становлено, что около 15% дорожных происшествий связано с условиями плохой видимости. Специалисты утверждают, что при сни• ж ении видимости с 200 метров до 50 вероятность аварий возрастает в 3,3 раза. А в наших климатических условиях ухудшение прозрачности атмосферы совсем не редкость: в европейской части СССР в году, нак правило, около 200 дней с осадками, из которых приблизительно 40, а в Прибалтике, Белоруссии, в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера и 100 туманных. Так что судите сами, насколько важна проблема. Каи же улучшить освещенность дороги в тумане? Бытует представление, что достаточно обзавестись противотуманными фарами (благо промышленность выпускает уже несколько типових) — и все в порядке. Но вопрос не тан прост. Чтобы получить от противотуманных фар наибольший эффект, надо знать, где их следует установить на автомобиле икак ими пользоваться: при каких «показаниях», самостоятельно или в комбинации с основными фарами, а в последнем случае — с каким светом, ближним или дальним? К ак видите, вопросы есть-. На основные мы и хотим здесь ответить. Во-первых, несколько слов об установке противотуманных фар. Правила оговаривают лишь их место по отношению к крайним точкам габаритов автомобилей по ширине — не далее 400 мм от края. С этим все более или менее ясно, хотя на дорогах, к сожалению, сплошь и рядом видишь машины, у которых фары стоят значительно ближе к цент-ру, а иногда чуть ли не рядом. А где они должны располагаться по высоте? Исследования показывают, что максимальный эффект фары дают при установке от 250 до 700 мм над поверхностью дороги. Н иже 250 мм опускать фары вообще нецелесообразно. Дальность видимости увеличивается при этом максимум на 10 % , а слепящее действие фар, да и опасность повредить их на неровной дороге значительно возрастают. К тому жев свете очень низко расположенных противотуманных фар водителю начинает казаться, что дорога идет под уклон. Вот с учетом всех обстоятельств и найдите фарам применительно кконкретной модели автомобиля наивыгоднейшее место на бампере или под ним. Фары установлены правильно. Когда их включать?И ТУМАН НЕ СТР АШЕНВот пять чаще всего встречающихся ситуаций, когда водитель сталкивается с ограниченной видимостью. 1. ДНЕВНОЙ ТУМАН ЛЮБОЙ ПЛОТНОСТИ. Здесь наибольший эффект дает комбинация противотуманных фар с обычными, включенными на дальний свет. Это обеспечивает видимость в пределах 100 метров, и нет той дымки, которая мешает водителю, если его машина не снабжена противотуманными фарами. При появлении встречного автомобиля противотуманные фары надо выключить, а в обычных перейти на ближний свет. свете видимость дороги не превышает 10 метров, стало быть, и скорость может составлять от силы 15 — 20 км/час. Спасают положение только противотуманные фары.кIJ2. СЛАБЫЙcz~— • ":; — •5. Т УМАНА НЕТ, НО ДОРОГА ИЗОБИЛУЕТ КРУТЫМИ ПОВОРОТАМИ, С НИЖАЮЩИ ­ МИ ВИДИМОСТЬ ДО МИНИМУМА .\3. НОЧНОЙ ТУМАН СРЕДНЕЙ СТИ, Л ИВНЕВЫЙ ДОЖДЬ.ПЛОТНОI IрОРо11 1\оЧ!_!_Здесь противотуманные фары вообще не нужны . В этих условиях любые фары не ухудшаюти не улучшают видимость. Важно все-таки как можно раньше заметить встречный автомобиль, а это достигается, если у него включен дальний свет фар. Точно такжеи ваши фары облегчат ориентировку ему. Эксперименты показали, что в дневном тумане автомобиль без света виден лишь за 30 метров, при включенных противотуманных фарах — на расстоянии 50 — 55 метров, при ближнем свете фар — 70 — 75, а при дальнем — 100 метров. Белая пелена от дальнего света фар практически не мешает, тан как яркость дороги и тумана при дневном свете в несколько раз выше, чем та, что создается фарами. Понятно, что при встречном разъезде дальний свет надо переключить на ближний .Здесь и при одиночном движении и при встречном разъезде рекомендуется включать противотуманные фары сближним светом обычных. При включении дальнего света возникает белая «стена», которая просто не дает возможности видеть, что делается впереди, и продолжать безопасное движение.Здесь может быть рекомендован такойрежим : б лижний свет фар плюс противотуманные фары для одиночного движения и противотуманные фары с подфарниками при встречном разъезде. Ввиду того, что дальность видимости на крутых поворотах не превышает нескольких десятков метров, включать фары дальнего света на такой дороге вообще не имеет смысла.4. ОЧЕНЬ ПЛОТНЫЙ ТУМАН , МЕТЕЛЬ.НОЧНОЙ ТУМАН , ДОЖДЬ.г~ к' " • • -•" "Р 1„,ДсЩ"1 ]Р^I I1оЧJ1гВ заключение еще несколько общих советов. В туман плохая видимость — следствие не только ухудшения прозрачности атмосферы, но и влаги, оседающей на лобовом стекле. Поэтому своевременно включайте стеклоочистители и обдув, чтобы стекло не запотевало. Противотуманные фары позволяют поднять предел скорости на 40 % , но будьте очень осторожны. Что ни говорите, а до 70 % происшествий втумане — это наезд на движущееся впереди транспортное средство. Помните, что все предметы втуманекажутся нашему глазу находящимися почти в два раза дальше, чем это есть на самом деле. Единоборство с туманом, ливнем или пургой не проходит бесследно: утомление приходит и водителю гораздо раньше, чем обычно: часто через 20 километров чувствуешь себя тан, будто уже давно впути . Не испытывайте судьбу, сделайте перерыв, отдохните и только тогда двигайтесь дальше. К. Л ЕВИТИН , заведующий отделом осветительной аппаратуры НИИавтоприборовВ такой обстановке любой свет обычных фар ухудшает видимость. Д аже при лучшем для таких ситуаций ближнем26