благодаря краткости и удобству произношения, хотя каждый из них также не нес сколько-нибудь серьезной смысловой нагрузки. Вот почему в наших публикациях мы сочли удобным ипрактичным пользоваться термином «джип», пот которым нами подразумеваются автомобили типа «Виллис». ГАЗ—69. «Москвич—410», ВАЗ—2121 и им подобные.Значком III степени могут быть награждены шоферы , проработавшие в автохозяйстве, на предприятии не меньше трех лет инаездившие 200 тысяч километров; значком II степени. — наездившие 300 тысяч, а I степени — 500 тысяч километров. Для водителей отдельных категорий, н апримерработающихв колхозах и совхозах, в хозяйствах Главлесхоза на вывозе древесины (то есть там, где преобладают короткие ездки по плохим дорогам), требования к километражу снижаются на 25%, но необходимый стаж непрерывной работы увеличивается до 5 лет. -• Приняв решение онаграждении водителя значком III или II степени, админис трацияи профком автотранспортного предприятия (или другого предприятия, учреждения, у которого есть автомобили) обращаются в свою вышестоящую организациюи обком (крайком) соответствующего профсоюза, которые это решение рассматривают и награждают названными значками. Для награждения значком I степени ходатайство предприятия, подтвержденное областными инстанциями, направляется в соответствующие министерство, ведомство и ЦК профсоюза, которым и предоставлено это право. Исходным документом является наградной лист. В него на предприятии вносятся все необходимые данные, основанные на учетных документах. То, что водитель не имел нарушений Правил дорожного движенияи аварий, подтверждается подписью инспектора ГАИ и печатью.СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЗОНА Ленинград. САЦ, 198320. Красное село, Кингисеппское ш., 50; Архангельск. СТО дог, 163002, ул. Нагорная, 30; Вологда. ПСТО-60, 162872, ул. Горького. 101-а; Воркута. СТО дог, 169900, Промышленный район, ул. Гар ажная . 1: Колпино (Ленинградская область). СТО и ПСТО-17, 188630, Саперный пер., 9; Мурманск. СТО дог, 183038. ул. Свердлова. 21; Невель (Псковская область). ПСТО-88, 182510. ул. Ленина. 14; Новгород. СТО и ПСТО-15, 173003. Базовый пер., 6; Петрозаводск. СТО дог, 185000, ул. Новосулажгорская. 20; Псков. СТО, 180000, ул. Советская, 23; С ыктывкар . СТО Дог, 167002. Сысольское ш., пос. Давион: Череповец (Вологодская область). СТО, 162672, Череповецкий район, пос. Нелазское, ул. Карьерная, 3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗОНА Москва. СТО «Северянин», 129347, ул. 10-я линия Красной сосны. 5. Москва. СТО-1 дог, 119146, Комсомольский просп., 27. Москва. Технический центр, СТО дог, 113405. Варшавское ш., 21-й километр (Анино). Воскресенск (Московская область). САЦ, 140200, Новлянский квартал; Воскресенск (Московская область). ПСТО-57, 140000, Нодоленинский район, Химический завод; Рыбное ( Р язанская область). ПСТО-5, 391110, ул. Веселая, 18-6. Чехов (Московская область). САЦ, 142300, Симферопольское ш.; Калуга. СТО, 246610, ул. Суворова. 164; Узловая (Тульская область). СТО. 301790, станция обслуживания «Жигули»; Чехов (Московская область). ПСТО-48, 142300. Московское ш.: Щекино (Тульс кая область). СТО, 301200. ул. Советская, 83. Яхрома (Московская область). САЦ, 141840. ул. Шлюзовая, 1; Дубна (Московская область). ПСТО дог, 141980, ул. Жолио-Кюри, 17-а; Смоленск. СТО дог, 216032. просп. Гагарина. 19-а; Торжок (Калининская область). СТО, Калининское ш., 10. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНАЯ ЗОНА Воронеж. САЦ*, 394018, ул. П ушкин ­ ская, 23; Воронеж. ПСТО-2, 394000. ул. Дорожная. 2, автобаза ОПС; Воронеж. ПСТО-61, 396203, Аннинский район, пос. Анна, ул. Кирова, 9: Воронеж. СТО, 394000, просп. Патриотов; Елец (Липецкая область). ПСТО-22, 399740, ул. 1-я Речная , 34; Железногорск (Курская область). СТО, 307130. Промплощадка. 2. СТО ВАЗа; Курск. СТО, 305022, ул. Станционная. 42, СТО ВАЗа; Липецк. СТО, 398003, ул. Ферросплавная. 18; Мичуринск (Тамбовская область). СТО. 393740, ст. Турмасово, «АвтоВАЗ»; Тамбов. СТО и ПСТО-62, 292008, ул. Льва Толстого, 4; пос. Яковлево (Белгородская область). СТО, 309126, Яковлевский район, ул. Административная, 2. ВОЛГО-ВЯТСКАЯ ЗОНА Горький. САЦ, 603603, ГСП-711. Сормово. ул. Коминтерна, 43; Арзамас (Горьковская область). ПСТО-59, 607220; Владимир. СТО дог, 600022, Московское ш., 5; Горький. ПСТО-35, 603603, ГСП-711. Сормовское ш.; Иваново. СТО ДОГ, 153032, ул. Станкостооителей. 2: Кострома. СТО, 156000. ул. Симановского. 24: Саранск. СТО дог, 430013. Северо-западный район. ЛямСирское ш.; Я рославль . ПСТО-58, 150014, Вспольинское поле, 1. Казань. САЦ*, 420051, Московский районГлазов (Удмуртская АССР). ПСТО-56, 427600; Ижевск. СТО, 426005, ул. Орджоникидзе, 26-6: Йошкар-Ола. СТО дог, 426006. 2-й километр Сепноурского тракта: Казань. ПСТО-55, 420081, пос. Красная Гоока. ул. Приволжская, 32; Казань. СТО, 420000. Советский район, пос. Нагорный; Киров. СТО, 610044, ул. Ломоносова. 33; Киров, СТО дог, 610044. УЛ. Ломоносова. 1: Набережные Челны. СТО, 423530, БСИ; Нижнекамск. СТО, 423554, химический завод; Чебоксары. СТО Дог, 428020, Кан ашское ш. Здесь мы поместили адреса предприятий. расположенных только в четырех зонах. Остальные будут опубликованы в последующих номерах журнала. 15КАК ВОССТАНОВИТЬ КАМЕРУ?Этот вопрос задает москвич Б.Громан, у которого из камеры вырвало обрезиненный вентиль. Восстановить такую камерув домашних условиях можно следующим образом. Место, где оторвался вентиль, глушат вулканизированной заплатой, а взамен прежнего вентиля устанавливают в другом месте цельнометаллический, взятый с отслужившей свой срок камеры . Вентиль надо поместить вкамеру еще до установки заплаты, а затем просверлить сверлом или прожечь в ней раскаленным стержнем (хотя бы гвоздем) отверстие диаметром 6—7 мм ичерез него вывести вентиль наружу. После этого на вентиль надевают шайбу диаметром 20 — 25 мм из прорезиненной ткани — ч ефера , с мазанную резиновым клеем, металлическую гайку вентиля (выпуклой стороной наружу) и, наконец, плотно завертывают гайку вентиля.АВТОЦЕНТРЫ И СТО ВАЗаН аши читатели Т. Мясник из г. Губкина, Л . Турланов из Новочеркасска и многие другие просят сообщить адреса предприятий сервиса, выполняющих обслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ (в том числе гарантийный). Обслуживание и ремонт «жигулей» выполняют все предприятия автосервиса объединения «АвтоВАЗ», а также станции других систем автотехобслуживания, сотрудничающие с Волжским автозаводом на договорных началах. Вся сеть «АвтоВАЗтехобслуживания» разбита на 17 зон. В каждой из них работой станций руководит спецавтоцентр, а внекоторых зонах — несколько центров. Что касается СТО, занимающихся ремонтом на договорных началах, то тут руководство «АвтоВАЗтехобслуживания» р аспространяетсялишь на его собственных представителей. Поэтому в случаях, когда речь идет о работе таких станций, а не представителя сервисной службы ВАЗа. о бращаться следует в организации, которым эти станции подведомственны (министерства автомобильного транспорта республик и другие). Адреса предприятий мы сгруппировали по зонам н расположили в алфавитном порядке (после адреса центра). Для простоты ввели обозначения: спецавтоцентры — САЦ. с тационарныеи перед вижные станции ВАЗа — СТО и ПСТО, «договорные» станции — СТО дог. Звездочкой обозначены спецавтоцентры. которые еще не вступили в строй и выполняют пока только административную ооль в своей зоне. В Москве все предприятия самостоятельны.ЗА РАБОТУ БЕЗ АВАРИЙ«Работаю водителем на фабрике. Много слышал о том, что существует такая шоферская награда — значок «За работу без аварии». Кого им награждают?» — спрашивает В. Сорокин из Стерлитамака. Награждение значком «За работу без аварий» производится с 31 июля 1963 года, когда Совет Министров РСФСР утвердил соответствующее положение. Установлено три степени значка, к награждению которым представляются лучшие водители, длительное время работающие в одном коллективе, не имеющие нарушений транспортной и трудовой дисциплины. 3*