В организациях ДОСААФЖИВЕШЬ НАСЕЛЕЗНАЙ АВТОМОБИЛЬЗа 1975—1976 гг. в школах, клубах, на курсах оборонного Общества для колхозов и совхозов страны подготовлено 100102 шофера, более 300 тысяч водителей повысили классность, 169 463 сельских труженика научились управлять личными автомобилями, 233 000 — мотоциклами. За это же время 79 317 человек овладели профессией тракториста и комбайнера. В публикуемой корреспонденции рассказывается о той большой помощи, которую оказывают организации ДОСААФ в подготовке технических кадров для сельского хозяйства. В разгаре весна, а мне вспоминается морозный январский вечер на целине. Я только приехал в командировку, и мы вместе с Владимиром Александровичем Баталовым, мастером производственного обучения из целиноградской автошколы ДОСААФ , отправились в совхоз «Новоишимский». Зимние сумерки рано опускаются над степью, и поселок показался тихим, уснувшим. Тихо было и во дворе совхозного гаража, где остановился наш «Москвич». Но стоило войти в помещение, примыкающее к мастерской, как сразу же почувствовалось, что первое впечатление обманчиво. В просторном уютном классе человек тридцать (в основном молодые люди) сидели за партами и внимательно слушали преподавателя. На стенах — дорожные знаки, плакаты по устройству автомобиля. Идут обычные занятия на курсах по подготовке водителей. Обычные ли? Не совсем. Сидящие за партами почти без исключения механизаторы—трактористы, комбайнеры, мотористы, электрики. Но так уж повелось: живешь на целине — знай технику. И вот они здесь, хотя за плечами трудовой день. В перерыве беседуем с ребятами. Дмитрий Дирксен работает на тракторе К—700. Ему 25 лет. Но в сельских условиях важно иметь вторую специальность. Часто ведь в горячую пору бывает так, что не хватает шоферов, и тогда нужны люди, которые могут сесть за руль автомобиля. 6В «Новоишимском» курсы организованы осенью прошлого года. Занятия начались в середине ноября, когда миновала горячая уборочная страда и появилась возможность выкроить время для учебы. Знакомлюсь с условиями для подготовки водителей. Теоретические занятия проходят в том самом классе, что по соседству с мастерской автопарка. На практические занятия далеко ходить не надо — под боком ремонтный бокс, где все что необходимо по программе лабораторно-практических работ. А просторные улицы поселка, дороги в окрестностях — учебный полигон для будущих водителей-профессионалов. Основную помощь учебными наглядными, методическими пособиями оказывает целиноградская автошкола. Помещение, автомобиль для практической езды, горючее выделяет совхоз. Преподает автодело опытный водитель А. Зотке. Двадцатипятилетняя его шоферская практика подкреплена дипломом автодорожного техникума. К слову сказать, одной из самых трудных задач, которую приходится решать организаторам водительских курсов на селе, можно считать кадровую. Сколотить группу курсантов, найти подходящее помещение для занятий — это еще полдела. Но подобрать хорошего преподавателя — ох как нелегко! А вот в совхозе «Новоишимский», — утверждает Владимир Александрович Баталов, — все оказалось просто. Тут живут люди, отлично знающие автодело и готовые поделиться своими знаниями. Так, инструктором практической езды стал водитель В. Геффель, вернувшийся недавно из армии. До призыва Вячеслав работал здесь же, закончил в свое время автошколу оборонного Общества. Совхозные курсы водителей, организуемые ДОСААФ , в общем-то явление в области типичное. Баталов рассказал мне, что в Кургальджинском районе, где он недавно побывал, действуют курсы в совхозе «Жентеке», а в райцентре идут занятия по повышению классности водителей местной автобазы. При астраханском райкоме ДОСААФв феврале организовали курсы, где работники районных предприятий и учреждений готовятся получить удостоверение на право вождения автомобиля и мотоцикла. Одновременно подготовка водителей началась на курсах в селах Камышенка и Каменка, в совхозах «Астраханский» и «Степняк». Наверно, нет нужды называть другие «точки» на карте области, где каждый вечер после работы люди разных возрастов занимают место за партой в классе, у разрезных агрегатов в мастерской, за рулем учебного автомобиля. Д ОСААФв наши дни занят не только подготовкой допризывников и призывников к воинской службе, но и обучением кадров массовых технических профессий для народного хозяйства. Опорными пунктами подготовки технических специалистов для села стали автошколы, спортивно-технические клубы. В них сосредоточены главные учебно-методические и организаторские силы. В Целиноградской области три таких опорных пункта. Это техническая школа и областная автошкола в Целинограде и автошкола в городе Атбасаре. В области есть еще восемь спортивнотехнических клубов, которые готовятглавным образом водителей категории «В» и мотоциклистов. Это тоже очень нужное дело, если учесть, что личный автомобиль, мотоцикл для многих работников сельского хозяйства — основное транспортное средство. От того, как оснащены учебные организации, какими располагают преподавательскими силами, во многом зависит их авторитет, во многом определяется качество подготовки водителей для сельского хозяйства. — В районе, — рассказывает заместитель начальника атбасарской автошколы Григорий Кириллович Герасименко, — мы почти что монопольные поставщики кадров водителей. Здесь четырнадцать совхозов, два колхоза. Школа поддерживает с ними постоянную связь. Наши представители выезжают на места, выясняют, где и какая необходимость в шоферах. Хозяйственные руководители сами заинтересованы в контактах со школой и, если того требует дело, помогают в организации обучения. В поле зрения автошколы попадают, конечно, и сельскохозяйственные предприятия соседних районов. Благодаря школам, клубам, курсам оборонного Общества сельскохозяйственные предприятия поднятой и обжитой целины получают сотни водителей автомобилей, других специалистов. По дорогам мчат «жигули», «москвичи», «запорожцы», мотоциклы разных марок, владельцы которых получили водительские права в учебных организациях ДОСААФ. Когда в Целинограде на торжественном митинге, посвященном приветствию Леонида Ильича Брежнева в связи с выполнением социалистических обязательств по продаже хлеба государству, поздравляли хлеборобов, много теплых слов было сказано ив адрес водителей. В дни уборочной страды они показали замечательные образцы труда. На двух тысячах двухстах автомобилях и тысяча трехстах прицепах перевезли более 90 миллионов пудов зерна. На хлебныхтрассах курсировало около 1400 автопоездов, четверть из которых — большегрузные. Среди лучших из лучших были названы имена шофера автоколонны 2552 Героя Социалистического Труда Валентина Петровича Щербакова, перевезшего в дни уборки 8200 тонн зерна, водителя рождественского автотранспортного предприятия кавалера орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени Сергея Абкаровича Баляна — на его счету 6730 тонн, водителя целиноградского автотранспортного комбината № 1 орденоносца Петра Ми ­ хайловича Колоса, вывезшего 6000 тонн хлеба. В миллионах пудов целиноградского хлеба, засыпанного прошлой осенью в закрома Родины, немалый труд водителей, воспитанных школами, клубами, курсами ДОСААФ . Социалистические обязательства работников автошкол и спорттехклубов области, взятые в честь 60-й годовщины Октября, наметили пути наиболее эффективного решения этой важной задачи. И верится, что все будет сделано как задумано и что в ряды автомобилистов-целинников вольется свежее пополнение — хорошо подготовленное, умелое, грамотное. И. БУТИН,спецкор «За рулем»Целиноградская область