Продолжаем разговорАвтозавод и запасные части«Осуществить комплекс мероприятий, направленных на усиление ответственности отрасли за обеспечение автомобильного парка запасными частями» — эти строки «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 19761980 годы» означают повышение ответственности и головных заводов, выпускающих автомобильную технику. Исходя из этого, мы сочли долгом продолжить со своей, «заводской» позиции разговор о пооблемах запасных частей, своевременно и откровенно начатый на страницах журнала. До сих пор предприятия объединения «Запорожец», как и другие заводы, несли ответственность только за выполнение планов поставки запасных частей собственного производства. Обеспечение же наших автомобилей, находящихся в личном пользовании, шло в основном по двум каналам — через «Союзглававтосельмаш» при Госснабе СССР и Управление по техобслуживанию легковых автомобилей Минавтопрома СССР. Они концентрировали заявки республиканских организаций «Автотехобслуживания», получали и распределяли фонды. И нередко бывало, что, несмотря на фонды, потребители не могли найти самих запчастей, поскольку заводы по разным причинам отказывались их поставлять. Так случилось с фондами на пластмассовые детали. Часть этих деталей не изготовляют уже более пяти лет из-за отсутствия оснастки. По той же причине не выпускаются и некоторые другие детали (в частности, резиновые) к снятым с производства автомобилям. На это, например, ссылались руководители курского завода резино-технических изделий, хотя заведомо известно, что ссылки на оснастку неправомерны. В этих случаях предприятие-изготовитель должно заказывать ее на головном заводе. Сегодня, когда объединению «Запорожец» вменены в обязанности планирование производства и распределение всех запчастей к автомобилям ЗАЗ и ЛуАЗ, мы концентрируем усилия на ре. шении четырех взаимосвязанных проблем: на повышении качества, надежности и долговечности деталей и узлов автомобиля; на производстве; на выявлении спроса; на совершенствовании системы распределения запасных частей. По первой проблеме сделано многое, в результате чего пробег автомобиля до капитального ремонта возрос со 100 до 125 тысяч километров. Двум запорожским моделям присвоен Знак качества. Однако надежность ряда узлов и деталей не может нас удовлетворить, поэтому здесь мы не собираемся «почивать на лаврах». 8За последние пять лет производство автомобилей на заводе «Коммунар» наращивалось в среднем по 8,4% в год, а объем выпуска запасных частей (в сопоставимых ценах) — в среднем на 7%. На 1977 год запланировано увеличение производства запчастей почти на 17%, что втрое выше прироста производства автомобилей. Резкий подъем выпуска запчастей характерен и для других за-. водов объединения. В последнее время значительно улучшено обеспечение потребителей запчастями, изготовляемыми на заводах объединения. Однако остаются пока еще в дефиците (из-за нехватки производственных мощностей) коленчатые валы, глушители, ряд деталей кузова и шасси. Почти половину запасных частей к «запорожцам» выпускают шестьдесят заводов за пределами объединения, а около 20% — вообще другие отрасли промышленности. Не все идет гладко. Пока не обеспечена потребность по многим деталям. Так. в течение нескольких лет не удовлетворяются заявки на оболочку троса, в результате чего возник дефицит на трос акселератора. Не поступает к нам ферромагнитный порошок, необходимый для ремонта электромагнитных сцеплений на машинахс ручным управлением, а курский и лисичанский заводы резино-технических изделий не выполнили в 1976 году планы поставки сальников. В прошлом году мы обратились к ряду предприятий (в том числе мелитопольскому заводу тракторных гидроагрегатов. ворошиловградскому заводу автоклапанов, димитровградекому автоагрегатному), в ыпускающихзапасные части к нашим автомобилям, с просьбой увеличитьв 1977 году поставки наиболее дефицитных деталей и ни от одного из них не получили согласия. По-видимому, для них выпуск запасных частей остается второстепенным вопросом. А как обстоит дело с выявлением спроса на запасные части? Хорошо ли мы знаем, сколько и чего нужно? Д е ­ фицитных, ставших поистине «притчей во языцех», — два-три десятка, но ведь есть еще 1600 наименований. Внешне система формирования годовой потребности выглядит вполне надежно: республиканские организации «Автотехобслуживания» выявляют потребность и направляют заявки объединению, которое, получив фонды, распределяет их по республикам и... начинает получать поправки к заявкам: от одних деталей отказываются, другие просят выделить дополнительно. Получив фонды по 396 позициям металлоизделий на 1977 год, эстонское «Автотехобслуживание» тут же отказалось от фондов по 101 и попросило увеличить фонды по 96 позициям, а «Росавтотехобслуживание» снизило запрос более чем на 500 тысяч рублей. Примеры эти, к сожалению, показательны. А ведь заранее были уже определены планы производства, получены фонды на матер иалыи комплектующие изделия, необходимые для выпуска заказанных деталей. Главная причина этого — недостаточно серьезный подход к составлению заявок. слабое знание парка автомобилей и спроса на запасные части. На качество заявок влияет также нехватка каталогов. Есть и еще одно обстоятельство. Действующие нормы расхода запчастей являютсяв целом техническими, то есть в них учитывается надежность деталей и узлов. А ведь на расход запасных частей влияют и многие другие факторы . Всем известна психология некоторых владельцев автомобилей, с тремящихся иметь детали «на черный день». Нельзя сбрасывать со счетов и возможности торговой сети, условия эксплуатации автомобилей вразныхрайонах страны. Мы обратились к работникам автомобильных магазинов страныи через них — к владельцам «запорожцев» с просьбой сообщать нам о дефицитных, а также длительное время не реализуем ыхзапасных частях, о трудностях, с которыми сталкиваются владельцы машин в поисках нужных деталей. Такая информация позволит нам уточнять нормы их расхода, что вместе с повышением ответственности республиканских организаций «Автотехобслуживания» за обоснованность заявок позволит избежать перепроизводства одних и дефицита других. Нуждается в совершенствовании и система распределения запчастей. В своих заказах «Автотехобслуживание» учитывает не только собственную потребность, но и заявки торговли, по отношению к которой оно является фондодержателем. И часто обеспечение торговли идет по принципу «на тебе, убоже, что мне не гоже». Мы считаем, что вмагазинахдолжны постоянно быть в продаже быстроизнаш ивающиеся детали, без которых невозм ожнаэксплуатация автомобиля и установка которых не требует специального оборудования и инструмента. Это — одна из важнейшихнаших задач. И ее выполнение требует содействия торгующих организаций, отношение которых к той или иной запасной части определяется порой, к сожалению, только интересами товарооборота. Неоправданно увеличивается число пунктов, куда заводы должны отправлять запасные части. Так, «Коммунар» отгружает запчасти, предназначенные для техобслуживания и торговли, в 167 адресов. Аналогичное положение иу других автомобильных предприятий. Видимо, оно должно измениться с вводом в строй центральных республиканских баз снабжения, через которые и должно идти обеспечение запчастями. Но, увы, строительство их идет крайне медленно, а в ряде мест вообще не начато. Передача объединению функций планирования и распределения запасных частей должна существенно улучшить дело, но проблема не может быть решена без создания собственного центрального склада запчастей, который концентрировал бы й отгружал потребителям запчасти всей номенклатуры. Здесь нам требуется помощь Минавтопрома СССР в выделении необходимых средств. Кроме того, мы считаем обязательным, чтобы такие объединения, как наше, имели в разных районах страны собственные филиалы центрального склада. В зависимости от назначения каждого из них можно устанавливать номенклатуру и количество запасных деталей, необходимых для СТО и торговли в конкретном районе. Создание сети таких складов, наряду с дифференциацией номенклатуры деталей в магазинах и на станциях обслуживания, позволило бы сделать систему обеспечения запчастями более гибкой, сократить их запасы на складах и, в конечном счете, удовлетворять потребности с меньшими общественными затратами. Особо важной задачей мы считаем снабжение автомобилей, находящихся в пользовании у инвалидов войны и труда. Отправки по их просьбам осуществляет запорожский Посылторг, заявки которого стараемся выполнять полностью. Этот вопрос мы держим под постоянным контролем. Запасные части, как известно, проблема комплексная. И только сочетание усилий автомобилестроителей, их смежников, многих других организаций позволит в короткие сроки кардинально решить эту проблему. Н. ГРЕБЕНЮК, начальник Управления запасных частей и сбыта автомобильного производственного объединения «Запорожец» г. Запорожье