Но вызывает тревогу тот факт, что на 1 января 1977 года ни одна марка дорожного мотоцикла, мотороллера или мопеда не удостоена государственного Знака качества. Подготовка к аттестации ведется только по двум моделям: «ИЖ—Планета-спорт» и ММВЗ—3.115. Нельзя не отметить замечания потребителей о ряде недостатков, таких, как небрежность изготовления деталей, сборки и регулировки мотоциклов, в результате чего ускоряется износ, случаются поломки деталей. Это обстоятельство вызывает озабоченность как заводов-изготовителей, так и торгующих организаций и обязывает работать над их устранением.Дороги, обслуживание, запчастиСреди факторов, определяющих спрос на мотоциклетную технику, потребители указывают увеличение интенсивности дорожного движения, состояние дорожной сети, обеспеченность машин стоянками и гаражами, качество технического обслуживания, организацию торговли. Рост интенсивности движения значительно снижает скорости, осложняет вождение, то есть уменьшает потребительские достоинства двухколесного транспорта. Большинство мотолюбителей сталкивается с проблемой стоянок и гаражей. Из-за отсутствия условий для хранения, малого количества платных стоянок владельцы мототехники вынуждены машину держать на улице, в квартире и т. п. Если учесть, что они часто используют в качестве гаражей вспомогательные помещения (сараи, кладовые и т. п.), то условия хранения нельзя назвать удовлетворительными. В результате сокращаются сроки эксплуатации машины, ухудшается ее техническое состояние, затрудняется профилактический ремонт. Сеть станций технического обслуживания крайне мала, они плохо оснащены ремонтным оборудованием, плохо снабжаются запчастями, не имеют нужного штата квалифицированных специалистов. Из-за недостатков в организации технического обслуживания услугами СТО пользуется только 3,3% опрошенных через журнал «За рулем» мотолюбителей. Плохо налажено производство запчастей и снабжение ими. Так, 4 1 % владельцев мототранспорта длительное время не может приобрести запчасти к двигателю, 13% — к трансмиссии, 26% — к электрооборудованию, 20% — к ходовой части. Требует дальнейшего совершенствования организация торговли. Исследования показали, что во многих магазинах из-за малой площади нет возможности выставлять широкий ассортимент мототехники, не всегда достаточна квалификация продавцов, отсутствуют механики, способные отладить машину и устранить заводские дефекты, выявленные при подготовке к продаже. Много претензий предъявляют мотолюбители к работе баз Посылторга. Как правило, сроки выполнения заказов не выдерживаются, а степень их выполнения не превышает 20%. В деле правильной ориентации мотопромышленности на выпуск необходимых населению товаров особую рольследует отвести заявкам и заказам торговли. Причем заказчик при их составлении должен исходить из требований завтрашнего дня, чтобы ликвидировать дефицитность многих изделий на рынке и побуждать промышленность к повышению качества мототехники до уровня лучших мировых образцов. К сожалению, ход исследования показал, что некоторые работники системы Министерства торговли СССР слабо знают положение дел на рынке, исходят из собственной интуиции и опыта, искусственно занижают заявки и заказы, тормозя тем самым развитие отечественной мотопромышленности. Например, для расчетов спроса, наличного парка, обеспеченности и других показателей, которые используются при обосновании заявок и заказов мотопромышленности, установлен срок службы мотоизделий в семь лет. Тем не менее этот срок во многих случаях еще не используется в расчетах, и в результате планируется выпуск морально устаревших моделей, на рынке возникает нехватка запасных частей. Такова объективная картина, предстающая в результате анализа и Обобщения данных комплекса опросов. Она позволяет рассчитывать на то, что будут сделаны необходимые выводы, чтобы раздвинуть границы рынка мотоциклетной техники, повысить ее качество и, в конечном счете, удовлетворить запросы ее приверженцев. А. ЛОВКО, заведующий сектором культхозтоваров ВНИИКСа, кандидат экономических наук С. БАРАНОВ, старший научный сотрудникАКТУАЛЬНАЯ КОЛОНКАВ один из весенних дней мы провели микротест: сотрудники редакции — водители должны были описать дорожные ситуации, которые в этот день заставили их волноваться, нервничать. Вот некоторые из ответов. ...Утром в час «пик», выезжая из двора на улицу, долго не мог влиться в плотную очередь автомобилей, ожидавших правого поворота на перекрестке, — никто не пропускал. ...На площади Маяковского, едва зажглась стрелка налево, как водитель стоявших позади «Жигулей» стал нетерпеливо сигналить. ...Заглох двигатель у грузовика на улице с напряженным двухрядным движением. В узкую «горловину» беспорядочно ринулись машины из обоих рядов. Создалась пробка. Чуть не ободрали бок. ...В поисках незнакомой улицы оказался перед перекрестком не в своем ряду. Попросил жестом водителя рядом, чтобы дал мне перестроиться. В ответ он выразительно покрутил пальцем у виска. Пришлось совершить круг в несколько километров. Речь, как вы поняли, пойдет не о формальном соблюдении правил движения, а о культуре за рулем вообще. Она прежде всего предполагает умение вести себя так, чтобы не до ставлять другим ненужных отрицательных эмоций, ненужных беспокойств, уважение к окружающим вас на дороге людям. О нормах поведения человека за рулем написано немало. «Моральный нлимат дороги» — одна из постоянных тем нашего журнала. И все же именно к ней мы решили обратиться в нашей новой «Актуальной колонке». Лето. Разгар автомобильного сезона. И на солнце накаляются не только металлические кузова, но порой и атмосфера взаимоотношений на дороге. Все хорошо знают о том, что вежливость стоит дешевле всего и ценится окружающими дороже всего. Но, увы, как часто еще (и как это досадно!) приходится сталкиваться в пути с необъяснимой недоброжелательностью, а то и вовсе со злостью. Стоит ли говорить, что случаи, о которых идет речь, оборачиваются плохим настроением, сказываются на нашей работе. Порой за ними — аварии, разбитые машины, жертвы. А ведь, казалось бы, так просто этого избежать. Задержись на секунду-другую и дай место водителю, который по неудачному стечению обстоятельств обречен долго-долго ждать своей очереди. Или: объезжай застрявший автомобиль не по принципу «я первый», а через одного. В общем, не забывай, что завтра сам можешь оказаться в роли водителя, которому потребуется чья-то уступчивость, чье-то внимание на дороге. Да, видимо, многим из нас надо отказываться от представления о водительском мастерстве, как об умении везде быть первым. Первым сорваться, первым умчаться, оставив позади всех. Нужно, чтобы по-настоящему хорошим водителем считался не тот, кто умеет быстро гонять, а тот, кто умеет ездить грамотно и вежливо, не действуя на нервы других участников движения. Это связано с известной психологической ломкой, с вдумчивой воспитательной работой — на курсах водителей, в организациях автомотолюбителей, в прессе, на телевидении. Неуступчивость, злость за рулем должны рассматриваться как антиобщественные поступки. Быть может, сказанное здесь иным покажется повторением известных Истин. Но мы все же сочли необходимым еще раз обратиться к нашим читателям: пусть вежливость, разумные взаимные уступки, взаимопонимание будут определять атмосферу на дороге. От этого в выигрыше будут все.От редакции За последние годы, с повышением благосостояния населения быстро растет спрос на мотоциклетную технику. Это подтвердило, в частности, исследование, проведенное ВНИИКСом. Мы знаем, что наша мотопромышленность делает много для удовлетворения спроса, что она вышла по выпуску машин на ведущие позиции в мире. И все же, как показывают результаты исследования, в этой области сделано далеко не все. Вытекающие из него выводы затрагивают интересы десяти с лишним миллионов владельцев мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов, миллиона с лишним тех, кто приобретет их в нынешнем году, всех потенциальных владельцев. Это продукция, к производству которой прямо относится постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии в 1976—1980 годах производства товаров массового спроса ио мерах по повышению их качества». Постановление охватывает широкий круг вопросов, решение которых в области мотоциклетной техники зависит от Госплана СССР, министерств автомобильной промышленности СССР и торговли СССР, а также от ряда других министерств и ведомств. И нашим читателям будет интересно узнать, какие меры они принимают к совершенствованию ее производства и, в конечном счете, к удовлетворению интересов миллионов мотолюбителей.