ДОГНАЛ И ПЕРЕГНАЛ!Окончание. Начало — на стр. 9КОНКУРСЫ «ЗА РУЛЕМ»1977 год войдет в историю как шестидесятый год торжества идей Октября, как год юбилея Советского государства. Этой знаменательной дате мы посвящаем наши журнальные конкурсы ФОТОКОНКУРС «АВТОМОБИЛИЗМ — ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ»Мы обращаемся к фотожурналистам, к нашим читателям с приглашением рассказать образным языком фотографии о тех, чья жизнь и труд связаны с автомобильным делом, — водителях, автомобилестроителях, дорожниках, наставниках школ и курсов, госавтоинспекторах, авто- и мототуристах, спортсменах. Объектом съемки могут быть автомобильные заводы и автотранспортные предприятия, дороги и автошколы ДОСААФ, гоночные трассы и туристские мотели и многое, многое другое, что отражает наши успехи в автомобилизации. Условия конкурса не ограничивают ни количество, ни жанры снимков.Первый день финальных гонок проходит в субботу вечером. Что здесь творится — трудно передать. Море автомобилей и автобусов. Тысячи болельщиков из Англии, Голландии, Италии, Франции. О местных уж не говорю. Те из них, кто не достал билет, располагаются на склонах гор, на деревьях. В темное небо летят петарды, ракеты. «Интервидение», «Евровидение» ведут телепередачи в страны Европы, в США, Канаду, д ажев Мексику. А у нас, участников, предстартовые заботы. Первый выезд на лед предстоит в компании главных конкурентов — шведа Самуэльссона и Тайса. В Инцелле вираж и еще круче, чем в Ассене, а снежный бруствер сделан по обеим сторонам дор ожки , затрудняет обзор. Едешь в снежном коридоре. Со старта я ушел первым и, к ак потом выяснилось, оторвался от преследователей метров на двадцать. Мне бы сбавить темп, да опасно, не чувствую, где соперники. Оглянуться не могу — травма не позволяет. По звуку моторов тоже ничего не определишь — новые глушители очень эффективны. Короче, и здесь я поздно «закрылся» и улетел в сугроб. Можно смириться с неудачей в любом заезде, в любой гонке, но только не здесь, на старте финала. Потерять три очна! В былые годы такое начало для нашей команды не обернулось бы драмой. Не один, т ак другой завоюет золотую медаль. Не Самородов, т ак Кадыров, не Кадыров, т ак Цыбров. Бывало, по три советских гонщика стояли на пьедестале почета. Теперь и соперники не те, и сборная не та. Из шестерых двое — дебютанты: Субботин и Костюнин. Яровой тоже впервые в Инцелле, да и не в лучшей он форме. У Чапало — свежий шов на ноге. Ну и ко всему только у нас со Щербаковым 63-сильные моторы. Надежы возлагают на "меня. Лидер сборной. вукратный чемпион. От меня ждут победы. Нет, всю жизнь буду себя казнить, если подведу. Теперь мне, к ак саперу, ошибаться нельзя. Из оставшихся девяти заездов надо выиграть девять. Но ив этом случае лидер (а в том, что им станет Самуэльссон, сомнений нет) будет иметь преимущество в два очка. Кто отберет их? Нашелся такой гонщик! Наш Александр Щербаков. Шура. Боец отважный и умелый. Он это сделал, и я ему бесконечно благодарен. Он соавтор золотой медали. Александр и свою бы получил, бронзовую, да не повезло, стал четвертым. Эти события навсегда останутся в моей памяти. Самуэльссон начинал второй день соревнований с запасом в два очка. В пятом заезде я выиграл у него, и разрыв сократился до одного. Затем на мотоцикле Щербакова «заклинило газ», и он упал. А в следующей серии Александр стартовал с двумя шведами — Самуэльссоном и Вестлундом. Я дал ему свой мотоцикл. Представляете: после падения, на чужой машине и еще в такой компании! Не помню, чтобы когда-нибудь ятак волновался. Трясло какв лихорадке. Начало ничего хорошего не предвещало. Щербаков замыкал четверку. А потом... Это был тот случай, когда понимаешь, что свершается чудо. На каждом круге он обходил' одного из соперников и финишировал первым! Теперь я мог быть спокоен. Перезаезд меня не страшил. Как выяснилось в конце, он даже не требовался: раздосадованный швед проиграл Кудрне, который стал бронзовым призером. Что было потом! Целый час я добирался до бокса. Сотни людей поздравляли, фотографировали, просили автографы. Но в мыслях я был уже дома, на родной земле. Радостно было сознавать, что год 60-летия Великого Октября мы, мотоспортсмены, начали с большой победы. Радостно было от того, что успехом на чемпионате мира смог ответить на высокую награду — орден Трудового Красного Знамени, — которой удостоила Родина группу спортсменов к SO-летию нашего оборонного Общества.Для авторов работ, которые наиболее успешно справятся со своей задачей, устанавливаются следующие премии: одна первая — 200 рублей; две вторые — по 150 рублей; три третьи — по 100 рублей.Установлены также пять специальных премий (по 75 рублей каждая), которыми будут отмечены лучшие снимки по разделам: «Водители», «Автомобилестроение», «Безопасность движения», «Автомотоспорт», «Автомототуризм». Можно присылать слайды, цветные и черно-белые отпечатки (глянцованные, размером 18X24 см), сопроводив их краткой текстовкой с указанием, что изображено на снимке, а также вашей фамилии, имени, отчества, полного почтового адреса, профессии, места работы, возраста. Последний срок отправки снимков на конкурс — 25 октября 1977 года. Фото, присланные на конкурс, не возвращаются и не рецензируются. Лучшие из них будут публиковаться на страницах журнала.«СВИДЕТЕЛЬСТВАИСТОРИИ»ЙВ этот, юбилейный год редакция обращается к ветеранам-автомобилистам и мотоциклистам, к тем, кому довелось защищать революцию, сражаться на фронтах гражданской войны в броне- и автоотрядах, к тем, кто создавал первые автомобильные заводы и первые советские автомобили, кто участвовал в становлении ГАИ, стартовал в первых авто- и мотопробегах, в гонках, кто вел автомобили по суровым дорогам Отечественной войны. Многие из вас хранят, наверно, бесценные фотографии тех лет. Сегодня они стали историческими реликвиями, но, к сожалению, видят их немногие. Мы хотим опубликовать наиболее интересные из них на страницах «За рулем».Редакция учреждает три премии за лучший исторический снимок по 100 рублей каждая.Последний срок отправки снимков — 1 июля 1977 года.КОНКУРС АВТО- И МОТОТУРИСТОВ «МАРШРУТ-77»Десятки, сотни тысяч автомобилистов и мотоциклистов проводят свой отпуск на колесах. Маршруты их путешествий пролегают по всем республикам, по всем автомобильным дорогам нашей необъятной Родины. В этом, юбилейном году новые отряды моторизованных туристов отправятся в путь. Редакция приглашает принять участие в конкурсе на лучший туристский маршрут тех, кто путешествует за рулем, кто дышит ветром странствий, видит и памятники нашей богатой истории и приметы сегодняшнего дня — преобразование родной земли руками строителей коммунизма. Мы ждем от вас описания пройденных вами интересных маршрутов, рассчитанных на обычный отпуск, которыми могли бы воспользоваться многие. В описании должна быть схема маршрута, привязанная к «Атласу автомобильных дорог», с указанием общего расстояния между населенными пунктами, с обозначением имеющихся на трассе АЗС, станций техобслуживания, кемпингов, мотелей, дорожных гостиниц. Особо должны быть отмечены туристские объекты: исторические, революционные памятники, памятники Великой Отечественной войны, архитектурные и другие. В описание должны войти и рекомендуемые места для отдыха на природе. Объем текстовой части, прилагаемой к маршруту, не должен превышать шесть страниц машинописного текста (через два интервала).Для победителей конкурса — авторов наиболее интересных и хорошо описанных маршрутов — редакция учреждает три денежные премии: одна первая — 200 рублей; одна вторая — 150 рублей; одна третья — 100 рублей.Учреждаются также шесть поощрительных призов — предметы туристского снаряжения. Лучшие схемы маршрутов и описания их будут опубликованы в журнале. Последний срок отправки материалов — 31 декабря 1977 года.Материалы на конкурсы присылайте по адресу: 103092, 2 6 / 1 . Журнал «За рулем» — на конкурс. Москва, К-92, Сретенка,Записал М. ТИЛЕВИЧ 22