УЧИТЬ ПО - НОВОМУО том, как преподаватели смоленской объединенной технической школы ДОСААФ, награжденной переходящим Красным знаменем Военного совета МВО, стремятся улучшать качественные показатели в своей работеЛенивое январское солнце нехотя поднималось над Смоленском, чуть угадываясь за крышами домов. Зима в городе выдалась снежная, и пока наш «жигуленок» катил от вокзала к объединенной технической школе ДОСААФ , в голове настойчиво вертелось: «По Смоленской дороге снега, снега, снега...» Сугробы, вспаханные автомобильными колесами, тянулись и по проезду, ведущему к школе, то и дело встряхивая нас на своей белой спине. Словно извиняясь перед гостем за это неудобство, водитель сказал мне: — Бульдозер бы нам — дорогу расчистить. Да пока все обещают. А ведь у нас еще автодром за городом. Там без него в такую зиму совсем трудно... Вот и школа. Напротив трехэтажного здания — шеренга гаражей. Из окна кабинета начальника школы Владимира Григорьевича Бочкова хорошо виден двор, где идет утренняя поверка курсантов. Потом коридоры наполняются шумом голосов, который быстро стихает: начинаются занятия. — Знаете, — говорит Бочков, — когда в 1972 году построили это здание, оно казалось очень просторным. А сейчас уже тесновато. Новые требования к подготовке водителей — это и целая программа новых дел. Вот приобрели тренажер — нужно специальное помещение для него, получаем автомобилинеобходимы дополнительные гаражи, стало больше иногородних курсантов — надо переводить столовую на трехсменное питание. И так далее. И так далее. И в классах сейчас только с одними наглядными пособиями да стендами далеко не уйдешь. Покупаем киноустановки, магнитофоны, монтируем ЛЭТИ. Качество обучения, на что нас еще и еще раз нацеливают решения VIII съезда оборонного Общества, — это в значительной мере техническое оснащение, если хотите, обеспечение каждого занятия. Так начался наш разговор о том, что привело меня в Смоленск, — об эффективности, качестве подготовки будущих воинов-водителей. Слушая начальника школы, я пытался представить себе, как используются технические новинки, как сами педагоги приноравливаются к ним, психологически перестраиваются. Словно прочитав мои мысли, Бочков продолжал: — Конечно, приобрести новое — это лишь полдела. Важно, чтобы оно постоянно находилось в действии. Для этого надо пополнять знания преподавателям, мастерам, иногда просто заново учиться, менять методику. Не все мы можем своими силами одолеть. Простой пример. В ряде наших классов вы увидите магнитофоны — записываем на пленку наиболее глубокие, интересные лекции по разным дисциплинам: устройству автомобиля, правилам дорожного движения... Но почему бы не выпускать магнитные записи централизованно, как учебные киноленты? Уверен, все школы покупали бы их охотно. Примеры можно продолжить. Хотя Владимир Григорьевич скромно говорил о внедрении технических средств обучения, о рационализаторах школы, чьими золотыми руками многое обновляется, совершенствуется в классах, из его слов нельзя было не уловить ту мысль, что именно применение нового, передового положительно сказалось на показателях школы. Средний балл третий год держится на уровне 4,74,8; сдача экзаменов в ГАИ с первого раза — 98 процентов. По результатам 1975—1976 учебного года ей присуждено переходящее Красное знамя Военного совета ордена Ленина Московского военного округа, которое ранее находилось у коллектива тульской автошколы. Идем с Бочковым по просторным вестибюлям, знакомимся с ленинской комнатой, методическим кабинетом, классами. Бросается в глаза, с каким вкусом и умением сделана наглядная агитация. Тематические стенды, витрины знакомят ис историей наших Вооруженных Сил, и с развитием автомобилестроения, и с передовыми людьми — фотографии лучших преподавателей и курсантов помещены рядом с социалистическими обязательствами и итогами их выполнения. Беседа сама собой переключается на тех, кто делает добрые дела. — Начало начал, конечно, люди, — продолжает Владимир Григорьевич. — Их знания, отношение к делу. У нас работают опытные преподаватели со сред-...Улучшать руководство учебными организациями ДОСААФ, совершенствовать методику преподавания, шире внедрять в учебный процесс прогрессивные методы и технические средства обучения, умело использовать для этого научные рекомендации и передовой опыт, добиваться единства обучения и воспитания. Особое внимание обращать на уровень практической выучки специалистов. Из резолюции VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ••За наши Советскую Родину!За рулем4 • Апрель • 1977Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаним и высшим специальным образованием. (У самого Бочкова, офицера запаса, за плечами военная академия, большой стаж работы в училище.) Есть и молодежь. Скажем, Василий Иванович Липатов был у нас мастером производственного обучения, окончил техникум, сейчас учится в институте и преподает в школе. Может быть, опыта ему пока не хватает, но свою первую группу он выпустил со средним баллом 4,6. Совсем неплохо для молодого педагога. Среди мастеров тоже все больше специалистов со средним специальным — сегодня оно уже обязательное условие, чтобы поступить на работу в школу. Тон в учебных делах задают мастера-ветераны, отдавшие обучению курсантов по 10—15 лет. Один из них, Борис Мартынович Михайлов, в прошлом году был награжден орденом «Знак почета» за заслуги в подготовке водительских кадров. Многое, если не главное, зависит от того, кому доверена преподавательская кафедра, кто ведет занятия в лаборатории, сидит рядом с курсантом в кабине учебного автомобиля. Коллектив смоленской школы, его традиции складывались десятилетиями. Но, как уже отмечалось, новшества в учебной практике потребовали перестройки, известной ломки. Теперь уже многое позади. И смоленской образцовой, как одной из лучших школ в стране, доверено экспериментально вести подготовку водителей 3-го класса по новой, укороченной (550 часов) программе. Разумеется, учебный процесс стал более напряженным, имеет существенные методические особенности. Опыт Смоленска (и Житомира, где тоже идет такой эксперимент) со временем станет достоянием всех автошкол ДОСААФ . Каковы первые результаты? Об этом мы говорили с заместителем начальника школы Анатолием Михайловичем Щер ­ биной. — Новая программа — это прежде всего новая методика преподавания. Сокращение учебных часов ни в коей мере не должно отрицательно отразиться на усвоении материала, а значит, каждый урок должен стать более насыщенным. — Анатолий Михайлович кладет на стол несколько рукописей. — Вот методические разработки, подготовленные в последнее время нашими педагогами. Среди них есть очень интересные. Взгляните вот на эту: «Психофизические основы вождения автомобиля». Ее авторВиктор Георгиевич Фомичев. Важная тема, и написано отлично. Разработкой заинтересовались в ЦК ДОСААФ . Не исключено, что после некоторых дополнений и уточнений она будет рекомендована для других школ. Вы понимаете, что повышать качество учебного процесса невозможно, варясь, как говорят, в собственном соку. Нужен обмен опытом. Тут нам очень помогают учебно-методические сборы, которые проводят и обком и Центральный комитет ДОСААФ СССР, поездки к коллегам, их визиты к нам. Обычное дело — педсоветы, инструктажи с преподавателями и мастерами. Но сегодня их «к. п. д.» значительно повысился, потому что идет обкатка новой программы, и у каждого накапливаются свои мысли, впечатления, которыми надо поделиться. И споры иногда бывают довольно горячими: люди болеют за дело. Издавна во всех школах практикуются открытые уроки. Есть, конечно,- они иу нас. Сейчас вот столкнулись мы с такой проблемой: на открытый урок должны прийти преподаватели, чтобы познакомиться с постановкой дела у коллеги. Это значит, придется отменить занятия в их группах. А можно ли? Ведь упущенные часы наверстать трудно, когда вся программа расписана очень жестко. Значит, необходимо найти какую-то иную форму. Подготовленность преподавателей и мастеров, техническая оснащенность школы — главные слагаемые качества обучения. Но есть еще важный в любом учебном процессе аспект: взаимоотношения педагога и ученика. Найти подход к каждому курсанту, узнать его сильные и слабые стороны — значит заложить фундамент успеха. Это не всегда просто, особенно там, где ученик приходит в класс лишь на несколько месяцев, приходит во многом уже сложившимся человеком. Преподаватели смоленской школы обычно знакомство с курсантами начинают с беседы, цель которой узнать: кто он, этот новичок, как живет, чем интересуется, чем занимался. — Я должен знать о них все, — говорит Петр Федорович Гузеев, опытный педагог. — Тогда я могу понять, почему тот или иной курсант отстает. Ленится? Не хватает начальных знаний? Или просто не его это призвание, автомобили? К одному надо в порядке шефства прикрепить кого-то из сильных ребят, с другим построже быть. Между прочим, мы ис родителями связь поддерживаем. Ведь не просто водителя надо подготовить — человека вырастить. Тут дисциплина необходима, тем более что ребятам скоро в армию идти. Занятия в школе начинаются в девять часов утра, но уже в восемь все в классах. Это у нас час самоподготовки. И после занятий, бывает, задерживаемся, особенно перед экзаменами. Не всем, конечно, нравится, не все сразу привыкают к строгости и порядку. Зато как радуешься, когда потом из части приходит письмо со словами «спасибо за науку». Это ведь оценка эффективности нашего труда. Сумели, значит, воспитать будущего солдата... Автошкола — это не только классы и лаборатории. Один из главных шагов на пути к профессии курсант делает, впервые садясь за руль учебного автомобиля. Наверное, на всю жизнь запоминается день, когда непослушная, во многом загадочная еще машина трогается с, места — и вот они, первые метры, которые проехал самостоятельно. Затем десятки часов, проведенные в кабине рядом с наставником, узнавание секретов практической езды. А сейчас по новой программе курсантов учат не только самостоятельному вождению, но и езде в колонне. Умение вести машину на заданных скоростях, выдерживая дистанцию, необходимо военному водителю. — Хотите посмотреть наш автодром? — спросил меня Иван Васильевич Демочкин, старший мастер практического обучения вождению. И через десять минут мы уже ехали по заснеженным улицам. Еще раньше мне рассказали, что автодром — детище Ивана Васильевича. Три года назад его стараниями «выбили» территорию, он руководил строительством (а строили своими силами), да и сейчас днюет и ночует на автодроме. — Спросите любого нашего мастера, — говорил Демочкин, — где он может показать ребятам все приемы управления, научить преодолевать разные препятствия? Только здесь. На автодроме тем временем ЗИЛы и ГАЗы кружили, словно в хороводе. Они взлетали на холм, выписывали дуги между полосатых столбиков, переезжали через мост, чернеющий посреди снега. — Машин у нас много, — говоритИван Васильевич, — здесь, вы понимаете, лишь малая часть. Но большинство из них староваты. А учить ребят надо на новой технике. Им же на ней придется работать. За рулем знакомого автомобиля они будут сидеть уверенней. Особенно пока опыта не наберутся. И еще мне бы хотелось вот что сказать. Мы боремся за качество подготовки водителей и добиваемся многого. А потом, после экзамена? Не все скоро призываются на воинскую службу, иногда после выпуска проходит целый год. Многие за этот год автомобиль ив глаза не видят. И понемногу забывают то, чему мы так упорно их учили. Претензии, конечно, к нам — плохо готовили. Пусть не часто, но бывает. А почему бы не поставить дело таким образом, чтобы после школы ребят распределять на работу, связанную с автомобилями: водителями, авторемонтниками. И практика отличная, и в армию они придут готовыми специалистами. Учеба не должна кончаться за порогом школы. Качество и эффективность — девиз десятой пятилетки — предъявляет повышенные требования к руководителям, организаторам дела. Успехам объединенной технической школы во многом способствует смоленский обком ДОСААФ . Учебные сборы, помощь со строительством, рборудованием базы — все это его постоянные заботы. Председатель обкома Виктор Федорович Ананьев рассказывает, что за последние пять лет в области было построено почти на 2 миллиона рублей. Получили новые здания не только смоленская, но и другие автошколы. На ближайшее время главная задача — полностью закончить оснащение учебных организаций, как того требует сегодняшний день. Работа большая. И она будет выполнена, заверяет Виктор Федорович. Порукой тому — социалистическое соревнование, развернувшееся в коллективах в честь 60-летия Октября, инициатива, новаторство передовиков, широкая пропаганда их опыта. В. СТАРЧЕВСКИЙ, спецкор «За рулем» г. СмоленскПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ — ГЕРОЯМ СПОРТАБольшая группа спортсменов и тренеров по военно-техническим видам спорта была удостоена правительственных наград за высокие достижения на чемпионатах мира и Европы. В торжественной обстановке награды вручил председатель ЦК ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. Пскрышкин. На снимке (слева направо) нижний ряд: заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР А. Шилин, мастер спорта международного класса С. Брундза, председатель ЦК ДОСААФ СССР А. Покрышкин, мастер спорта международного класса Г. Моисеев, председатель Федерации автомобильного спорта СССР Л. Афанасьев, заслуженный мастер спорта С. Тарабанько; верхний ряд: заслуженный мастер спорта К. Гирдаускас, мастер спорта международного класса Б. Еремеев, заслуженный тренер РСФСР Б, Панферов, мастер спорта международного класса В. Кавинов, тренер Дворца пионеров имени А. А. Жданова города Ленинграда К. Демянский. Фото В. Князева