J^EABjAgBOAHAСтраницы 24—29ОБГОННа вопросы читателей по Правилам дорожного движения отвечает начальник отдела ВНИИ БД М. АФАНАСЬЕВВ зоне действия знаков, запрещающих обгоны, разрешено обгонять одиночные транспортные средства, движущиеся со скоростью менее 30 км/час. Как понимать определение «одиночные»! А если идет автомобиль с прицепом или один автомобиль буксирует другой? В упомянутом положении Правил речь, конечно, не о конструкции или количестве звеньев транспортного средства. Под словом «одиночное» понимается любое транспортное средство, движущееся вне колонны или группы машин. Им может быть и автопоезд, состоящий из тягача с одним или несколькими прицепами, и состав из буксируемого и буксирующего автомобилей. Если они движутся со скоростью менее 30 км/час, а в ряде случаев их водителям быстрее это делать запрещено, то обгонять такие транспортные средства можно ив зоне действия запрещающих знаков 2.18 «Обгон запрещен» и 2.19 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Заметим, что все сказанное относится к водителям всех транспортных средств, кроме мотоциклов без колясок. Таких мотоциклистов можно обгонять независимо от того, с какой скоростью они движутся, а также группами или в одиночку, Могут ли водители автобусов совершать обгоны в зоне действия знака 2.19 «Обгон грузовым автомобилям запрещен»! Да, могут. Ведь в характеристике этого знака прямо говорится, что он относится только к грузовым автомобилям, и то не ко всем, а с разрешенным максимальным весом более 3,5 тонны. Другое дело — знак 2.18 «Обгон запрещен», Он относится ко всем водителям без исключений. Правила требуют от водителя убедиться перед началом обгона в том, что полоса движения, которую он собирается занять, свободна на достаточном расстоянии. Что это означает! Приведенное требование — одно из основных условий безопасности при об24 гонах. Очень важно уметь правильно оценить необходимое для обгона расстояние, чтобы потом не приходилось отказываться от продолжения маневра и вклиниваться в строй машин, создавая помехи другим водителям. Это особенно опасно, когда обгон связан с выездом на полосу встречного движения. Путь обгона, а следовательно, и необходимое «окно» на встречной полосе зависят от многих обстоятельств — скорости обгоняемого и обгоняющего транспортных средств, их динамических качеств, опыта и мастерства водителей, интенсивности движения и т. д. Поэтому точных рецептов на этот счет нет. Можно дать лишь общие рекомендации. Обгон представляет собой маневр со сменой ряда Движения, опережениемодного или нескольких транспортных средств и возвращением в прежний ряд, если это необходимо. Обычно на смену ряда (полосы) движения требуется около 4 секунд. Следовательно, только перестроения при обгоне займут 8 секунд. К ним надо приплюсовать то время, что уйдет на сам процесс опережения обгоняемого транспортного средства при параллельном движении. Подсчитано, что при разности в их скоростях порядка 10 км/час на обгон потребуется около 32 секунд, при 20 км/час — около 20, при 30 км/час — около 16, а при 40 км/час — около 14 секунд. Вот, исходя из этих цифр, и надо решать вопрос, возможен обгон или нет. Хотя и весьма ориентировочно. Но «свободная полоса» это не только пространство перед водителем. К сожалению, нередко можно наблюдать, особенно на многополосной проезжей части, как обгоняющий водитель довольно бесцеремонно выезжает на соседнюю полосу, не считаясь с теми, кто движется по ней позади него с более высокой скоростью. Такая «подножка» — явное нарушение правил обгона и маневрирования вообще. Иногда можно услышать мнение, что в разрешенных Правилами случаях обгонять на перекрестках дорог можно только в пределах проезжей части для данного направления движения. Справедливо ли такое суждение! Выезжать на полосу встречного движения при обгоне Правила запрещают только в конце подъема дороги и на других ее участках с ограниченной видимостью. То есть тогда, когда у водителя нет возможности убедиться, свобо-ден путь для обгона или нет. В остальных случаях выезд на полосу встречного движения не запрещен, в том числе и на некоторых перекрестках. На каких? Во-первых, на регулируемых, во-вторых, при движении по главной дороге. Если, разумеется, на тех или на других нет запрещающей такие маневры разметки проезжей части. Когда водители, приближающиеся к перекрестку с других направлений, не имеют права выезжать на него, то ли потому, что видят перед собой знак 1.6 «Пересечение с главной дорогой» или 2.15 «Проезд без остановки запрещен», то ли потому, что в светофоре горит красный сигнал, для обгоняющего условия мало отличаются от тех, что складываются на обычном перегоне дороги. Поэтому здесь и нет нужды запрещать выезд на полосу встречного движения. В пункте 92 Правил говорится, что справа следует обгонять то транспортное средство, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению. Что надо понимать под последними словами! Условие «приступил» введено в Правила для того, чтобы исключить возможные ошибки, вызываемые, например, тем, что водитель перед вами просто забыл выключить сигнал после предыдущего маневра. Сам поворот налево состоит, как известно, из нескольких этапов. Любой из них, если только он достаточно четко указывает на намерение водителя перед вами повернуть налево, можно рассматривать как условие для разрешенного в таких случаях обгона справа. Скажем, водитель снизил скорость и, включив сигнал поворота, сместился к осевой линии дороги. Дальнейшие его действия уже ясны, и вы можете объезжать его справа. Надо ли оставлять включенным предупредительный сигнал на протяжении всего пути обгона! Такого требования в Правилах нет. Ведь о чем мы предупреждаем при обгоне других водителей? О перестроении. Вначале о выезде из занимаемого ряда, а потом о возвращении в него. Вот в таких фазах обгона и обязательна подача сигнала поворота. А при движении в параллельных рядах он только будет дезориентировать других водителей, движущихся по соседним полосам проезжей части. Я бы посоветовал не выключать сигнал только в одном случае — когда обгон совершается по полосе встречного движения. Здесь он имеет смысл, ибо предупреждает тех, кто движется вам навстречу, о том, что вы находитесь на их половине дороги. Если встретился участок дороги, где видимость ограничена из-за тумана, ливня, пыли и т. п., значит, обгон с выездом на полосу встречного движения запрещен! Безусловно. Не все ли равно, из-за чего ограничена видимость. Суть в том, что ни вас заблаговременно не видят другие водители, ни вы не в состоянии охватить взглядом предполагаемый путь обгона. По своей стороне дороги обгонять можно, хотя и здесь надо соблюдать особую осторожность, а сам маневр представляет определенную сложность.