ДЕВИЗ: ЭФФЕКТИВНОСТЬБолее трех месяцев прошло с тех дней, когда встречались они в Москвена заседаниях VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ, • вестибюлях Большого Кремлевского дворца, в Георгиевском зале. Фотографировались. И конечно, старались каждую минуту использовать для делового разговора, перенять из опыта товарищей то, что можно было бы внедрить у себя. Каждый глубоко сознавал, сколь высокую ответственность возлагает на него время: широким шагом идет в стране подготовка к 60-летию Октября, социалистическое соревнование в честь исторической даты, за эффективность и качество работы набирает темпы. Коллективы многих автошкол ДОСААФ всегда были в рядах инициаторов и победителей соревнования. И потому солидным был отряд их представителей на нынешнем досаафовском съезде. В. Я. Андреев из Никополя, И. К. Бардаков из Фрунзе, О. П. Гачава из Тбилиси, К. А. Головков из Ленинграда, Н. А. Дубовая из Ухты, И. Н. Закружных из Норильска, М . Ф. Лукина из Череповца, А. Г. Моэолевский из Борисполя, X. Б. Норов из Навои... Вдохновленные высокой наградой Родины, которой удостоено Общество к своему 50-летию, они разъехались по своим коллективам ис еще большей энергией взялись за выполнение задач, поставленных VIII съездом ДОСААФ, задач по подготовке водительских кадров для армии и народного хозяйства, повышению качества учебной, военнопатриотической, спортивной работы. Редакция обратилась к трем начальникам автошкол — делегатам VIII съезда Общества с просьбой рассказать, как их коллективы готовятся к 60-летию Октября. ние эффективности производства и качества работы. В строках этого партийного документа, по-моему, четко определены главные направления соревнования в каждом трудовом коллективе. Надо ли говорить, что все это имеет прямое отношение к организациям оборонного Общества. Коллектив нашей автошколы горячо подхватил инициативу своих коллег из Житомира, взявших повышенные обязательства в честь 60-летия Советского государства. На VIII съезде ДОСААФ мне довелось встретиться с начальниками лучших автошкол, в том числе житомирской и таганрогской образцовых — Иваном Васильевичем Микульским и Юрием Ивановичем Бувалко, опыт которых мы заимствуем уже давно. Чему учит этот опыт? Чтобы достичь высокого качества подготовки водителей, необходимо прежде всего позаботиться об укреплении материально-технической базы, постоянно ее совершенствовать. Вот почему в нынешних социалистических обязательствах коллектив школы особый упор сделал на внедрение в практику обучения технических средств. Немало в этом направлении уже создано силами наших умельцев-рационализаторов. Действующими электрифицированными стендами, разрезными агрегатами, другими современными пособиями оснащены классы по устройству автомобилей, изучению правил движения, для лабораторно-практических занятий. Сейчас мы внедряем программирующие устройства и намерены приобрести тренажеры. Дать выпускникам школы больше практических навыков — это тоже записано в соцобязательствах, На лабораторно-практических занятиях, при техническом обслуживании автомобилей курсанты учатся находить и устранять неисправности, которые могут возникнуть в пути. Особое внимание обращаем на выработку уверенных навыков вождения, строгое соблюдение правил езды. Возможности для этого широкие. Достаточно сказать, что у нас 83 автомобиля! Опыт... Собирали мы его по крупицам, учились, становились мудрее. Три года подряд за успехи в подготовке специалистов для Вооруженных Сил школе присуждалось переходящее Красное знамя Военного совета округа, которое оставлено у нас на вечное хранение. Теперь мы и сами без стеснения можем поделиться своим опытом, своими достижениями со всеми, кто приедет в Каунас. Кстати, у нас уже побывали не только коллеги из автошкол ДОСААФ , но и зарубежные друзья. ленное при этом мужество получил от командования части краткосрочный отпуск на родину наш бывший курсант Николай Парцуков. Чуть ли не в первый же день по прибытии в Ухту он пришел в школу. Спрашиваю: — Коля, дома-то ты хоть был? — Был, Нина Антоновна. Привет вам от родителей и спасибо от командования нашего, а от себя — благодарю вас сердечно. Несся сюда, как на крыльях, здесь моя вторая семья. — Ну ужи вторая... — Честное слово! Пошли мы с ним по классам. Он го ­ ворил: «Вот здесь сидел, за этим столом. У этого стенда Александр Иванович Михеев мне «тройку» закатил и внушение за слабое знание устройства карбюратора. А нашу поездку в Сыктывкар помните?» Как не помнить! Снег, буран. Д орогу местами так занесло, что на себе машину тащили. Водитель совсем выбился из сил. Тогда за руль сел курсант Парцуков. И вот он уже солдат. Рассказывает будущим солдатам о службе, о требованиях к военному водителю... Николай Парцуков хорошо помнит всех своих наставников. Они тоже не забыли его. У нас в школе так заведено: изучать ребят, заботиться о них. Приезжают-то они в школу за многие десятки, а то и сотни километров—из тайги, тундры, из колхозов, с лесопунктов. О размещении приходится проявлять заботу, о питании, досуге, да мало ли еще о чем. Главное, чтобы юноша мужчиной стал, воином, мастером, к примеру таким, как Парцуков, чтобы каждый воспитанник укрепил в себе ту жизненную, идейную позицию, без которой не будет настоящего строителя нашего общества. Вот здесь яи хотела ответить на вопрос, который волнует работников автошкол: от чего зависит успех, качество, эффективность. Из многих условий складывается движение вперед. Но есть одно, без которого не будет других, — деловой настрой, сплоченность вокруг общей идеи всей семьи наставников: преподавателей, мастеров вождения и производственного обучения, их инициатива, творческий поиск. Все ли мы это понимаем? Все ли делаем, чтобы создать настоящий коллектив, вырастить, воспитать людей? Когда в наших северных краях, даже в областных центрах речь заходит о кадрах, нередко приходится слышать сетования на нехватку людей, слабую их подготовленность, незаинтересованность. Говорят: хорошо-де живется автошко• лам в южных районах, туда возвращаются автомобилисты, закончившие срочную службу, там больше оседает офицеров запаса, а каково нам... Разумеется, проблема преподавательских кадров — не из легких. Но так ли уж она неразрешима? Наш сравнительно молодой город Ухта, известно, не на берегу Черного моря расположен. Условия работы трудные. И все же нам уда-ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ — ВСЕМИ. ДАВИДСОНАС, начальник каунасской автошколы ДОСААФ Хочу начать с постановления ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции», с тех его слов, где речь идет об инициативе передовых коллективов по развертыванию социалистического соревнования за достойную встречу славного юбилея, за выполнение заданий двух лет пятилетки к7 ноября 1977 г., за повыше-Зо нашу Советскую Родину!За PPBMI5 • Май • 1977Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаЗОЛОТОЙ ФОНДН. ДУБОВАЯ, начальник ухтинской автошколы ДОСААФ (Коми АССР) Может быть, это слишком частный факт. Но все же... Не так давно за мастерские действия в управлении автомобилем на тактических учениях и прояв И КАЧЕСТВОлось сколотить работоспособный коллектив, которому под силу решать сложные задачи, поставленные временем. Школой я руковожу 13-й год. За последние пять—семь лет у нас не уволился ни один педагог. А главное — наши люди работают заинтересованно, растут творчески, профессионально, идейно. Мне кажется, что именно условия для этого роста и удерживают их на месте. В прошлом году закончил ухтинский индустриальный институт мой заместитель по учебно-производственной части Ширяев, на старших курсах этого же института без отрыва от работы занимаются преподаватели Крашенников, Висмантас, старший мастер производственного обучения Дроздовский, мастера Попов, Вакуев. В ближайшие год—два большинство наших наставников будут иметь высшее образование. Мы заботимся об их быте и отдыхе, помня, что квалифицированные, любящие свою профессию преподаватели — наш золотой фонд. Авторитетной силой проявляют себя коммунисты, комсомольцы школы. Они инициаторы многих полезных начинаний, цель которых — повышение качества обучения курсантов. Партийная, профсоюзная организации, педсовет — опора начальника школы. Совместно мы стараемся повышать методическое мастерство преподавателей, практикуем открытые уроки, разбор занятий, семинары. Шесть лет подряд наша школа занимает в Коми АССР первое место. В нынешнем году в честь 60-летия Октября по примеру коллег из Житомира мы взяли повышенные социалистические обязательства. Предварительные результаты укрепляют уверенность, что обязательства будут выполнены.ОБУЧАЯ — ВОСПИТЫВАТЬИ. БАРДАКОВ, начальник фрунзенской автошколы ДОСААФ Работникам досаафовских автошкол хорошо известна формула «Обучаявоспитывать». Что означают эти слова на практике, когда речь идет о подготовке будущих военных водителей, будущих вооруженных защитников Родины? Как соотнести время, отпущенное на прохождение программы по обучению шоферскому делу со временем, необходимым для совершенствования нравственных и физических качеств юношипризывника? По опыту нашего коллектива скажу: военно-патриотическому воспитанию нужна стройная система планирования, воедино слитая с учебными программами. Политзанятия, политинформации — эти регламентированные мероприятия должны дополняться другими: встречами с ветеранами войны и труда, тематическими вечерами, организованным посещением музеев, воинских подразделений, показом военно-патриотических фильмов. И конечно, в центре внимания должны находиться вопросы социалистического соревнования. У каждой автошколы есть, разумеется, своя специфика. Наша, фрунзенская, как и другие старые школы, имеет солидные традиции. Ей уже сорок три года. М ожно сказать, что здесь получили шоферское образование деды тех, кто учится сегодня. Выпускники первых лет водили автомобили по фронтовым дорогам Великой Отечественной, прославились в труде.Постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» среди первоочередных задач выдвигает требование воспитывать нашу молодежь на славных революционных, трудовых и боевых традициях КПСС, рабочего класса, всего советского народа. И наши преподаватели, мастера постоянно обращаются к примерам из жизни, из героической истории войны, в которой советские солдаты за рулем, в том числе и питомцы нашей автошколы, показали образцы мужества и воинского, профессионального мастерства, внесли свой вклад в дело победы над фашистскими захватчиками. В нашей автошколе обучаются молодые люди нескольких национальностей, в том числе киргизы, узбеки, казахи. Не все из них как следует владеют русским языком. В учебно-воспитательной работе это обстоятельство создает определенные трудности. Преподавателям приходится много внимания уделять индивидуальной работе с ребятами, находить время, чаще всего во внеурочные, часы, для бесед, помощи в освоении предмета, в понимании жизни, У нас повелось: рабочий день педагога не ограничивается положенными ему по плану учебными часами. Никто не считает за труд задержаться вечером в классе, в ленинской комнате, побывать у курсантов дома, повести в выходной день учебную группу в музей, на выставку.Москва, Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, 26 января 1977 года. Группа делегатов и гостей VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ. Фото В. Князева1*