ТАБЕЛЬ О РАНГАХ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СПОРТАНовые классификация и технические требованияАвтомобильный спорт приобретает у нас все больше приверженцев, появляются новые виды соревнований, расширяется их география. Особенно отчетливо проявились эти тенденции в последние годы. Благотворно сказалось здесь и развитие сети спортивно-технических клубов ДОСААФ, и упорядочение системы проведения соревнований, и высокие темпы роста производства автомобилей, что дает возможность систематически пополнять парк спортивной техники. Для обеспечения равных условий участникам на соревнованиях в автомобильном, как ив других видах спорта, существует регламентация технических средств. Недавно ФАС СССР приняла новую классификацию и технические требования. В этой табели о рангах автомобилей, участвующих в соревнованиях, отражены изменения, происшедшие за истекшие годы. Новые шаги в развитии автомобильного спорта, все более активное участие советских спортсменов в международных стартах дали основание при разработке этих документов в полной мере руководствоваться Международным кодексом ФИА. Безусловно, в технических требованиях учтены национальные особенности и перспективы развития автомобильного спорта в нашей стране на ближайшие годы. В восьми разделах, из которых состоят классификация и технические требования, конструкторы, инженеры, механики, тренеры, спортсмены и судьи найдут ответ на все вопросы, возникающие при подготовке автомобилей к соревнованиям. По сравнению с ранее существовавшими в нынешние требования вошел ряд дополнительных глав, в которых более подробно толкуются основные технические положения, пределы разрешенных изменений и переоборудования в автомобилях. Первая глава посвящена международной классификации автомобилей, в том числе для установления рекордов скоростей. Они делятся на категории и группы (категория «А» — автомобили, выпускаемые сериями, «Б» — несерийного производства). Совершенно новой является вторая глава, содержащая перечень автомобилей для чемпионатов СССР, который регламентирует использование в спорте самой распространенной у нас автомобильной техники, выпускаемой отечественной промышленностью. В этой главе четко объясняется, в каких классах и группах разыгрываются чемпионаты страны. В третьей главе, названной «Определения», рассказывается о том, что такое зарегистрированный серийный автомобиль, гоночный, что входит в понятия «минимальное производство», «регистрация», «блок двигателя», «кузов», «колесо» и т. д. В этой же главе определена классификация автомобилей по рабочему объему двигателей (15 классов), объяснен порядок объединения классов, приведены формулы эквивалентности поршневых и специальных двигателей, сказано об использовании аэродинамических устройств на гоночных автомобилях, процессе заправки машины, возможностях и условиях проверки минимального веса. Обстоятельно дается материал в главе «Требования безопасности». Она включает описание устройств, применение которых обязательно во всех скоростных соревнованиях. Это касается дуг безопасности, ремней, систем огнетушения. Наибольшей по объему является глава «Общие требования». Это и естественно. В ней определены параметры различных групп (формул) автомобилей, пределы допускаемых изменений в сравнении с серийным производством или предшествующей группой (формулой). В отличие от ранее действовавших требований, в главу теперь включены все группы и формулы, предусмотренные Кодексом ФИА и участвующие в международных соревнованиях. Шестая глава посвящена гоночным автомобилям формулы «К» (карты). В ней все приведено в соответствие с международными требованиями, многие положения, знакомые по прежним требованиям, здесь изложены более подробно. Седьмая глава посвящена внесенным ФАС СССР на определенные сроки для соревнований внутри страны отступлениям от международных требований. В ней же приводятся требования к автомобилям национальных формул и классов для различных соревнований, как, например, формул «Восток», спортивно-кроссовых автомобилей «багги». В заключительной, восьмой главе говорится о регистрационной карте, которая отражает особенности модели автомобиля, участвующего в соревнованиях. Эти карты помогут техкомиссиям определять соответствие машин техническим требованиям. В небольшой статье нет возможности изложить подробно содержание технических требований, но хотелось бы привести лишь строки, которые относятся к тем случаям, когда изменения, внесенные в автомобиль, превышают допустимые. Если эти изменения или добавления были заявлены участником, то автомобиль может быть допущен к соревнованиям в одной из других групп, условиям которой он соответствует. При намеренной дезинформации спортсмен подлежит дисквалификации. Это послужит серьезным предостережением тем, кто не прочь за счет нарушения технических требований обеспечить себе успех на соревнованиях. А такие случаи, хотя и единичные, к сожалению, имели место. Конеч19